Конспект урока по географии на тему Путешествие в Австралию Н.Н.Миклухо-Маклая

С(К)ОУ "Карасульская специальная (коррекционная) школа-интернат"




География в 8 классе



Тема: «Путешествие в Австралию Н.Н.Миклухо-Маклая»







Учитель географии:
Павлинова Светлана Яковлевна





Цели и задачи урока:
1. Образовательные
Познакомить учащихся с географическим положением Океании, населением и особенностями её природы.
Расширить знания о природе и жизни коренных жителей о. Новая Гвинея, о русском путешественнике Н.Н. Миклухо-Маклае.
2. Коррекционно-развивающие
Корригировать произвольное внимание, речь, логическое мышление путём беседы, ответов на вопросы, выполнения практических заданий, дидактических игр;
Обогащать словарный запас через выполнение опережающих заданий.
3. Воспитывающие
Воспитывать любовь к окружающей и необычной природе других материков;
Расширять кругозор школьников.
Воспитывать интерес к учёбе и предмету.

Тип урока: Изучения нового материала, с элементами личностно-ориентированной и практической направленности.

Оборудование:
политическая карта мира;
физическая карта Австралии и Океании;
портрет Н.Н.Миклухо-Маклая;
картина «Миклухо-Маклай на о. Новая Гвинея»;
рисунки хижин и предметов быта папуасов;
картинки с изображением растений и животных;
натуральные плоды (орех кокосовой пальмы, киви, ананас, бананы и др.);
карточки с заданиями.



Методы обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, диалог.
Наглядные – показ на карте географических объектов, иллюстраций, картин и рисунков, демонстрация натуральных предметов.
Практические - с программированными и опережающими заданиями.

ХОД УРОКА
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный этап


· взаимное приветствие;

· настрой учащихся на работу;

· проверка готовности к уроку (рабочее место, поза, внешний вид);

· по звонку найти своё место;

· взаимное приветствие;

· настрой учащихся на работу;


Подготовка к основному этапу

· Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать эмоциональный интерес с опорой на наглядность к изучению новой темы.
Принимают информацию , участвуют в целеполагании

Основной этап
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по Океании, познакомимся с русским путешественником Н.Н. Миклухо- Маклаем. И так, в путь!
Сообщение нового материала (презентация).
Рассказ-беседа о самом крупном острове в Тихом океане – Новая Гвинея
Рассказ о населении Новой Гвинеи и их основных занятиях

· - Коренные жители острова папуасы – (слово «папуа» означает «курчавый»).

· - Демонстрация внешнего вида коренных жителей Новой Гвинеи

·- Дать характеристику антропологических данных папуасов (тёмно-коричневый цвет кожи, курчавые волосы, широкие носы, толстые губы).

·- Основные занятия: рыболовство, охота, земледелие. Выращивают: бананы, ананасы, сахарный тростник, кокосовые пальмы (показать иллюстрации перечисленных растений с демонстрацией натуральных объектов: кокосовый орех, бананы, ананас).
Н.Н. Миклухо-Маклай – первый русский учёный и путешественник, изучивший жизнь и быт коренных народов Новой Гвинеи.

·- Показать портрет учёного и дать краткую характеристику его биографии.

·- Опережающее задание учащегося в виде реферата о русском путешественнике Миклухе-Маклае, который жил на острове, изучал жизнь папуасов и доказал несостоятельность теории о низших расах.
ФИЗМИНУТКА« Путешествие по карте»
запись темы урока в тетрадь


Принимают информацию

Первичная проверка понимания
Работа с физической картой Австралия и Океания в учебнике, (с.71).
а). Найдите на карте острова Тихого океана, расположенные к востоку, к северо-востоку и юго-востоку от материка Австралия. Прочитайте их названия, запишите в тетрадь, покажите на стенной карте.
б). Какие из этих островов самые крупные по величине?
1) – о. Новая Гвинея
Соломоновы острова
о. Новая Зеландия
острова Новые Гибриды
острова Фиджи
о. Новая Каледония
Гавайские острова и др.

Закрепление ЗУН
3. Какой остров в Океании самый большой?
4. Опишите особенности природы Океании.
5. Кто первым из русских учёных изучил жизнь и быт народов Новой Гвинеи?
6. Почему имя этого путешественника и натуралиста осталось в истории?
7. Практические и самостоятельные работы:
Работа в парах и групповая работа

Итог урока. Рефлексия
на доске:
сегодня я узнал было интересно я понял, что я почувствовал, что я научился у меня получилось я смог меня удивило мне захотелось

Оценки и комментарии
1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:



















· Буквенное задание.
- Впиши в рамочку числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.

7
5

3
4
1
6
2


Я

Н

Е

А

О

И

К


- Ответ:

1


2
3
4
5
6
7


















- Какое слово получилось?
Покажи этот объект на карте.


· Впиши фамилию русского учёного, кто первым доказал несостоятельность теории низших рас.

















М И А Л А
Л К - М К
У Х О Й


· Перфокарта
Ответы
Вопросы
Новая Гвинея
Берег Маклая
Новая Зеландия
Гавайские острова

1.Самый большой остров в Тихом океане.





2. Побережье острова, где жил Миклухо-Маклай.





3. Символом, какого острова является птица киви?





4. Группа островов в центральной части Тихого океана.








Опережающее задание:
«Николай Николаевич Миклухо- Маклай на острове Новая Гвинея».

Первым учёным, изучившим природу, жизнь и быт населения Новой Гвинеи был русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай. С молодых лет Миклухо-Маклай увлекался естествознанием. Он был биологом, географом, этнографом, врачом, художником. В сентябре 1871 года он отправляется на Новую Гвинею. На берег Миклухо-Маклай высадился один без оружия. Коренные жители острова – папуасы встретили его с недоверием. Маклая это не остановило, он вошёл в деревню, сел на циновку, снял башмаки, лёг и уснул. Но в последствие, своим вниманием, правдивостью и дружеским отношением он завоевал любовь и доверие папуасов. Папуасы полюбили Маклая, стали называть его своим братом. Когда он уехал, они годами хранили его вещи, жилище и ждали его возвращения. Прошло много лет. В конце прошлого века группа российских учёных посетила деревню, где жил Миклухо-Маклай. Они отметили, что жители этой деревни сохранили о нём память. О Миклухе-Маклае рождались легенды. Своим детям папуасы нередко дают имя Маклай.
«Томо-русс» (так звали его местные жители) научили их пользоваться железными ножами и топорами, учил разводить новые полезные растения, лечил больных. Он много сделал, чтобы улучшить положение папуасов. Прожив много лет на острове, Миклухо-Маклай убедился в том, что папуасы такие же люди, как и европейцы. Северо-восточное побережье, где жил и работал Миклухо-Маклай и сейчас носит название «Берег Маклая».

Казуары – массивные наземные птицы весом до 80 кг, питаются плодами, (3 вида). Все виды встречаются на Новой Гвинее, по одному виду в северо-восточной части Австралии и на островах у берегов Новой Гвинеи.
Киви – бескрылая птица, величиной с курицу, оперение похоже на шерсть, у него длинный клюв. Насиживает кладку и водит птенцов самец.









13PAGE 15


13PAGE 14815




15