Союз как служебная часть речи


СОЮЗ КАК СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ. ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ СОЮЗЫ.
Образовательные цели урока:
Ученик должен изучить основные характеристики союза, научиться находить союзы в тексте.
Наблюдение и исследование за ролью союзов в предложениях, в тексте, формирование умения различать простые и составные союзы.
Совершенствование орфографической и пунктуационной зоркости.
Развивающие цели урока:
Развивать умения и навыки работать в группах.
Формирование развития приемов умственной деятельности при объяснении нового материала.
Воспитательные цели:
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, познакомить с понятием толерантности.
Воспитывать внимание и волю, стремление быть требовательным к себе.
Оборудование:
Интерактивное оборудование.
Карточки с заданиями для групповой работы.
Ход урока
Организационный этап:Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне. Сегодня мы будем работать в группах. Приготовьтесь к активному сотрудничеству. Готовы!? Садитесь.
Вы, наверное, знаете, ребята, что я приехала к вам из другой школы.Ребята из моего 7б класса передают вам привет и попросили передать вам письмо. Почитаем?
Слайды 1,2,3,4,5.
Загадки по теме «Служебные части речи»
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает. (предлог)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь
Порою повторяюсь много раз. (союз)
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
(частица)
Расшифруйте тему сегодняшнего урока.
Учитель: Правильно! Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с такой служебной частью речи как союз.
Сообщение темы и целей урока: Слайды 6,7. Учитель:
- Тема урока «Союз как служебная часть речи». На уроке мы с вами:
повторим понятие «Служебные части речи», изучим основные характеристики союза;
будем говорить о роли союзов в предложении и тексте;
3. поговорим о том, что такое толерантность.
А для начала проведем с вами лингвистическую разминку. Слайд №8
Цифровой диктант. Надеюсь, вы помните правило о правописании Ь на конце слов после шипящих. Ь после шипящих пишется в существительных 3 склонения.
Не пишется в существительных 2 склонения и в существительных в форме родительного падежа множественного числа.
ноч…
помощ…
решение задач…
вещ…
радость встреч…
капли с крыш…
этаж…
доч…
луч…
малыш…
реч…
карандаш…
нож…
мелоч…
кирпич…
Операционно-деятельностный этап. 1, 2, 4, 8, 11, 14.
Что вы уже знаете о союзе как части речи? (Одна из служебных частей речи, служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.)
Давайте заглянем в словарь. Какие определения союза там можно найти?
Слайд № 9
В XIX в. в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова”.
Выделите в определении ключевые слова.
Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы.
Задание №1 «Найди нужные союзы» Слайды №10
Спишите пословицы, вставляя подходящие по смыслу союзы.
Где слова привета, там улыбка для ответа.
Сам погибай , а товарища выручай.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Большей дружбы не бывает , когда друг за друга погибает.
Не имей сто рублей , а имей сто друзей.
Когда друг просит, не существует «завтра».
У того свои желания сбываются, кто людям помогает.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Не забудьте о знаках препинания! На какую тему данные пословицы?
Каждая группа получает карточку, правильный ответ после проверки появляется на интерактивной доске.
Проверка выполненной работы. Слайд № 11
Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.
Какие слова мы внесли в предложения? (Союзы). Заключите их в овал.
Для чего нужны союзы в предложении? (Они связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.) Итак, союзы связывают однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложного.
Можно ли определить лексическое значение?
Являются ли они членами предложения?
Можно ли к союзам задать вопрос?
О чем эти пословицы?
Почему желания сбываются у того, кто людям помогает?
Изучение теоретического материала по теме. Параграф 59. Стр. 224.
Аналитическая беседа по теме “Разряды союзов”.
Итак, мы увидели, что союзы можно разделить на группы в зависимости от строения и от значения и употребления. Остановимся на делении союзов на сочинительные и подчинительные. Чем отличаются эти группы союзов друг от друга?
Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного.
А возможно ли выделение разрядов союзов по другим признакам?
ЗАДАНИЕ № 2
Обратите внимание: на слайде № 12 приведены союзы. По какому признаку эти союзы можно разделить на две группы? (Состоят из данного слова – состоят из нескольких слов.)
когда
что
чтобы
если
как
словно
так как
не только… но и
оттого что
потому что
так что
как будто
Какое название можно предложить для союзов первой группы? (Простые – союзы, состоящие из одного слова.) А второй? (Составные – союзы, состоящие из двух и более слов.)
Задание №3
А теперь попробуем обобщить все новое, что вы узнали о союзе и то, что вы уже знали.
Перед вами лежат незаполненные схемы, попробуйте самостоятельно составить
блок-схему о союзе.
Проверка выполненной работы. Демонстрация слайда №13
ФИЗМИНУТКА
ЗАДАНИЕ № 4
Выполнение упражнения 423 стр. 225. Работа на интерактивной доске в AKTIV STUDIO. СОЗДАНИЕ ФЛИПЧАРТА.
А вы знаете, ребята, что ( СЛАЙД № 14) название СОЮЗ появилось в XVll веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ.
Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили:
Слово И – один из самых древних союзов русского языка.
Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания.
Слово И – за тысячелетия – не изменило своего значения.
Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом
Задание №5
Учитель: Внимание на доску. Перед вами ... СЛАЙД 15 ПРИТЧА
Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь.Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них для того, чтобы она стала тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
Учитель: Так что перед вами?
Текст
Учитель: Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)
Учитель: Верно. Назовите союзы и укажите простые они или составные. (Называют)
Учитель: Как бы вы озаглавили этот текст? (Варианты ответов: “Подружка”...)
Учитель: Какая проблема поднимается в тексте? (Проблема выбора друзей, товарищей, знакомых)
Учитель: Аргументируйте свой ответ. (Ответы учащихся)
Учитель: Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать всё хорошее, что вмещается в одном человеке? (Толерантность)
Учитель: Верно. Молодцы. Немножко из истории… в XVIII–XIX веках во Франции жил некто Толейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие “толерантность”.
Учитель: Толерантность – это... Слайд №16
терпимость к другим людям, мнениям, к другим поступкам;
умение понимать и познавать других людей;
устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов...
Учитель: Если мы будем внимательны к любому человеку: будь то попутчик, бродяга, друг, - это и будет проявление доброты. (Связь с текстом)
Задание № 6 Упражнение 421. Выписать из текста простые и составные союзы в 2 столбика.
Задание № 7 Диктант «Верю – не верю». СЛАЙД № 17
Я буду читать вам утверждение, если вы согласны с ним, то ставите «+», а если не согласны, то ставите «-».
К служебным частям речи относятся: предлог, союз, местоимение.
Союз – это самостоятельная часть речи.
Союзы бывают сочинительные и подчинительные.
К союзам можно задать вопрос.
Союзы могут быть простыми и составными.
Союз является в предложении обстоятельством.
Союзы, которые состоят из одного слова, называются простыми.
Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения.
Проверка выполненной работы. СЛАЙД № 18
Перед вами на столе лежат оценочные листы. Поставьте в них оценки.
1 графа – оценка, которую бы поставил себе Я, 2 графа – оценка, которую ставит мне группа, 3 графа – оценка, которую ставит мне учитель.
Рефлексия . Слайд 19
Предлагаю вам написать письмо вашим сверстникам из Алакольской школы.
Поделитесь с ними впечатлениями от урока. Расскажите о том, довольны ли вы тем, как поработали на уроке. Может быть, это будут какие-то пожелания...
Пока ребята заняты творческим заданием, учитель выставляет оценки за урок.
Проверка выполненной работы.
Домашнее задание. Слайд 20
Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание: Параграф 59. Повторить теоретический материал. На выбор:
Упражнение 427.
Составить тест по теме.
Составить кроссворд по теме.
Выставление оценок.
Учитель: Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
Отдохнём одну минутку,Восстановим зоркость глазИ почувствуем всем телом,Как тепло согрело нас.Как уютно в нашем классе, Нет печали, нет тревог.Потрудились славно дети,Завершается урок. Слайд № 21. Спасибо за урок.
У грузинского писателя Чабуа Амирэджиби есть замечательный роман «Дата Туташхиа» Вот как звучит эпиграф к нему:
И было человеку дано: СОВЕСТЬ, чтобы он сам находил свои недостатки. СИЛА, чтобы он мог их преодолевать. УМ и ДОБРОТА на благо себе и своим ближним, ибо только то благо, что идет на пользу другим. Мне бы хотелось, чтобы ваши ум и доброта приносили только благо окружающим вас людям.