Урок русского языка Как написать письмо по УМК Перспективная начальная школа

Ход урока:
Вводная беседа. Актуализация темы урока.
Что я держу в руках? Приходилось – ли вам писать письма? Кому? Знакомы – ли вам проблемы Маши и Миши? Знаете – ли вы как начать и закончить своё письмо?
( стр. 23 - 24)
- Ребята, догадайтесь, кто спешит к вам на урок?
У него сегодня много
Писем в сумке на боку –
Из Ташкента, Таганрога,
Из Ростова и Баку.
-Правильно, Почтальон.
( раздаётся стук, входит Почтальон Печкин)

-Сегодня к нам на урок пришёл Печкин. В каком произведении вы встречались с этим героем?
Д: « Дядя Федор, пёс и кот» Э.Успенского
П: Я принёс Вам письма, но я их не отдам, пока Вы не скажете, что такое письмо?
( ответы детей)
У: Чтобы узнать точное значение обратимся к словарю.
Работа со словарём
( дети знакомы с работой со словарями, потому задание не вызовёт особых затруднений)
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь кому – нибудь

Сообщение темы урока
Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? Сегодня на уроке мы познакомимся с разными письмами, с правилами написания письма, узнаем, кому и для чего их пишут, будем учиться писать письма своим близким и друзьям.

Изучение нового материала
- В сумке у почтальона Печкина несколько писем
( письма раздаются по группам)
- Прочитайте письмо и определите, кому, и для какой цели оно написано.
1. Дорогой Иа!
Поздравляю с днём рождения!
Желаю всего – всего хорошего.
Шлю подарочек – Очень полезный горшочек.
Твой Пух.
Д: Вини Пух поздравляет своего друга с днём рождения, значит, это письмо – поздравление.


2.Юный друг!
Всегда будь юным,
Ты взрослеть не торопись!
Будь весёлым, дерзким, шумным.
Надо драться, так дерись.
Никогда не знай покоя,
Плачь и смейся невпопад.
Я сама была такою
Триста лет тому назад.
Черепаха Тортила.
Д: Черепаха желает своему другу, чтобы он в жизни не унывал, значит, это письмо - пожелание.

3.Дорогие друзья!
Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной.
Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.
У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно.
Я побывала на юге, где так хорошо!
Я скоро заеду к вам.
До встречи!
Лягушка – путешественница.
Д: Лягушка рассказывает новости о своём путешествии друзьям. Это письмо несет информацию, значит, это письмо – информация.
- Письма бывают разные: письма – поздравления, письма – пожелания и письма – информации.
Письма могут быть адресованы разным людям, друзьям, родным, учителю. Посмотрите на конверт, что интересного вы увидели? Получателя называют адресатом – от немецкого слова « адрес». А того, кто пишет письмо и его отправляет?
Д: если человек отправляет, значит отправителем.
- Вот мы уже и знаем некоторые особенности структуры письма.
Формирование знаний об особенностях текста письма.
-Можно – ли считать письмо текстом?
Д: Я считаю можно, потому что предложения связаны по смыслу, выражают законченную мысль.
- Как вы считаете, сколько частей в письме?
( дети путём спора выясняют, что три части)
- Письмо, как и любой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку.
- Почему не сразу вы смогли определить части письма?
Д: Оно написано по особенному, не так как обыкновенный текст.
- Давайте прочтём письмо, записанное на доске, и постараемся вместе с вами выяснить эти особенности, которые нас запутали.

6. Знакомство с текстом письма.
Здравствуйте, мама и папа!
Получил от вас письмо. И вот пишу ответ.
Расскажу, как мне живётся в лагере. Живём мы весело: купаемся в речке, ходим в походы, играем. У меня здесь много друзей.
Как вы живёте? Как ваше здоровье? Передайте от меня привет бабушке.
До свидания! Целую и обнимаю.
Ваш сын Вадим.
2 августа 2008 года.
с. Селивановка.

- К какому виду писем относится этот текст? Какие особенности заметили?
Д: Это – письмо – информация. Оно имеет адресата, дату написания, вопросы к родителям.
- Что включает в себя начало?
Д: приветстви
·е.
- О чём говорится в основной части?
Д: сообщаются новости
- Как завершается письмо?
Д: вопросы родителям, просьба, приветы, подпись и дата.
- Перед вами лежат таблички – схемы « Как писать письмо»

Табличка – схема.
С х е м а н а п и с а н и я п и с ь м а

Начало (зачин) письма:
* - обращение
* - начальная фраза о состоянии переписки
2. Основная часть письма:
* - сообщение о новостях
3. Концовка письма:
* - вопросы адресату
* - просьбы
* - приветы
* - прощание
* - подпись
* - дата и место написания (можно указать в начале письма в
правом верхнем углу)


- Не в каждом письме есть все эти элементы. Но вот вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах подобного рода.
Нередко письма начинаются с благодарности и с вопросов к адресату, а уж потом идёт сообщение о себе. Вопросы - это важная часть письма к родителям и близким.

7. Физкультминутка
- Дети кладут голову на руки. Звучит музыка.

Наши глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Всё чудесно расслабляется
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать.
Потянулись, улыбнулись.

8. Работа по редактированию письма.
- Откройте учебник на стр. 25, прочитайте письмо, которое кот Матроскин написал в Институт физики Солнца. Соблюдает – ли кот правила вежливости? Соблюдает – ли структуру написания писем? Чтобы ответить на вопросы пользуйтесь схемой написания письма.

Дорогие учёные!
У вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замёрзнем мы с этим хворостом! Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно.
Уважающий вас кот Матроскин.
Д: сначала обязательно надо поздороваться
Д: если обращаешься к незнакомому человеку, то лучше писать «уважаемые»
Д: к незнакомым и взрослым людям, мы должны обращаться на «Вы» и писать с большой буквы
Д: закончить письмо нужно вопросами к адресату, попрощаться и поставить дату и место написания.
- Какой вывод можно сделать после прочтения этого письма?
Д: Матроскин не знает правила вежливости и структуру написания писем.

9.Самостоятельная работа по редактированию письма.
- Исправьте текст письма, соблюдая все замечания. Но помните, что письмо пишется чётким, разборчивым почерком, с левого края оставляют поле до 2,5 см, такие же поля сверху и снизу, письмо не пишут сплошным текстом, в нём может быть много абзацных выделений (красных строк)
(порядок оформления письма написан на доске)
10. Проверка самостоятельной работы.

11. Итог урока. Рефлексия.
- Что интересного было на уроке? Что нового внесли в свою копилку? Что хотели изменить? Появилось – ли у вас желание написать письмо своим близким и родным? Какие письма хранятся у вас в семье? Почему?
На столе лежит «цветок настроения», которое вы испытали во время урока: красный – спокойное, желтый – поучительное, зелёный – тревожное. Прикрепите его к словарю настроения.

12.Домашнее задание.
- т. -№ 1 стр. 64 упр. 80





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



























Тема: Как писать письмо.

Цель: 1.знакомство детей с самыми простыми правилами написания письма, со структурой письма и его стилистическими особенностями, овладение речевым этикетом и культурой выражения чувств, обучение написанию письма другу, родным и близким людям.
2. развитие речи, обогащение словарного запаса
3. воспитание чувства любви и заботы к родным и близким


Эпиграф: « Не надо бояться ошибок - надо уметь в них разбираться»

Класс: 2


Оборудование: конверты с письмами, таблица – схема структуры письма, словарь настроения, бумажные цветы.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415










13PAGE 15


13PAGE 14615