Статья на тему Применение якутских национальных развивающих игр на коррекционных занятиях


Применение якутских национальных развивающих игр на коррекционных занятиях

Докторова Диана Егоровна
Андреева Галина Спиридоновна,
учителя-дефектологи МОКУ С(К)ОШ-И № 34
г. Якутск
Республика Саха (Якутия)

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что «… истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Учитывая актуальность данной проблемы, на дефектологических занятиях уделяется большое внимание развитию мелкой моторики рук. Занятия нацелены на развитие мышц пальцев, кистей рук; развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук, действовать по словесным инструкциям; развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием; развитие творческой активности, пространственного мышления, ритмичности; развитие наблюдательности; развития глазомера.
Одним из видов коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук являются якутские национальные развивающие игры, изготовленные из природного материала родного края.
Эти игры способствуют также приобщению детей к национальной культуре и быту якутского народа, влияют на становление и развитие личности, воздействуя на умственное, нравственное, физическое развитие.
На коррекционно-развивающих занятиях используются следующие игры:
Игра «Тырыынка» (Игра в палочки): готовятся специальные деревянные палочки длиной 10–12 см., толщиной до 2 мм. Количество палочек должно быть таким, чтобы их можно было свободно обхватить пальцами одной руки. Игрок, держа палочки вертикально кистью одной руки, опирает их нижними концами на стол и резко отпускает. Затем он сначала собирает палочки, лежащие на столе отдельно, а затем приступает к вытягиванию специальной палочкой, имеющей форму ложечки, палочек, что лежат в кучке. Выигрывает тот, кто вытягивает больше палочек из кучки, не задевая остальные (оставшиеся) палочки. Эта игра развивает логическое мышление и ловкость.
Настольная игра «Хабылык» (Игра в лучинки): развивает не только координацию движений, но и способствует проявлению смекалки. Для игры изготовляются лучинки длиной 18–20 см., шириной 10 мм, толщиной 2 мм. На пяти лучинах наносятся насечки числом от 2 до 6. Количество лучинок должно быть таким, чтобы они могли уместиться на ладони участника. Держа лучины на ладони, игрок подбрасывает их, на лету ловит тыльной стороной кисти, а затем, вновь подбросив их, должен поймать кистью нечётное количество лучинок или одну с насечками. Поймав нечётное количество лучин, игрок откладывает одну, непарную, в свою копилку. Если он поймал лучинку с насечками, то откладывает в копилку несколько лучин соответственно числу насечек на пойманной лучинке. Если игрок поймал чётное число лучин, он передаёт право игры следующему участнику.
Игра «Тыксаан» (Игра с фишками – Щелчки): изготавливают из тальника 50 фишек диаметром 1–1,5 см, длиной 2–3 см. Одна продольная сторона фишек делается выпуклой (полукруглой), другая – плоской. Участник игры берёт фишки в ладонь и разбрасывает их на столе. Если две фишки легли одна на другую, игрок забирает их в свою копилку. Затем он щелчком должен попасть одной из фишек, лежащих плоской стороной, в другую, расположенную в таком же положении, или лежащей выпуклой стороной в лежащую так же фишку, не задев при этом другие фишки. При попадании в цель он забирает фишку в копилку и продолжает игру.
Применение якутских национальных развивающих игр на коррекционных занятиях формируют у учащихся коммуникативные и этнокультуроведческие компетенции на уровне, достаточном для приобщения к культуре якутского народа.
Таким образом, якутские национальные развивающие игры способствуют не только развитию мелкой моторики, но и способствуют развитию речевой функции, активизации познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы:
Люблинская А. А. Детская психология. – М. : Просвещение, 1971.
Шадрина А. А. Якутские народные игры. – Якутск, 1990.
Гоголева С.В., Лепчикова Л.П., Саввина М.Н. Дидактические игры. – Якутск: Кн.изд-во, 1991.