Технологическая карта урока по истории Рыцарство в средние века ( 6 класс)


МАОУ СОШ № 61 города Тюмени
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ
« Рыцарство в средние века»
6 класс
Составитель: Поправка Светлана Григорьевна
Учитель истории и обществознания 1 категории
г. Тюмень, 2015 год
Аннотация к уроку истории
 для обучающихся 6 класса
«Рыцарство в средние века»
Данный урок является, вторым уроком в изучении раздела: «Расцвет средневековья». Основная задача урока - сформировать представление о жизни рыцарского сословия, об особенностях рыцарской культуры. На протяжении урока рассматриваются особенности вооружения и боевая тактика рыцарей, рыцарская культура, кодекс рыцарской чести, что служит основой при изучении новой темы.
Этот урок - изучение и первичное закрепление новых знаний.
В процессе усвоения  новых знаний, происходит формирование навыков самостоятельного мышления, обобщения, развитие познавательной активности, желание самостоятельно «добывать» знания. Усвоение учебного материала реализуется в процессе выполнения различных заданий.
Поправка Светлана Григорьевна учитель истории и обществознания, 1 категория, МАОУ СОШ №61, города Тюмени.История Класс:6Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Продолжительность урока: 45 мин.
Тема  Рыцарство в средние века
Цель  Ознакомление учащихся с условиями жизни рыцарей в средние века.
Задачи 1. Образовательные:
сформировать представление о жизни рыцарского сословия, об особенностях рыцарской культуры.
2. Развивающие:
развивать познавательную активность, желание самостоятельно «добывать» знания;
способствовать формированию информационной компетенции через умение работать с иллюстрацией, с текстом учебника, с историческими документами;
способствовать формированию коммуникативной компетенции, через умение работать в парах и группах;
развивать умения: выделять главное, обобщать, анализировать, делать выводы.
3. Воспитывающие:
формирование нравственных качеств личности.
УУД Личностные УУД: действие нравственно-этического усваиваемого содержания.
 Регулятивные УУД: умение видеть проблему и находить способы ее решения; целеполагание, планирование и оценка своих достижений.
 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний
Познавательные УУД: развитие способностей ставить учебную задачу, проектировать пути ее реализации
Планируемые результаты Предметные:
Знать: понятие «рыцарство», особенности рыцарской культуры, кодекс рыцарской чести.
Уметь: работать в группе и паре; выделять главное при работе с текстом учебника и историческими источниками, при ответе на вопросы и решении различных учебных задач.
Личностные: уметь анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, способность определять и аргументировать свое отношение к ней;Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; владеть умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации (СМИ, материалы на электронных носителях), показать готовность к сотрудничеству с соучениками в коллективной работе.
Основные понятия Рыцарь, замок, донжон. турнир, герольды, герб, девиз,
Межпредметные связи  География: страны Европы (Англия, Франция).
Литература: тема рыцарей в поэзии.
Технология: изготовление рыцарей из пластилина.
Ресурсы:
 основные
 дополнительные  - Учебник: В.А.Ведюшкин В.А. «История средних веков. 6 класс» – РАН, ВАО, Издательство «Просвещение», 2010.,
- мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация, дидактический раздаточный материал (тексты исторических источников, путеводитель), электронное приложение к учебнику «История средних веков» (ЭУ) авт. В.А.Ведюшкин, 2009г.
- Рыцари. Энциклопедия. М., “Росмэн”, 2008 г., История средних веков, 6 класс Е.В.Агибалов, Г.М. Донской М. Просвещение. 2012.
- Интернет-ресурсы: www.nsportal.ru, www.proshkolu.ru
Формы организации работы учащихся Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая, И - игровая
Технология  Коммуникативная, игровая.
Технологическая карта урока Ход урока:
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Организационный момент.
Время: 2 мин.
Приветствие учащихся.
Определение отсутствующих.
Проверка подготовленности учащихся к уроку.
Организация внимания.
/слайд 1/
Готовятся к уроку.
Приветствуют учителя.
Подготовка учащихся к работе на уроке, создание благоприятной психологической атмосферы, активизация внимания учащихся. 2.Актуализация и мотивация знаний.
Время: 2 мин.
Проверка домашнего задания.
Время: 3 мин
Постановка учебных задач урока.
Время: 2 мин. Словесный метод, объяснение учителя. Учитель мотивирует учащихся на урок, сообщая им, что это не обычной урок, а урок-путешествие на средневековом корабле. С собой мы возьмем «судовой журнал», чтобы отмечать интересные события и факты, и справочник по истории - это учебник средних веков.
Для того, чтобы сесть на корабль нужно заплатить владельцу корабля, а оплатой за проезд будут ответы на вопросы. Фронтальный опрос учителя по вопросам на слайдах /слайд 2-3/
Учитель продолжает игру и сообщает учащимся, что они высаживаются на берег и спрашивает, что же там видят они вдали? /Слайд №4/ (Метод наглядный.)
Учитель спрашивает учащихся в какой эпохе, мы находимся?
/Слайд № 5-6/ (Метод наглядный)
-Учитель обобщает ответы, читает стихотворение Владимира Арькова» Странствующий рыцарь» (Метод разбор стихотворения) и задаёт вопросы:
- «О ком это стихотворение?
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока-путешествия?
/Слайд №7/
- Учитель спрашивает, что учащиеся хотели бы узнать о средневековом рыцарстве?
Совместно с учащимися учитель обобщает ответы учащихся и ставит цели и задачи урока: познакомиться с условиями жизни рыцарей в средние века, сформировать
представление о жизни рыцарского сословия, об особенностях рыцарской культуры и чести /слайд 8/. (Метод практический)
(Ученики отвечают на вопросы учителя)
Игра «Горячий стул».
Учащиеся задают 3 вопроса ученику. (Методы: И, Г.)

(игра «Горячий стул»)
Учащиеся читают текст стихотворения на листах.
Подчеркивают фразы, доказывающие правильность ответа (рыцарь)
Учащиеся формулируют тему урока и открыв судовые журналы (тетради) записывают тему урока: «Рыцарство в средние века».

(учащиеся записывают тему) Фронтальный опрос учителя по вопросам на слайдах /слайд 2-3/ Учащийся отвечает на вопросы учителя.
Учащийся отвечает на вопросы одноклассников.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему урока.(Метод: К)
Записывают тему урока в судовой журнал.
Формулируют цели урока. Восприятие учащимися нового учебного материала.
Усвоение знаний по теме «Феодальное общество».
Умения ставить вопросы, задавать цели на урок,
способствовать развитию мотивационной сферы, создать у учащихся настрой на активную работу на уроке.
1.Познавательные УУД: развитие у учащихся ставить учебную задачу, проектировать пути ее реализации
2.Регулятивное УУД: целеполагание, оценка своих достижений.
3. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний.
4. Личностные УУД: действия нравственно-эстетического усвояемого содержания.
3.Усвоение новых знаний:
Время: 18 мин.
Первичное закрепление
Вступительное слово учителя о
рыцарях и замках, с использованием слайдов 9-11, иллюстраций по теме электронного учебника (с.105). (Метод объяснительно-иллюстративный)
Учитель: «В путь, вот уже слышен стук копыт. Это в тучах пыли несутся всадники: рыцарь в сопровождении юного оруженосца они спешат в замок. Давайте и мы поспешим за ними…»

Учитель задаёт индивидуальную учебную задачу: «Перед нами средневековые замки. Посмотрев на иллюстрации, что можно сказать о средневековых замках?»
-Почему именно такими они были?
-Что еще делали феодалы, чтобы укрепить свое жилище?.Вопросы учителя на слайдах 12-13.
Учитель обобщает новые знания 1 этапа и просит учащихся записать новые слова в судовые журналы /слайд 14/ (Метод словесный, объяснение)
Вот мы и в замке, кого мы там видим? - спрашивает учитель учащихся /слайд 15/.
Посмотрите на экран, так выглядел рыцарь в доспехах. (Метод объяснительно-иллюстративный).
Для групп спланированы разноуровневые задания.
1.группа. Прочитайте текст на с. 101 п.3, учебник.
2.группа. Просмотрите иллюстрации в электронном учебнике, с.101.
3.группа. Творческое задание. Работая с пластилином вылепите рыцаря в доспехах, опираясь на иллюстрации ЭУ
Задание:
На карточке подпишите названия вооружения и доспехов средневекового рыцаря /слайд 17
(Метод иллюстративный)
Учитель обобщает знания о рыцарских доспехах и переходит к созданию проблемной ситуации:
- Какими нравственными качествами должен был обладать рыцарь? (слайд 19/. Учитель мотивирует учащихся для ответа на этот вопрос в конце урока. (Метод проблемный)
Итак, главное занятие рыцарей – военная служба, но война закончилась, победу отпраздновали. Вечерами в повседневной жизни было скучно. Представим: тёмный, сырой зал, т.к. камин не мог обогреть большое помещение./слайд 20 / Играли в шахматы, пили вино, ждали гостей и развлечений.
- Какие развлечения были у рыцарей в мирное время? /слайд 21-22/. Нам расскажет учащийся ….., получивший опережающее задание на дом. А вы будьте внимательны, после рассказа о развлечениях рыцарей будет проведена викторина.
Учитель предлагает детям сделать вывод: Каковы были развлечения рыцарей?! Главные развлечения – пиры, охота, турниры.
Учитель сообщает учащимся, что для рыцарей существовал кодекс чести (нравственные нормы личности). Задаёт вопрос: «Как вы думаете, что это такое?» (Метод словесный, рассказ) Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились знатностью своего рода. У каждого был свой герб и девиз. Об этом поможет нам узнать исторический документ. Работаем самостоятельно и отвечаем на вопросы.
1. Что такое девиз, герб?
2.Что для рыцаря было дороже жизни?
3.Какие правила занесены в кодекс чести?
Фронтальный опрос по вопросам на слайде 25.

(работа с иллюстрациями)

(работа в группах)
Учащиеся записывают новые слова (замок, донжон) в судовые журналы (тетради)
Работа в парах и по группам с текстами и источниками, для групп спланированы разноуровневые задания. /слайд 16/
1-группа выполняют базовые задания по теме – выделение главного;
2-группа – отвечают на вопросы;
3–группа– выражают собственное мнение по вопросу -Как выглядел рыцарь в средние века?;
(работа в группах, самопроверка)
Метод:
45085012255500самопроверка, оценивание выполнения работы /слайд 18/

(сообщение учащегося)

(викторина)
Словарная работа. Работа с понятиями: турнир, герольды.
Учащиеся выполняют словарную работу, делая записи в судовых журналах /слайд 24 /
Самостоятельная работа с текстом учебника и историческими документами из ЭУ.

(самостоятельная работа с текстом учебника)

(самостоятельная работа с ЭУ)
Работа с иллюстрациями ЭУ.
(Метод: К)
Ответы учащихся
(Метод: Ф)
Работа в группах с текстом учебника п.6, с.103-104, абз.1-2, планом рыцарского замка. (Метод: Г, П)
Находят ответы на задание в путеводителе: вопросы:
1 группа: Где возводили замки?
Почему замки возводили в труднодоступных местах?
2 группа: Где в замке мог укрыться феодал?
3 группа: Кто мог нападать на феодалов?
Работа с текстом учебника.
Работа с иллюстрациями в ЭУ.
Выполнение творческого задания в паре.
Работа с пластилином (изготовление рыцаря в доспехах).
Метод:
Работа в группе. Самопроверка. Оценивание.
Работа с карточками
Сообщение учащегося о развлечениях рыцарей в мирное время
(опережающее задание) (Метод: И)
Проведение викторины /слайд 23/
(Метод частично-поисковый)
Самостоятельная работа с текстом учебника и историческими документами из ЭУ.
Знакомство с условиями жизни рыцарей в средние века.
Знакомство с основными понятиями темы: рыцарь, замок, донжон. турнир, герольды, герб, девиз,.
Формирование информационной компетенции через умение работать с иллюстрацией, текстом учебника, с историческими документами.
Формирование коммуникативной компетенции через умение работать в парах и группах.

Развитие умений: выделять главное, обобщать, анализировать, делать выводы.
1.Проектирование пути реализации учебной задачи
2.Планирование, контроль и оценка своих достижений.
3.Планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний.
4. Оценивание нравственно – эстетического усвояемого содержания.
4.Проверка понимания учащимися нового материала
Время: 3 мин.
Выход из проблемной ситуации.
Учитель спрашивает учащихся, могут ли они теперь ответить на поставленный ранее вопрос?
- Какими нравственными качествами должен был обладать рыцарь? Итак, что хорошего было в рыцарском кодексе чести, что можно использовать в современности? /слайд 26-28/ Отвечают на вопросы учителя, используя исторический документ.
Работа с текстом на слайдах 26-28
Установление уровня усвоения учащимися новой темы.
1.Проектирование пути реализации учебной задачи
2.Планирование, контроль и оценка своих достижений
3. Построение речевых высказываний.
4. Действия нравственно-эстетического направления.
5.Закрепление нового материалаВремя: 5 мин.
«Вот и подходит к концу наше путешествие, давайте подведем итог и ответим на вопросы кроссворда», а по результатам ответов вы получите оценку за урок. /ЭУ/..
Некоторые учащиеся работают с кроссвордом самостоятельно.

(учащийся озвучивает решение кроссворда) Самостоятельная работа по ЭУ. (закрепление знаний) Закрепление знаний и умений по новой теме.
6.Подведение итогов.
Время: 3 мин.
Оценивание учащихся.
Время: 2 мин.
Инструктаж домашнего задания.
Время: 3 мин.
Итак, что мы узнали на уроке?
а) Кто такие рыцари? /слайд 29/
б) Где проживали? Как называлось их жилище?
в) Каково было снаряжение рыцаря?
г) Каковы были их развлечения?
д) Какие правила включал рыцарский кодекс чести?
Учитель благодарит учащихся за урок и выставляет оценки.
Шкала оценивания знаний.
Оценивание результатов выполнения викторины, разноуровневых заданий и задания на карточке:
«5» - выполнил все задания;
«4» - выполнил все задания, допустил 1-2 ошибки;
«3» - частично ошибался, выполнил только половину задания;
Оценивание результатов при фронтальном опросе:
«5» - дан ответ на основе грамотного применения соответствующих умений и знаний;
«4» - дан ответ, но допущены незначительные ошибки;
«3» - частично ошибался;
Оценивание выполнения творческих заданий (а)-сообщение, б)-работа с пластилином):
а) «5» - полное, логичное изложение материала, использование дополнительных источников информации;
«4» - сообщение составлено без дополнительных источников информации;
б) «5» - задание выполнено качественно и эстетично;
«4» - задание выполнено с недочетами;
Инструктаж домашнего задания.
Изучить параграф 10 (стр. 100-107)
Как называется обряд посвящения в рыцари? Всегда ли рыцарь соблюдал кодекс чести?
Доп. вопросы 8-9, стр.107
Творческое задание: Написать сочинение на тему «Рыцарство в наши дни». Ответить на вопрос: Как проходил обряд посвящения в рыцари? /слайд 30-31/
Определение оценки успешности достижения цели и задач урока..7.Рефлексия:
Время: 2 мин.
Учитель использует прием рефлексии «Утверждение».
- Что ребята мы сегодня делали на уроке?
- Достигли ли мы целей, которые ставили на урок?
Прием рефлексии «Утверждение»:
- На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг (ла).
- Я узнал (а) много нового…..
- Мне это пригодится в жизни.
- На уроке было над чем подумать.
- На все вопросы, возникающие на уроке я получил(а) ответы.

(анализ учащимися своих действий) Анализ учащимися своих действий на уроке. (Метод: И) Анализ процесса работы, достижения цели и задач урока, практическое применение полученных знаний в жизни.