Рабочая программа по Волейболу


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37
имени Новикова Гаврила Гавриловича»
Рабочая программа Кружка «Волейбол»
(3 часа)
Составитель:
Шилов Тимофей Андреевич,
учитель физической культуры
г.Кемерово, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………….3
Учебно-тематический план…………………………………………………..9
Содержание программы «Волейбол»……………………………………....10
Методическое обеспечение программы…………………………………....12
Список литературы……………………………………………………………..13
1.Пояснительная запискаВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема недостаточной физической подготовленности школьников. Физическая культура - важная средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановлении и развитие телесных и духовных сил. Соответственно школьники нуждаются в дополнительных тренировочных занятий для повышения уровня физической подготовленностью.
Физическое воспитание детей ставит перед собой цель в привитии осознанного желания и необходимости регулярно заниматься физическими упражнениями и спортом.
Данная программа работы секции не противоречит требованиям государственного образовательного стандарта, дополняя базовую часть дифференцированной (вариативной) частью физической культуры, обусловленной необходимостью учета индивидуальных способностей детей.
Программа тренировок составлена на основе программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов, основанной на одном из видов спорта (волейбол). Автором, которой является заслуженный учитель РФ, отличник народного образования И.В.Стенькин.
Игровая деятельность, волейбол в частности представляет собой важный фактор всестороннего гармонического развития детей. Особенностью волейбола является активная деятельность, включая основные виды движений – бег, прыжки, метания, а также простота и доступность при занятии этим видом. Тренировочные упражнения безопасны для жизнедеятельности детей.
Цель программы: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма.
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
овладение основными приёмами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу.
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть школьников занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры. Слабая физическая подготовка не позволяет им сдавать учебные нормативы по физической культуре на уроках. Поэтому одной из важнейших задач стоящих перед учителем физической культуры является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в различных секциях для повышения уровня физической подготовленности.
Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки занимающихся в кружке является не только технико–тактическая подготовка юных волейболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся ребят, к данному виду спорта.
Программа «Волейбол» рассчитана на учащихся 5-8 классов на 1 год обучения. Программа предполагает проведение занятий со школьниками 3 часа в неделю, всего 37 недель
Занятия по программе «Волейбол» включают в себя теоретическую и практическую часть.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15 – 20-минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). При изучении теоретического материала следует широко использовать наглядные пособия, видеозаписи, учебные кинофильмы.
В практической части программой предусмотрено: тренировочные занятия, индивидуально, в парах и группах, двухсторонние учебно – тренировочные игры.
Весь учебно-методический процесс занятий волейболом состоит из регулярно плановых занятий-тренировок проводимых с определенной периодичностью, заданной длительностью, и как правило, постепенно возрастающей нагрузкой и сложностью.
Тренировка в состоит из трех основных частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть, или разминка присутствует в каждой тренировке.
Главная задача подготовительной части – настроить организм спортсмена на предстоящие нагрузки путем выполнения несложных общеразвивающих физических упражнений. Такая подготовка необходима воизбежании травм и для достижения более высоких показателей в процессе тренировок. В подготовительную часть в обязательном порядке входят: бег, упражнения для верхнего плечевого пояса, спины, живота, махи, вращения, рывковые движения.
Основная часть представляет собой плановое изучение основного материала с постепенно возрастающим объемом, нагрузкой и сложностью и с целью повышения качества знаний, а главное-способности их применения с использованием функциональных возможностей своего организма.
Заключительная часть способствует постепенному выводу организма из режима нагрузки.
В большинстве случаев заключительная часть, помимо этой задачи, включает в себя выполнение общеразвивающих физических упражнений, цель которых повысить общую физическую подготовленность занимающихся, либо упражнений направленных на развитие скоростно-силовых качеств, способствующих повышению результатов при занятиях данным видом спорта.
Тренируя новичков, в заключительную часть включены упражнения, направленные на развитие мышц живота – брюшного пресса, а также прыжки на скакалке, упражнения с набивным мячом.
Планируемые результаты освоения программы
После года обучения занимающийся в кружке ожидает, что он наберёт достаточный уровень общей физической, приобретёт навыки и умения игры в волейбол, расширит кругозор и знания по судейству игры в волейбол.
Объяснять:
роль и значение физических упражнений в развитии общества и человека;
роль и значение занятий спортом в укреплении здоровья человека, профилактики вредных привычек, ведение здорового образа жизни;
Характеризировать:
индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиям физическими упражнениями;
особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью;
особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально – прикладной направленностью;
особенности развития физических способностей на тренировках секции;
Соблюдать правила:
организации и проведения самостоятельных и самодеятельных и спортом;
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
профилактика травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
экипировка и использование спортивного инвентаря на занятиях секции;
Проводить:
самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально прикладной и оздоровительно – корригирующей направленностью;
контроль за индивидуальным физической подготовленностью, физической работоспособностью;
приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
судейство по данному виду спорта боксу;
Составлять:
индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
планы – конспекты индивидуальных тренировок;
Определять:
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности
эффективность занятий физических упражнений
функциональное состояние организма и физическую работоспособность
дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений;
Демонстрировать:
различные способы перемещения при игре в волейбол;
различные способы передачи мяча;
различные способы приема мяча;
нижнюю и верхнюю подачи мяча на точность;тактические действия в нападении и защите;
двухстороннюю игру в волейбол.

Учебно-тематический план

п/п Раздел. Тема. Кол-во
часов
всего Теоре-
тическаячасть Практи-
ческаячасть
I. Вводные занятия 2 2 -
1 Знакомство. Первые представления о волейболе. 1 1 2 Основы техники безопасности и профилактике травматизма при занятиях волейболом. 1 1 II. Перемещение и стойки 18 5 13
3 Перемещение приставными шагами. 3 1 2
4 Выполнение стоек и перемещений. 3 1 2
5 Чередование способов перемещения. 4 1 3
6 Сочетание различных способов в зависимости от игровой обстановки. 4 1 3
7 Подготовительные игры с элементами волейбола. 4 1 3
III. Прием и передача мяча. 45 8 37
8 Передача мяча сверху двумя руками. 4 0,5 3,5
9 Броски и ловля мяча как при передачи. 4 1 3
10 Передача мяча сверху на месте после набрасывания партнером. 4 1 3
11 Передача мяча сверху назад за голову. 4 0,5 3,5
12 Передача мяча сверху в парах. 4 0,5 3,5
13 Передача мяча сверху через сетку. 5 1 4
14 Прием мяча снизу двумя руками на месте. 5 1 4
15 Прием снизу двумя руками после перемещения. 5 1 4
16 Передача мяча сверху двумя руками в прыжке. 5 1 4
17 Прием снизу двумя руками с подачи. 5 0,5 4,5
IV. Подача мяча и защита. 46 9 37
18 Нижняя подача. 4 1 3
19 Нижняя подача через сетку с 6 – 8 метров. 4 1 3
20 Нижняя прямая подача на точность. 5 1 4
21 Верхняя прямая подача. 5 1 4
22 Верхняя прямая подача на точность. 5 1 4
23 Прямой нападающий удар. 5 1 4
24 Блокирование. 5 1,5 3,5
25 Тактические действия в нападении и защите. 5 1,5 3,5
26 Учебная игра в волейбол. 8 - 8
Итого: 111 24 87
Содержание программы «Волейбол»
1. Теоретическая подготовка. Краткая характеристика волейбола как средства физического воспитания. История возникновения волейбола и развитие его в России.
2. Общая физическая и специальная физическая подготовка.
Утренняя гигиеническая гимнастика школьника. Ознакомление с упрощёнными правилами игры в ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом. Меры предупреждения несчастных случаев при плавании. Подготовка к сдаче контрольных испытаний.
Практические занятия. Общеразвивающие упражнения без предметов. Поднимание и опускание рук в стороны и вперёд, сведение рук вперёд и разведение, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперёд и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук. Круговые движения туловища с различным положением рук (на поясе, за головой, вверх). Поднимание и вращение ног в положении лёжа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями рук. Выпады вперёд, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук. Прыжки в полуприседе. Переход из упора присев в упор лёжа и снова и снова в упор присев. Упражнения на формирование правильной осанки.
Упражнения с набивным мячом. (масса 1 – 2 кг.) Броски мяча друг другу двумя руками от груди, из-за головы снизу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и движениями рук с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу ногами в положении сидя.
Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с шага. Два кувырка вперёд. Кувырок назад из седа. Длинный кувырок вперёд. Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Перекаты вперёд и назад в положение лёжа, прогнувшись.
Упражнение в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание: 2 подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз. Из упора лёжа на гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук: два подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз.
Лёгкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 60 м. Бег с высокого старта до 60 м. Бег по пересечённой местности (кросс) до 1500 м. Бег медленный до 20 мин. Бег повторный до 6 х 30 м. и 4 х 50 м. Бег 300 м.
Прыжки с разбега в длину (310 – 340 см.) и в высоту (95 – 105 см.). Прыжки с места в длину.
Подвижные игры и эстафеты.
3. Перемещение и стойки
Перемещение приставными шагами. Выполнение стоек и перемещений. Чередование способов перемещения. Сочетание различных способов в зависимости от игровой обстановки.
Подготовительные игры с элементами волейбола.
4. Прием и передача мяча
Передача мяча сверху двумя руками. Броски и ловля мяча как при передачи. Передача мяча сверху на месте после набрасывания партнером. Передача мяча сверху назад за голову.
Передача мяча сверху в парах. Передача мяча сверху через сетку. Прием мяча снизу двумя руками на месте. Прием снизу двумя руками после перемещения. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием снизу двумя руками с подачи.
5.Подача мяча и защита
Нижняя подача. Нижняя подача через сетку с 6 – 8 метров. Нижняя прямая подача на точность. Верхняя прямая подача.
Верхняя прямая подача на точность. Прямой нападающий удар.
Блокирование. Тактические действия в нападении и защите. Учебная игра в волейбол.
Методическое обеспечение программы
Объяснение (рассказ), показ упражнения (технического или тактического приёма), разучивание (повторения упражнения, анализ выполненных движений).
Методика выполнения упражнений для развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы и выносливости.
         Оборудование и инвентарь. 
Спортивная форма, кроссовки; комплект для занятий по общей физической подготовке (скакалка, мячи, набивные мячи, гири, гантели, экспандер, универсальная штанга, турник, маты); волейбольные мячи, сетка;Вспомогательное оборудование:
вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря.
         Психологическая подготовка.
         Воспитание волевых качеств, целенаправленности, настойчивости, трудолюбия. Самоконтроль своего поведения в соревнованиях.
         Правила игры, соревнования и системы их проведения.
Детальное изучение правил игры и пояснений к ним. Руководство игрой. Положение о соревнованиях. Работа судейской коллегии, обслуживающей соревнование.
Теоретические сведения
Начальные сведения по техники и тактики игры в волейбол.
Практический материал
Обучение элементам игры в волейбол. Применение тактических приёмов на практике. Развитие физических способностей через игры.
Список литературы
1. Г.И.Бергер, Ю.Г.Бергер. Урок физической культуры. Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры. Москва: Владос, 2003.
2. Г.П.Богданова. Уроки физической культуры в V – VI классах. Москва: Просвещение, 1984.
3. М.Я.Виленского. Физическая культура. Учебник для учащихся 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2006.
4. В.И.Ковалько. Поурочные разработки по физкультуре 5 – 6 классы. Москва: Вако, 2005.
5. Л.Б.Кофман. Настольная книга учителя физической культуры. Москва: Физкультура и спорт, 1998.
6. З.И.Кузнецов. Физическая культура в школе. Методика уроков в V – VIII классах. Москва: Просвещение, 1972.
7. В.И.Лях, А.А.Зданевич. Физическая культура, 8 – 9 классы. Москва: Просвещение, 2005.
8. И.В. Стенькин. Программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов, основанная на одном из видов спорта (волейбол). Новокузнецк: НГИУУ, 1995.