Технологическая карта урока окружающий мир в 3 классе по теме «Разнообразие растений»

Технологическая карта
урока окружающий мир в 3 классе по теме
«Разнообразие растений»
Тема урока
Разнообразие растений

Тип урока


Урок «открытия» нового знания



Цель урока
знакомство с разнообразием растений


Планируемые результаты
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: уметь строить понятные для партнёра высказывания;
- уметь задавать вопросы; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний;
осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, находить информацию по теме исследования. Самостоятельно использовать сведения справочника, размещённого в учебнике, представленных текстах; уметь работать с информацией в малых группах;
уметь анализировать, классифицировать найденную информацию;

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; уметь принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять взаимопроверку при работе в паре; оценивать результаты своей деятельности, соседа по парте (на этапах урока).
Предметные:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- уметь различать группы растений по их существенным признакам.


Основные понятия
Разнообразие растений, группы растений, классификация

Межпредметные связи
Технология (труд), искусство ( ИЗО), литературное чтение, русский язык, математика.

Ресурсы
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть А.А. Плешаков.



Этап
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Универсальные действия

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
        Проверка готовности учеников к уроку.         - Возьмитесь за руки, улыбнитесь,  ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.         Поэтическая минутка.           Всё в тающей дымке-           Холмы, перелески           Здесь краски не ярки           И звуки не резки           Здесь мало увидеть,           Здесь надо всмотреться,           Чтоб ясной любовью           Наполнилось сердце
Здесь мало услышать,           Здесь вслушаться нужно,           Чтоб в душу созвучья           Нахлынули дружно.           Чтоб вдруг отразили           Бездонные воды           Всю прелесть застенчивой           Русской природы.   (Н. Рыленков)         - Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении?
Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.
         - А что такое природа?                
- На какие 2 группы можно разделить природу?
        - Как отличить живую природу от неживой?
        - Как называется наука, которая изучает живую природу?
        - На какие царства (группы) ученые-биологи разделили живую природу?

Проверяют наличие учебных вещей к уроку.
Дети за одной партой берутся за руки и улыбаются друг другу.
















- О природе





- Это то, что нас окружает и не сделано руками человека.

- Живая и неживая.
- Живые существуют, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.
-Биология

- Царства растений, животных, грибов, бактерий.
Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание; коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Давайте вспомним о чем, мы говорили на прошлом уроке, а для этого пройдем тест. Тест по теме: «Вода»
Проверка домашнего задания – тестирование (вопросы теста позволяют сделать переход от изученной темы к новой ).




-На слайде прочитайте и назовите предметы, которые относятся к живой природе.

-Как их можно назвать, одним словом? Прочитайте только первые буквы слов, которые остались на слайде.
Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях. Какие бывают растения?
Почему растения можно разделить на большое количество групп?
Следовательно, тема нашего урока: «Разнообразие растений» . Сегодня на уроке мы узнаем новое о растениях, а чтобы узнать новое , нужно повторить что уже изучили., что узнали. Готовы? Вперед!       
Дети решают тест;
фронтально проводят проверку:
Три состояния;
Вода имеет белый цвет
Подсолнух
Неживая природа



























































-Ромашка, астра, сирень, тюльпан, ель, незабудка, ива, яблоня.







- Растения

Ответы детей: «Деревья, кустарники, травы», «Дикорастущие, культурные растения», «Комнатные растения», «Лиственные и хвойные деревья».

«Растения очень разные», «Их очень много».

Коммуникативные:
 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Регулятивные:понимание выделен
·ных учителем ориентиров действия в  учебном материале

3.Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения)

Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп. Откройте учебники, страница 69-70.
Посмотрите, сколько разных групп растений.
И наша задача узнать, каковы  характерные признаки этих групп.
        3) Знакомство с новым понятием:                Группа растений - растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков.         - Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Чем мы будем пользоваться, проводя исследование?
Подготовка учащихся к выполнению групповой практической работы: распределение учащихся по группам.
До работы в группах каждый из вас заполнит табличку «Верю-не верю»

п\п
Верите ли вы?
До чтения
После чтения

1.
что водоросли могут окрасить воду?



2
что водоросли не имеют корней и стеблей?



3
что у мха есть только стебель и листья?



4
что мох может ожить после того, как его засушили?



5
что папоротники когда-то были деревьями?



6
что папоротники не имеют цветов?



7
что хвойные растения размножаются семенами?



8
что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет?



9
что на Земле больше всего цветковых растений?



10
что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде?




        1-я группа: Что такое цветковые растения?
        2-я группа: Что такое хвойные растения?         3-я группа: Что такое папоротники?         4-я группа:  Что такое мхи?    5-я группа:  Что такое водоросли?   














-Учебниками, гербариями, представленными текстами,
иллюстрациями,






Заполнение таблицы «Верю-не верю», если «да»+ , «нет»-

Изучают новый материал.































Каждая группа готовит сообщение и заполняет в общей таблице свою часть

На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.
Личностные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
Регулятивные:
осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте;
Познавательные:
формулировать собственное мнение и позицию;
Коммуникативные:
умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).



4.Физкультминутка


Музыкальная (движение под музыку)

Выполняют упражнения, смотрят на пейзажи природы
Личностные: самоопределение


5.Первичное закрепление полученных знаний.


Выступление групп.
        - Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания.    Каждой группе было дано задание подготовить информацию об одной из групп растений, которую мы сейчас послушаем. Полученные данные о группах растений надо внести в таблицу.
Группы растений
Стебли
Листья
Цветы
Корни
Плоды и  семена
Где живут
Размножение

Водоросли
-
-
-
-
-

спорами

Мхи
+
+
-
-
-

спорами

Папоротники
+
+
-
+
-

спорами

Хвойные растения
+
+ хвойники
-
+
+ шишки

семенами  и

Цветковые растения
+
+
+
+
+

семенами  и  и


Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы: - Какая группа отличается от всех остальных особенно? - Водоросли относятся к низшим растениям.
А как можно назвать остальные группы растений?

Каждая группа выступает. Заполняют таблицу «Разнообразие растений». Дети оценивают выступающую группу.














-Водоросли отличаются от других групп особенно.


-Высшие растения.

Коммуникативные:
умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в группах.
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы, делать выводы.

6.Включение в систему знаний и повторение.

Давайте поиграем. Будьте внимательны. Если я покажу  цветковые растения, вы смотрите вправо, хвойные – влево, а если покажу папоротники – закрывайте крепко глаза.

-Дети играют
Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли полно и точно.
Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (в учебнике).

7.Рефлексия деятельности


.

Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.         Продолжите высказывание:         - Сегодня на уроке я узнал         - Мне понравилось       
«Сегодня на уроке я узнала, что есть высшие и низшие растения», « Мне понравилось работать в группах», « А я узнал, какие группы растений существуют и чем они отличаются друг от друга».
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные:
понимают значение знаний для человека и принимают его.

8.Домашнее задание

- Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией. Для всех: Прочитать в учебнике статью на стр. 69 - 73

Записывают д/з в дневник.
Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение



15