Конспект урока Окружающий мир 3 класс. Тема: Разнообразие растений.

Конспект урока учителя начальных классов ГОУ СОШ №1056 Антиповой А. В.
А. А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс. Тема: Разнообразие растений.

Цель урока: Познакомить учащихся с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений.

Оборудование:
Демонстрационные таблицы с изображением разных групп растений; гербарий, демонстративные картинки и фотографии с изображением изучаемых объектов, таблица «Строение растений», атлас-определитель «От земли до неба» А. А. Плешакова, презентация «Разнообразие растений», мультивидийный проектор, компьютер, колонки. Раздаточные листы с заданием.


Ход урока.



Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Звучит запись «пение птиц». Дети входят под запись в класс.
- Сегодня, урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Алла Викторовна. Урок наш необычный, урок - исследование.
Послушайте внимательно и определите чему будет посвящен наш урок? ( о чем будет говорится на уроке).
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
(С. Погореловский)

В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия. Как вы думаете, куда отправится наша экспедиция?
(В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лес и познакомимся с разными растениями.)

Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, - «Разнообразие растений».
(Запись на доске,открыть створки)

Как вы думаете,что мы будем изучать?
( Какие в лесу растут растения.)

Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес.....»? Что значит «дремучий»?
( «Дремучий» - это значит темный, страшный, как в сказке. Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело. А на лужайках очень светло и красиво.И даже есть такая наука,которая изучает живую природу)

- Кто-нибудь знает как называется наука, которая изучает живую природу?
( Биология).
А вы знаете, что учёные – биологи делят живую природу на несколько царств?
Вы уже знаете что такое царство, кто вспомнит?

Царство- 1) Государство во главе с царем.
Время правления какого - нибудь царя, царствование.
(перен.) Та или иная область деятельности, средоточение каких-нибудь явлений, предметов.
Царство растений.
Темное царство - некультурная, отсталая среда.
Сонное царство - (разг. шутл.) о многих спящих людях или о долго и много спящих.
(Толковый словарь Ожегова).
Оказывается что и в живой природе есть царства

Бактерии Живая природа Люди

Грибы Растения Животные

- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.

Повторение.
На доске - картинки с разнообразными растениями ( по выбору учителя)

На какие группы можно распределить эти растения?
( Деревья, кустарники, травы.)

- Какие части растения вы знаете?
( Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)

Физкультминутка.
Вышли из за парт, сели на корточки, представьте что все вы красивые цветочки, которые только что рассадой посадили в землю. Светит яркое солнышко, вы начинаете расти, подрастаете, становитесь все выше и выше. ( При этом дети встают, тянут руки вверх.) И превращаетесь в красивейшие цветы. Замечательно, очень красиво.

Но продолжаем с вами наше путешествие.

Знакомство с новой классификацией растений.

Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения – зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.
Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Учёные – ботаники делят царство растений на несколько групп.

Растения
Низшие Высшие
растения растения

Водоросли Мхи

Папоротники

Хвойные

Цветковые

Познакомить нас с представителями каждой группы смогут наши юные ботаники.
Для этого нам нужно разбиться на группы. Вы видите что у Вас на столе лежат фигуры разного цвета , это ваши помощники для того что бы разбиться на группы. Там где синий флажок подойдите с синими фигурами.
Детям дается дополнительный материал и они должны подготовить небольшие сообщения на заданную тему.
Заслушиваются небольшие сообщения подготовленные детьми.
Водоросли –
Мхи –
Папоротники –
Хвойные растения –
Цветковые растения –
а) травы: подорожник, ландыш
д) кустарники: малина, шиповник, боярышник, калина



По мере рассказа заполняется таблица «Разнообразие растений»


Корень
Стебель
Листья
Размноже-ние
Особенно-сти жизнедея-тельности

Водоросли
нет
нет
нет
спорами
живут в основном в воде

Мхи
нет
есть
есть
спорами
живут в сырых местах, очень жизнеспособны, не имеют цветков

Папорот-ники
есть
есть
есть
спорами
живут в сырых местах, очень жизнеспособны, не имеют цветков

Хвойные
стержневая или мочковатая система
одеревене-лый
в виде иголок (хвоя)
семена образуются в шишках
почти все относятся к вечнозеле-ным

Цветковые
то же
травянис-тый или одеревене-лый
листовая пластинка + черенок
цветы, из них образуются плоды с семенами
Очень разнообразны и многочис-ленны


Учёным сейчас известно около 350 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч – цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников - более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.

3. Закрепление изученного материала.

Листы с заданием.

Зачеркни лишнее название в каждом ряду.
а) Яблоня, подсолнечник, морская капуста, астра, роза.
б) Сосна, ель, пихта, лиственница, липа, кедр.

Объясни свое решение (устно).

Нарисуй плоды яблони и дуба.


4. Итог урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с новой классификацией растений.
- На какие группы делятся растения?
- К каким группам относятся следующие растения: роза, лиственница, морская капуста,
одуванчик, сосна.












Default Paragraph Font