Профессионально-трудовая подготовка и социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Профессионально-трудовая подготовка и социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Н.В. Богданова,
методист, преподаватель общетехнических и специальных дисциплин,
ГБПОУ «Зеленодольский механический колледж»

Одним из важнейших направлений профессионально – технического образования является расширения возможностей обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Получения подростками ОВЗ начально-профессионального образования является одним из основных неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в различных видах профессиональной и социальной деятельности. От того, настолько успешно подросток овладеет рабочей профессией, зависит, как будет проходить дальнейший процесс его социализации в жизни. Лица с ОВЗ имеют благоприятный прогноз на овладение профессией. Как показывает практика, можно реально обеспечит подготовку подростков с нарушением интеллекта к профессиональной деятельности, в полной мере реализовать их личный потенциал при овладении рабочей квалификацией. Наши обучающиеся овладевают квалификацией «Маляр».
Получения первоначальных профессиональных навыков, есть залог успеха в получении рабочей квалификации. Эти навыки обучающиеся получают в учебно-производственных мастерских, на этом этапе обучения они адаптируются к профессиональной деятельности, постепенно осваивают ритм производства.
Для качественного проведения уроков производственного обучения был разработан целый комплекс учебно-методической документации именно для обучающихся с ОВЗ.
Для проведения уроков имеются мастерские с необходимым комплексом инструментов для обучения, выполнены макеты по многим изучаемым темам. Заведует мастерской мастер производственного обучения. Мастер п/о в мастерской обучает основам профессии: трудовые приемы и операции: виды работ и соответствующие им приемы, функции рабочего, производственные ситуации и соответствующие им приемы.
Обучалась приёмам и операциям, обучающиеся также учатся наблюдать, анализировать ход работы, своевременно подмечать отклонения в работе, обнаруживать возникшие неполадки в работе инструментов, приспособлений, производит самоконтроль работы, осваивают достижение определённой точности и скорости в работе. Обучающиеся группы на практике выполняют работы по текущему ремонту.
Особое место в вопросах социализации обучающихся занимают конкурсы профессионального мастерства. Конкурс профессионального мастерства по профессии "Маляр" проводят на втором курсе перед прохождение производственной практики. В конкурсе участвуют все группы одной профессии.
Обучающиеся поставлены в одинаковые условия и их задача - показать своё профессиональное мастерство.
Как правило, конкурс профессионального мастерства состоит из теоретической части (тестовые задания) и выполнения практического задания. День проведения конкурса - большой праздник для обучающихся ребят. Он начинается с общего построения участников, приветствия администрации. Оглашаются цели и порядок проведения конкурса, представляются члены жюри, ставятся задачи перед конкурсантами. Участнику, занявшему первое место, присваивается звание "лучший по профессии". Конкурсы приобщают к секретам мастерства, воспитывают гордость за свою профессию, способствуют формированию опыта профессиональный умений.
Еще более активной адаптации к профессиональным и социальным условиям современного общества способствует проведение конкурсов профмастерства среди наших обучающихся на предприятии "ОАО Зеленодольский завод им. Горького". Представители предприятия принимают участие в оценивании конкурса (входят в жюри). Условия конкурса максимально приближены к производственным. К таковым мы относим: организацию рабочего места и культуру труда, соблюдение правил техники безопасности, качество выполнения работ, производительность труда, применение теоретических знаний, уровень производственной самостоятельности.
Жюри внимательно следит за работой конкурсантов. После завершения конкурса жюри проводит краткий разбор выполнения заданий, проводит награждение победителей.
Такой конкурс повышает ответственность за результаты своего труда, позволяет создать условия эмоционального подъёма и ситуации успеха личности, возможность реализовать профессиональные качества в реальной производственной деятельности, воспитывают гордость за свою профессию, укрепляют желание учиться в нашем учебном заведении, способствуют социальной адаптации на рынке труда. Конкурсы профессионального мастерства помогают подготовить высококвалифицированного специалиста.
Важно не только подготовить высококвалифицированного специалиста, но и сформировать у него психологическую готовность и адекватному восприятию ситуации трудоустройства, научить предлагать себя на рынке труда, исходя из своих возможностей, развить умение общаться с работодателем. Поэтому в нашем образовательном учреждении введены предметы "Основы поведения на рынке труда", "Профессиональная адаптация учащихся", "Технология поиска работы", "Основы рыночной экономики", программы которых включают упражнения, тесты, беседы, ролевые игры, коммуникативные ситуации, т.е. активные формы, которые способствуют формированию умений действовать. Основная часть построения учебного процесса: только то, что пережито и усвоено становится личным опытом. Эти знания помогают адаптироваться и найти себя в трудовой деятельности, и в жизни общества.
Следующим важным моментом эффективной социальной и профессиональной адаптации выпускников является производственная практика, реализуемая в условиях реального производства, адаптации к рабочему месту.
Именно в этот период обучающимся предоставляется возможность влиться в трудовые коллективы и приобрести опыт корпоративного взаимодействия. У наших обучающихся производственная практика проходит как на базовом предприятии "ОАО Зеленодольский завод им. Горького", так же и на строительных объектах этого предприятия, с заводом заключён партнёрский договор.
На производстве обучающиеся знакомятся с конкретными требованиями и правилами работы, с основами производственной деятельности, с трудовыми отношениями. Мы имеем дело с обучающимися с особенными образовательными потребностями. Обучающиеся данной категории нуждаются в особых методах и приёмах обучения. Так как у данной категории обучающихся замедленный темп усвоения получаемых умений и навыков, наши мастера п/о в начале производственной практики сами производят обучение на рабочих местах на предприятии.
Например: Мастер производственного обучения на производственном объекте определяет объём работы: отделочные работы одного подъезда жилого дома; ставит задачи, конечную цель: чистовая отделка; время сдачи объекта.
Под производством мастера п/о ребята стараются выполнить задание на высоком профессиональном уровне, качественно, вовремя.
Такой подход к обучению формулирует у обучающихся ответственность и даёт возможность использовать знания и умения, приобретённые на уроках спецтехнологии в практической деятельности.
Аналогично происходит начальное производственное обучение на базовом предприятии "ОАО Зеленодольский завод им. Горького".
Такая практика способствует снижению неуверенности и напряжённости, создаёт условия дающие гарантию к максимальному результативному и комфортному освоению и накоплению трудовых навыков, для ребенка с особыми образовательными потребностями, которые способствуют успешной интеграции в производственную практику и в конечном итоге в производство, в самостоятельную трудовую деятельность.
Далее эстафету наставничества принимает мастер цеха, участка. Он вводит в курс производственных дел, знакомит с коллективом, помогает психологически адаптироваться к производственной деятельности. Обучающиеся понимают интересы коллектива рабочих, перенимают лучшие, традиции, дорожат оказанным им доверием.
Во время такой производственной практики обучающиеся самоутверждаются. Они впервые сталкиваются с понятием "авторитет", с этикой отношения в трудовом коллективе.
После прохождения производственной практики обучающиеся сдают выпускные квалификационные экзамены, базовое предприятие принимает участие в оценивании уровня профессиональной компетенции выпускников.
Из всего выше сказанного видно, что подростки 8 вида – это категория населения сложная, трудно обучаемая, но благодаря профессиональному обучению, организованному в соответствии с представленной последовательностью, можно обеспечить устойчивое формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся и получение профессии как условия успешной социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональный социум.

Список литературы
1. Зеер Э.Ф. Социально-образовательные аспекты становления «человека труда» // Образование и наука. 2013. № 8. С. 32–45
2. Ниязова А. А., Хамитова М. А. Особенности интегрированного образования детей с ограниченными возможностями // Образование и наука. 2010. № 5 С. 76–84
3. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости / Под ред. Е.М. Старобиной. М.: Форум: ИНФРА-М. 2013. 304 с.
4. Степанова О.А. Модель профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // В мире научных открытий. Проблемы науки и образования 2011. № 2 (14). С. 348–355
15