Проектная деятельность как фактор становления социальной активности лиц трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья


Проектная деятельность как фактор становления социальной активности лиц трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Для реабилитантов стационарного Реабилитационного центра УСО ПНИ-10, где проходят реабилитацию граждане трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья, неприемлема оценка с помощью стандартизированных тестов: она не может отражать в полной мере реальный уровень достижений реабилитантов, а достижений у них достаточно много и находятся они в разных областях деятельности. Каждый внутри достаточно замкнутой системы стационарного учреждения знает о том, что тот или иной воспитанник занимается тем или иным делом. Но эти знания носят разрозненный характер. Обобщить индивидуальные достижения воспитанника поможет реабилитационное портфолио или папка достижений.
Проблема – фиксация достижений реабилитантов.
Гипотеза: социально -педагогические проекты могут быть средством повышения эффективности реабилитации лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями, если
- соответствуют социальному заказу (отвечают потребностям всех участников реабилитационного процесса;
- активизируют инициативу педагога и реабилитанта;
- позволяют объединиться различным специалистам РЦ;
- позволяют всем участникам проектов развивать свои проектные способности;
если проект решает педагогические задачи, направленные на
- развитие коммуникативных способностей реабилитантов, активизацию познавательного интереса к событиям своей жизни, к событиям в жизни коллектива; овладение навыками пользоваться компьютером/планшетом/фотоаппаратом;
- содействие процессам самоопределения и самовыражения личности реабилитанта;
- развитие представления воспитанников о возможных вариантах выстраивания жизненного пути;
- повышение самооценки воспитанника; помощь в осознании (им самим и окружением) ценности его индивидуальности;
Формирование реабилитационного портфолио – задача практико-ориентированная, и для ее решения я выбираю в качестве методологической основы диалоговую концепцию М.М. Бахтина –В.С. Библера, коммуникативную парадигму развития личности Н.Б. Жиенбаевой. Парадигма межличностного общения (с ориентацией социального педагога на собеседника-реабилитанта) вместе с парадигмой педагогического сотрудничества (когда реабилитант получает социально-педагогическую поддержку в решении социально значимых для него проблемах) образуют фундамент того процесса, который обозначается термином «личностно-ориентированное обучение» (Жиенбаева Н.Б., 2006).
Примером проектной деятельности в РЦ УСО ПНИ-10 может быть:
-Технология формирования реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника социального педагога Анисимовой НВ. (утверждена методсоветом, реализуется социальным педагогом с 2011 года).
Реабилитационное портфолио (папка достижений) воспитанника РЦ позволяет показать все его достижения в социальной, коммуникативной, трудовой и досуговой сферах. Педагогическая значимость реабилитационного портфолио состоит в смещении акцента с того, что реабилитант не умеет и не знает, на то, что он умеет в различных сферах жизнедеятельности.
В обобщенном виде реабилитационное портфолио (папка достижений) воспитанника РЦ – форма сбора информации об учебно-познавательной, трудовой и досуговой деятельности реабилитанта РЦ УКСО ПНИ-10 на протяжении какого-либо периода (например, учеба в каком-то конкретном классе) или всех лет реабилитации.
Всесторонний индивидуальный мониторинг комплексной реабилитации воспитанника РЦ позволяет выполнить:
- оценку динамики формирования социальных компетентностей и статусов, освоения социальных ролей;
- интеграцию качественных и количественных оценок деятельности воспитанника.
Задачи Технологии формирования реабилитационного портфолио
(папки достижений) воспитанника РЦ
- поиск зон успешности воспитанника; предварительный мониторинг индивидуальных достижений воспитанника;
- адаптация субъекта в социально-педагогическом взаимодействии;
- вовлечение воспитанника в работу по сбору материалов для портфолио; формирование (либо закрепление) компетентностей ДПС (действенно-практической сферы личности), СУМ (самоуправляющих механизмов личности воспитанника: потребности в самоутверждении), СЭН (сферы эстетических и нравственных качеств личности: нравственного отношения к результатам и стимулам);
- фиксация (мониторинг) индивидуальных достижений воспитанника;
- представление воспитанникам возможных вариантов выстраивания жизненного пути;
- повышение самооценки воспитанника; помощь в осознании (им самим и окружением) ценности его индивидуальности;
- содействие процессам самоопределения и самовыражения личности реабилитанта;
- повышение активности воспитанника и его окружения (педагогов, проживающих, родственников, друзей, работодателей и т.д.).
Разделы (рубрики) реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника РЦ:
Официальные документы (свидетельства об окончании Лицея, школы и пр.);
Учебная деятельность (фотоматериалы);
Досуговая деятельность (фотоматериалы)
Трудовая деятельность (фотоматериалы);
Ромашка социальных ролей и статусов;
Отзывы и характеристики (могут вкрапляться разделы учебная, трудовая, досуговая деятельность);
Для души (мой знак зодиака, любимый учитель, любимый цветок, мои друзья, мой портрет и т.д.).
Для реабилитантов с ограниченными возможностями наиболее подходящей будет модель комплексного реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника РЦ.
Структура Технологии формирования реабилитационного портфолио:
Подготовительно-диагностический этап реализуется как совместное дело реабилитанта и социального педагога;
Деятельностный этап также реализуется как совместное дело реабилитанта и социального педагога;
Констатирующий этап: портфолио может быть представлено группе реабилитантов как вариант выстраивания жизненного пути; или Врачебной Комиссии как результат реабилитации и свидетельство готовности реабилитанта к самостоятельному проживанию; или как наглядный методический материал на педагогическом совете, семинаре.
АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Апробация Технологии формирования реабилитационного портфолио (папки достижений) воспитанника РЦ УКСО ПНИ-10 проводится в период с 2008 года на базе реабилитационного центра УКСО ПНИ-10 социальным педагогом с привлечением воспитанников, педагогов РЦ и работодателей воспитанниц, которые трудятся в открытом рынке труда.
Основной метод фиксации результатов (включенное наблюдение) позволил сделать следующие выводы:
- степень помощи социального педагога реабилитантам при формировании может быть различной, она зависит от уровня самостоятельности реабилитанта;
- наблюдалось повышение самооценки реабилитантов (изменение оценки собственного труда со стороны реабилитантов, осознание необходимости и важности своего труда), формирование новых компетентностей у воспитанников РЦ;

Таблица 1
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕАБИЛИТАНТОВ
№№ Имя реабилитантаПериод формирования
портфолио Где было (или будет) представлено
портфолио
1 Екатерина В. 2011-2012
2 года Самопрезентация в программе комплексного занятия для обучающихся швейной и учебной групп РЦ;
В РЦ УСО ПНИ-10 на семинаре для специалистов «Личностно-ориентированное обучение и его методики».
2 Наталья З. 2012-2014
3 года На открытии персональной выставки творческих работ (вышивки в различных техниках), организованной в холле УСО ПНИ-10.
3 Наталья И. 2014-2017
4 года Будет
представлено на ВК
4 Наталья М. 2011-2013
3 года Самопрезентация на праздновании дня рождения, и в связи с переводом в ПНИ-1
5 Елена О. 2015-2017
3 года Будет представлено на ВК
6 Наталья П. 2015-2017
3 года Для участия в конкурсе «Вы – лучшие!»
7 Ирина Ч. 2014-2016
3 года Для участия в конкурсе «Вы – лучшие!»
8 Наталья Ч. 2015-2017
3 года Как итог реабилитации в РЦ, в связи с выходом на самостоятельное проживание.
9 Оксана Ф. 2012-2013
2 года Как итог реабилитации, в связи с 40-летием
10 Ирина А. 2015-2017
3 года Как итог реабилитации в РЦ, в связи с выходом на самостоятельное проживание.
11 Людмила В. 2016-2018
3 года Как итог реабилитации в РЦ, в связи с выходом на самостоятельное проживание.
ВЫВОДЫ
Основным результатом применения Технологии формирования реабилитационного портфолио являются личностные качественные изменения реабилитанта в СЭН (сфере эстетических и нравственных качеств личности): отношение к результатам своей трудовой и досуговой деятельности как к значимым - «Я могу», «Я нужен», «Мои творческие работы нравятся», «Мой труд важен»; в СПД (действенно-практической сфере): активное взаимодействие со специалистами РЦ в процессе сбора документов и материалов для портфолио; закрепление потребности в труде, усердного отношения к выполняемой работе; формирование СУМ (самоуправляющих механизмов личности): повышение самооценки, удовлетворение потребности в самоутверждении; закрепление социальных установок на добросовестный труд, приобретение новых социальных компетентностей и освоение новых социальных ролей.
Отмечены новые социальные навыки, которые формируются у воспитанника на этапах сбора материала, формирования реабилитационного портфолио (папки достижений), презентации портфолио.
Степень участия того или иного воспитанника в формировании портфолио может быть различной, также как и степень самостоятельности в подготовке и проведении презентации: это может быть монологический (заранее подготовленный с помощью социального педагога) рассказ о себе либо ответы на вопросы социального педагога и других участников презентации.
Каждый из участников апробации освоил (или освоит) новую социальную роль – презентующего свои достижения, осознал (или получит такую возможность) ценность своей индивидуальности, а участники презентации получили (либо получат) представление о возможных вариантах выстраивания жизненного пути и реабилитационного маршрута. Немаловажным является мотивация воспитанников РЦ на овладение ЗУН (навыками самоценки результатов своей трудовой деятельности, знаниями о важности своего труда и т.д.), обеспечивающими в дальнейшем успешность в трудовой общественно значимой практической (трудовой либо художественно-прикладной) деятельности, в том числе при трудоустройстве на работу в штат ПНИ-10 или в открытый рынок труда, для поступления в ПРЛ и получения специальности, а также для самостоятельного проживания вне стационарного учреждения.