ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ

Имамиева Елена Николаевна
Преподаватель ГАПОУ СО «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса»
ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Рассматривается участие студентов техникума, имеющих ограниченные возможности здоровья в добровольческом движении по оказанию помощи инвалидам города.
Ключевые слова
Добровольчество, благотворительность, студенты с ограниченными возможностями, инклюзивное образование, социализация, эмпатия, милосердие, волонтёрская книжка.

Imamieva Elena Nikolaevna
Pedagogue
Metalworking College
The voluntary activities of the student
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
На основании ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: «добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации» [2].
В техникуме металлообрабатывающих производств и сервиса с 1994 года открыт набор по профессии «Социальный работник», а с 2012 года по специальности Социальная работа (специалист по социальной работе) – заочное отделение.
Социальная работа, изначально возникшая в виде добровольной, благотворительной помощи [6], существует и реализуется в современном обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. Добровольческая деятельность по своему смыслу и назначению имеет те же гуманистические ценностные основания, что и профессиональная социальная работа. Можно сказать, что добровольчество – это практический гуманизм [5]. Поэтому неоценим вклад добровольческой деятельности в процесс формирования гуманистических профессионально-личностных ценностных ориентаций специалистов по социальной работе [4]. Участие будущих специалистов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, эмпатия, стремление помочь ближнему [1]. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону [10].
Спецификой профессиональной подготовки по профессии/специальности является инклюзивное образование, когда наравне со здоровыми сверстниками, дети с ограниченными возможностями здоровья получают профессиональное образование. Социальная интеграция понимается как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. В 2014-15 учебном году в техникуме обучалось 1041 человек, из них 2,3 % составляли студенты-инвалиды, в 2015-16 году – 2,6%. По следующим заболеваниям: нервно – психические нарушения; нарушение зрения, слуха; соматические заболевания и др. В техникуме открыта особая группа по профессии «Станочник», состоящая только из слабослышащих студентов. В контингенте техникума много детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, в том числе и дети с ограниченными возможностями (ОВ) здоровья [8].
В техникуме на основе Закона №1749-РП [3] для лиц с ОВ здоровья созданы следующие условия:
табло «Бегущая строка»;
входная группа оборудована кнопкой въезда;
оборудован пандус и поручни;
расширены дверные проемы входной группы;
создана специально оборудованная туалетная комната;
наличие звукоусиливающей аппаратуры;
наличие специалистов сопровождения: педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, сурдопереводчик.
Педагогический коллектив техникума отмечает высокую социализацию таких студентов, многие из которых вовлечены в волонтёрское движение, причём помощь оказывается всем социально незащищённым слоям населения, в том числе людям с ОВ. Студенческий отряд волонтёров техникума активно участвует в благотворительных акциях, проводимых администрацией города, комитетом по физической культуре, спорту и молодёжной политике [9]. В Центре социальной помощи семье и детям проводятся акции по сбору вещей, игрушек, строительству снежных городков, проведению праздников. Студенты активно сотрудничают с общественными организациями инвалидов (ВОИ), «Новая жизнь». Для инвалидов (детей и взрослых) студентами осуществляется - организация и проведение традиционных праздников, «Новогодняя акция», ток – шоу «Зимние забавы», поздравление инвалидов – колясочников, содействие в выезде на святые источники, экскурсии. Привлечение людей с ограниченными возможностями здоровья к фотографии, участие в различных конкурсах привели к победе на региональном конкурсе. Для граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарном социальном учреждении – пансионат «Тагильский», студентами организуются праздники, концерты. Особый интерес для людей с ОВ представляют выступления слабослышащих студентов с жестовым пением, проведением конкурсов «Чтобы жить», «Равные среди равных». Ежегодно организуется летний волонтёрский отряд, состоящий из добровольцев. Много студентов – социальных работников в составе волонтёрского отряда техникума, по состоянию здоровья в школе были на домашнем обучении. Организация внеучебной деятельности таких студентов с синдромом аутизма, ДЦП и др. с пользой для гражданского общества способствует лучшему пониманию будущей профессии, социализации. Следует отметить, что практика по профессии/специальности Социальная работа – бесплатная, это продолжение добровольческой деятельности, направленной на поддержку людей в трудной жизненной ситуации.
Актив волонтёрского движения техникума составляет около 20 человек. Администрация города совместно с отделом по молодёжной политике разработали макет волонтёрской книжки. Каждый член отряда в течение периода обучения заполняет книжку, в которой отражается дата проведения (участия) в мероприятии, вид акции, роспись ответственного за мероприятие, а также отзывы. Книжка входит в портфолио студента.
Характерная особенность участия студентов в добровольческой деятельности – возможность увидеть результаты собственного труда [7] – улыбку воспитанника детского дома после благотворительного праздника, посаженные деревья в парке, благодарность людей за приведённые в порядок могилы безымянных участников войны и т.д. Добровольческая деятельность за счет названного фактора формирует у человека привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Закрепляясь, такая потребность в будущей профессиональной деятельности [11] станет ориентировать сегодняшнего студента на достижение поставленных целей, доведение начатого дела до желаемого результата.

Список литературы
Григорьев И.Н. Специфика организации волонтерства в молодежной среде // Социальная работа. – 2014. – № 3.с С. 100-104.
Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». М.-ФЗ № 135 от 11.08.1995.
Закон № 1749-РП от 30.09.2011 «О создании и внедрении автоматизированной системы «Доступная среда Свердловской области» по учёту доступности социальных объектов для инвалидов и маломобильных граждан.
Менщикова И.Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия // Научные исследования в образовании. – 2013. – № 1. С 42-43.
Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. – 2012. – № 5. С 15-22.
Новиков М.А. История, проблемы и перспективы развития молодежного волонтерства в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 6-3. С 141-144.
Онищенко Е.В. Перспективы развития волонтерского движения в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2011. – № 2,с.183-187
Программа развития социокультурного пространства техникума. НТТМПС, Нижний Тагил. 2014,с.24-28
Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Феникс. – 2015. – 319 с.
Социальная работа с молодежью: учебное пособие / под ред. Басова Н.Ф. – М. – 2012. – 235 с.
Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. – С.71-73.