Статья по теме Социальное партнерство как ресурс инновационного развития МАУ ДО СЮТ

Автономная некоммерческая организация
дополнительного профессионального образования
«Открытый институт профессионального образования»












КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент организации»
тема: «Социальное партнерство как ресурс инновационного развития МАОУ ДОД «СЮТ»







Выполнила: Деменева Светлана Юрьевна
методист МАОУ ДОД «СЮТ»











Верещагино 2015

Введение
В последнее время возрастает интерес со стороны государства, региональной и местной власти к проблеме развития научно-технического творчества детей и молодежи. Это объясняется тем, что в условиях глобализации обостряется конкуренция государств в области современных технологий, инновационных разработок в промышленности и других отраслях экономики. Сегодняшние школьники и студенты в ближайшие годы будут активно включены в непосредственное развитие инновационных сфер экономики страны.
Важным фактором успешного экономического развития Верещагинского района является обеспеченность инженерно-техническими кадрами и рабочей силой, отвечающей современным требованиям. Предприятия города нуждаются в постепенном обновлении инженерно-технического персонала. Развитие технического творчества способствовало бы в решении этой задачи. Особую роль в связи с этим в системе образования играет МАОУ ДОД «СЮТ».
В «МАОУ ДОД «СЮТ» обучается 735 детей от 7 до 18 лет. Образовательная деятельность ведется по трем направленностям: техническая, художественная, социально-педагогическая. Техническая направленность реализуется через обучение детей по следующим образовательным программам:
- «Компьютерная графика и анимация»
- «Компьютерная грамотность»
- «Компьютерные информационные технологии»
- «Юный шахматист»
- «Начально-техническое моделирование»
- «Радиотехника»
- «Устройство и вождение мототехники»
- «Ракетомоделирование»

В учреждении накоплен богатый опыт организации работы по таким видам технического творчества как начальное техническое моделирование, ракетомоделирование, мотодело, радиотехника. Наряду с развитием традиционных видов технического творчества в учреждении активно развиваются и новые направления, актуальные для современных детей и молодежи. В связи с массовой компьютеризацией общества получили развитие такие направления технического творчества как информатика и информационные технологии, компьютерная анимация, проектно-исследовательская деятельность.
Вместе с тем необходимо отметить, что в развитии технического направления обозначились регрессивные процессы, которые обусловлены спецификой данного профиля.
Одна из причин – не соответствие сегодняшним современным требованиям материально-технического обеспечения образовательной деятельности детских объединений технической направленности. Являясь самым ресурсоемким направлением дополнительного образования детей, требующим значительных ритмичных финансовых вложений, дорогостоящего оборудования и инструментов, специализированных помещений, техническое творчество в учреждении оказалось сегодня в очень сложном положении. Значительная часть оборудования является морально устаревшей, отстает от современных требований. В распоряжении педагога и обучающихся «Юного радиолюбителя» устаревшие электоризмерительные приборы, оборудование и материалы. Детское объединение «Вираж» остро нуждается в специализированном помещении для разборки и сборки мототехники.
Многие мальчишки сегодня с большим желанием занимались бы техническим конструированием и моделированием (робототехникой, легоконструированием, авиамоделированием, автомоделированием, судомоделированием). Техническое творчество может развиваться и вызывать интерес у детей и подростков только в условиях использования современных материалов и инструментов, систем радиоуправления, микропроцессорной техники, станочного оборудования нового поколения и другой техники, соответствующей технологической среде 21 века, новым задачам модернизации страны и развитию науки и высокотехнологических производств.
Развитие технического творчества требует не только постоянного обновления оборудования, но и повышения квалификации педагогов. В учреждении сформирован достаточно опытный педагогический состав. Стаж работы в среднем более 15 лет. Преобладающий возраст от 45 лет и более. Высшее образование имеют 10 педагогов (52%) из них 8 педагогов имеют высшее педагогическое, средне-профессиональное образование имеют 4 педагога (20%), из них 3 - педагогическое.
Из 19 педагогов дополнительного образования только 1 педагог имеет первую категорию, высшую вообще никто не имеет.
Исследование показало, что значительная часть педагогических кадров, занимающихся техническим творчеством, нуждается в «специализированных» практико-ориентированных мастер-классах, семинарах, курсах повышения квалификации.
В модернизации нуждаются и дополнительные общеобразовательные программы технической направленности, не соответствующие современным задачам обеспечения развития познавательных и профессиональных интересов обучающихся, активизации их творческого, инженерного мышления, формирования опыта творческой технической деятельности. Сегодня учреждение не может удовлетворить существующий интерес детей к образовательным программам технического конструирования и моделирования. Конструирование и моделирование представлено программами художественной направленности.
Еще одна из проблемных задач МАОУ ДОД «СЮТ» - обучение техническому творчеству детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекционного VIII вида обучения. В детских объединениях технической направленности «Вираж», «Юный радиолюбитель», «Основы компьютерной грамотности» обучаются дети, учащиеся МБОУ «ВОСШ VIII вида». Особенности этих детей, к сожалению, не отражены в программах, по которым сегодня осуществляется их образовательная деятельность.
Оценка ситуации и анализ факторов, влияющих на развитие технического творчества обучающихся в МАОУ ДОД «СЮТ» позволяет обозначить следующие проблемы:
несоответствие материально-технической базы объединений технической направленности современным технико-технологическим требованиям;
недостаток квалифицированных педагогических кадров, способных успешно реализовывать программы технической направленности;
недостаток образовательных программ по техническому конструированию и моделированию и современного учебно-методического комплекса, обеспечивающего их реализацию.
отсутствие дополнительных общеразвивающих программ, учитывающих особенности детей с ограниченными возможностями.
Обозначившиеся проблемы убедительно доказывают необходимость изменений в развитии технического творчества в МАОУ ДОД «СЮТ», его совершенствование в соответствии с вызовами времени и общественными потребностями. Одним из важных ресурсов в решении перечисленных проблем является социальное партнерство.
Объект разработки Социальное партнерство
Предмет разработки Социальное партнерство как ресурс развития технического творчества МАОУ ДОД «СЮТ»
Цель выпускной работы разработка эффективной модели социального партнерства как ресурса развития технического творчества учащихся.
Для того чтобы социальное партнерство можно было расценивать и использовать как ресурс в развитии учреждения, нам потребуется решить ряд задач.
Задачи:
1. Организовать взаимодействие с социальными партнерами для развития детского технического творчества.
2. Создать условия для повышения квалификации имеющихся педагогических кадров, реализующих программы технической направленности.
3. Апробировать Проект взаимодействия МАОУ ДОД «СЮТ» с МБОУ «ВОСШИ VIII вида»
Глава 1 Социальное партнерство как общественное явление
Социальное партнерство - сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом' и др.) приводит к формулированию его различных понятий. Социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч.1ст.23ТКРФ). Если формулировать юридическое понятие социального партнерства, то к понятию, приведенному в ТК РФ, необходимо добавить следующее: «урегулированные нормами трудового законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнерства - работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления становятся правоотношения социального партнерства.
В образовательной сфере социальное партнерство по определению В. А. Михеева характеризуется как «совокупность взаимоотношений учебных заведений, объединений работодателей, профсоюзов и властных структур на основе договоров, соглашений, контрактов в целях дальнейшего развития системы образования, повышения кадрового потенциала страны, формирования социально активной образованной личности, экономического и духовного прогресса общества».
По мнению И.М.Реморенко, социальное партнерство инициирует активность профессионально-педагогических объединений, способствует открытости и рациональности финансовых потоков в образовании. Социальное партнерство – это средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных представлений об образовании. М. Гончар, В.И. Редюхин и И.М. Реморенко подчеркивают, что термин «партнерство» в образовании предполагает акцент на равноправии участников взаимодействия. Это означает, что общая цель деятельности не только не ущемляет индивидуальных потребностей ее участников, а наоборот, полно отражает их. Субъект-инициатору партнерских отношений необходимо убедить другого в том, что предполагаемое взаимодействие позволит решить его проблемы и, более того, без такого взаимодействия они не могут быть разрешены. А это значит, что такой тип взаимодействия является взаимовыгодным. По мнению М. Гончар, социальное партнерство есть межгрупповое взаимодействие по реализации совместно выработанных целей, объединяющих на новом качественном уровне цели групп-участников взаимодействия.
Г.М. Шигабетдинова считает, что социальное партнерство - это формирование межсубъектного взаимодействия, приводящее к позитивным и ожидаемым всеми субъектами позитивным изменениям. Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты.
В 1990 г. OECD (ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ) определило термин «partnership» как: системы сотрудничества, основанные на открытых соглашениях между различными институтами, подразумевающими понимание, совместную работу и совместно принятые планы.
Но наиболее емко характеризует социальное партнерство по отношению к образованию участница Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России», состоявшейся 3-4 ноября 2004 года в Петрозаводском государственном университете, ведущий специалист Управления образования Администрации Чеховского района А.А.Рыбина [2]:
партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями разных сфер общественного воспроизводства;
партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.
Последнее понимание партнерства отмечается как наиболее значимое, позволяющее изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования.
В качестве социальных партнеров могут выступать промышленные предприятия, бюджетные организации, учреждения основного и профессионального образования.
Социальное партнерство (англ. parthership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудни
·чества и развития.
Мы понимаем под социальным партнерством, прежде всего взаимодействие сторон, которое предполагает: наличие согласованных позиций; готовность реализовывать эти позиции в процессе совместной взаимовыгодной деятельности; потребность в координации усилий; совместную оценку процесса и результатов деятельности; совместную ответственность за результат; стремление каждой стороны внести свой вклад в общую деятельность. Реальное партнерство возникает тогда, когда обе стороны осознают взаимовыгодность этих отношений и невозможность решения своих проблем без объединения с другими социальными партнерами.
Поэтому в выборе партнеров для развития технического творчества детей мы руководствовались необходимостью такого типа сотрудничества, которое предполагает взаимодействие образовательных учреждений, предприятий города, коммерческих организаций, общественных объединений с местными органами власти, представителями детской и родительской общественности, нацеленного на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса в сфере детского технического творчества.
Глава 2 Проектная часть
Модель социального партнерства предполагает взаимодействие МАОУ ДОД «СЮТ» и:
- администрации муниципального Верещагинского района (Управление образования);
- РИМЦа;
- организации образования, в т.ч. МБОУ «ВОСШ VIII вида»;
- предприятия города (ПРМЗ, ВЧД, ШЧ);
- Центр психологической адаптации;
- Центр занятости населения;
- Родители.
2. Критериями эффективности реализации модели социального партнерства являются:
- увеличение численности обучающихся, занятых различными формами технического творчества;
- увеличение количества проектов, реализуемых с участием социальных партнеров;
- техническое обновление материально-технической базы для занятий техническим творчеством, обеспечение ее соответствия современным требованиям;
- увеличение объема привлечения внебюджетных средств;
- повышение квалификации имеющихся педагогических кадров, реализующих программы технической направленности;
- повышение мотивации педагогов на саморазвитие и самосовершенствование;
- апробация Проекта взаимодействия МАОУ ДОД «СЮТ» с МБОУ «ВОСШ VIII вида»;
- повышение мотивации родителей учащихся (увеличение процента родителей, принимающих участие в жизни МАОУ ДОД «СЮТ», количество совместных мероприятий, уменьшение количества конфликтов и др.);
- повышение эффективности взаимодействия коллектива образовательного учреждения с родителями обучающихся;
- рост удовлетворенности родителей образовательными услугами.

Этапы практической реализации проекта социального партнерства
Реализация проекта включает в себя мероприятия, направленные на:
расширение системы социального партнерства, создание модели социального партнерства;
переподготовку педагогических кадров МАОУ ДОД «СЮТ»;
укрепление сотрудничества МАОУ ДОД «СЮТ» с МБОУ «ВОСШИ VIII вида»
Мероприятия реализуются в три этапа (Приложение №1):
На подготовительном этапе (1 полугодие 2015) планируется провести анализ состояния проблем развития технического творчества, определение круга социальных партнеров для решения выявленных проблем, организация совместных встреч для планирования мероприятий, направленных на взаимодействие, заключение договоров о сотрудничестве.
На этапе реализации мероприятий (2015-2016 уч. год) планируется проведение мероприятий, направленных на организацию взаимодействия партнеров, осуществление промежуточного мониторинга результатов взаимодействия, корректировка планов мероприятий.
На аналитическом этапе  (май 2016 года) осуществляется анализ результатов взаимодействия социальных партнеров, обобщение результатов с целью определения эффективности модели социального партнерства.

этап
содержание
мероприятия
ответственные
сроки

Подготовительный

- проведение мониторинговых и маркетинговых исследований для выяснения актуального образовательного запроса в сфере технического творчества и с целью изучения образовательных, организационно-педагогических, методических потребностей педагогических кадров;
- организация совместных встреч, обсуждение совместной деятельности;
- заключение договоров о сотрудничестве;
- разработка нормативно-правовой и рабочей документации;
- создание нормативно-правовой базы (локальные акты, приказы, договоры о взаимодействии между образовательными организациями, предприятиями и учреждениями, договоры с родителя (законными представителями);
- пересмотр содержания технического образования, разработку новых дополнительных общеобразовательных программ технической направленности
- разработка дополнительной общеразвивающей программы для детей с ограниченным физическим здоровьем;
- разработка программ семинаров, стажировок и повышения квалификации для педагогов дополнительного образования через РИМЦ,
- обновление материально-технической базы через участие в грантах, привлечение средств коммерческих структур и организацию платных услуг, привлечение материально-технических ресурсов социальных партнеров

методист




оргкомитет


директор

методист


директор








Педагоги





Педагог



Методист




Педагоги,
Бухгалтер



Май, июнь 2015




















Июнь-август



Реализация мероприятий
- организация сетевого взаимодействия с организациями;
- промежуточный мониторинг;
- определение необходимых корректировок, их внесение и реализация;
- организация повышения квалификации педагогических работников, реализующих программы технической направленности;
- проведение методических семинаров, мастер-классов (обучающих, практико-ориентированных и др.);
- совершенствование уровня учебно-методического и технологического обеспечения образовательных программ технической направленности
- реализация новых дополнительных общеобразовательных программ технического творчества;
- проведение технических и спортивно-технических мероприятий с участием социальных партнеров;
- участие в Всероссийских и краевых мероприятиях по техническому творчеству;
- апробация дополнительной общеразвивающей программы для детей с ограниченным физическим здоровьем
- привлечение специалистов предприятий, СПО при проведении районных мероприятий как для обучающихся, так и для педагогических работников, а также при подготовке сборных команд и отдельных участников к участию во всероссийских и международных мероприятиях по техническому творчеству;

Директор


Методист, педагоги



Методист




Методист


Педагоги








Педагоги


Педагоги


Сентябрь-май 2016

Декабрь 2015



Сентябрь-май
2015-2016






Сентябрь-май








Сентябрь-май

Сентябрь-май

Аналитический

- подведение итогов реализации программ, анализ полученных результатов, подготовка методический материалов, опыта работы педагогов для дальнейшего развития технического творчества на следующий учебный год;
- распространение педагогического опыта через проведение семинаров, мастер-классов, вебинаров;
- расширение возможностей для обобщения и тиражирования педагогического опыта в условиях сетевого взаимодействия с образовательными организациями;
- проведение методических семинаров, мастер-классов (обучающих, практико-ориентированных и др.);
- мониторинг эффективности реализации сетевого взаимодействия, анализ результатов;
- распространение педагогического опыта.
- разработка и проведение совместного районного мероприятия Фестиваль технического творчества

Педагоги

Май-июнь
2016


Управление реализацией проекта.
Управление реализацией проекта призвано обеспечить устойчивость модели социального партнерства и создание эффективного механизма социального взаимодействия, который обеспечит возможность скоординированной реализации поставленной цели, ее оперативной коррекции по мере накопления опыта.
Общее руководство ходом реализации проекта партнерства, определяющим отношения всех субъектов, является координатор проекта – директор МАОУ ДОД «СЮТ». Координатор проекта: координирует деятельность педагогов дополнительного образования; организует контроль над выполнением образовательных программ; содействует повышению профессионального мастерства педагогов; организует общий контроль.
Оперативное руководство осуществляет руководящая группа. В ее состав входят методист, педагоги дополнительного образования, представители образовательных организаций, в т.ч ВОСШИ VIII вида, представители предприятий.

Управление реализацией проекта осуществляет руководитель проекта, который координирует практически все стороны деятельности по реализации проекта - от его замысла до воплощения (в том числе, создание проектной группы, открытое обсуждение новых идей и предложений со всеми участниками проекта, рациональное распределение обязанностей между участниками проекта, осуществление взаимодействия с постоянными и привлеченными членами команды, контроль результатов реализации проекта).
Тесное взаимодействие с постоянными и привлеченными членами команды предполагает: наличие согласованных позиций; готовность реализовывать эти позиции в процессе совместной взаимовыгодной деятельности; потребность в координации усилий; совместную оценку процесса и результатов деятельности; совместную ответственность за результат; стремление каждой стороны внести свой вклад в общую деятельность. Реальное партнерство возникает тогда, когда обе стороны осознают взаимовыгодность этих отношений и невозможность решения своих проблем без объединения с другими социальными партнерами. Управление реализацией проектом предполагает организацию эффективной системы контроля (промежуточные и итоговые результаты).
Управление реализацией проекта включает в том числе:
1) совершенствование и развитие нормативного обеспечения социального партнерства;
2) усиление общественного участия в улучшении состояния и развития технического творчества детей;
3) внедрение постоянного мониторинга общественного мнения по вопросам развития технического творчества;
4) расширение практики экспертной оценки реализуемых проектов и программ технической направленности: разработка и экспертиза дополнительных общеразвивающих программ, проектов планов, положений мероприятий, направленных на популяризацию технического творчества на районном уровне и в образовательных учреждениях;
5) выявление социального заказа общества, родителей, детей к качеству педагогических услуг технической направленности, реализуемых в МАОУ ДОД «СЮТ»
6) обеспечение общественного контроля за качеством технического образования детей;
7) сохранение и развитие сотрудничества; достижение нового уровня взаимодействия образовательных организаций, органов управления образованием, детских и молодежных общественных организаций, семьи, СМИ;
8) вовлечение родителей и широких кругов общественности в творческую деятельность технической направленности с детьми на базе общеобразовательных школ, организаций дополнительного образования детей, культуры, спорта и др. социальных институтов.
Я, как один из руководителей проекта, осуществляю и обеспечиваю организацию целенаправленной и планомерной системы обучения, подготовки и переподготовки педагогических кадров:
- работа педагогов над единой методической темой;
- организация курсовой подготовки педагогов в РИМЦ;
- индивидуальная работа с педагогами (разработка программ семинаров, стажировок, курсов повышения квалификации).
В результате реализации проекта социального взаимодействия будет:
- организовано эффективное системное взаимодействие с социальными партнерами;
- повышение квалификации педагогов дополнительного образования технической направленности
- Апробация Проекта взаимодействия МАОУ ДОД «СЮТ» с МБОУ «ВОСШ VIII вида».
Исследование Социального партнерства, как ресурса развития технического творчества, в дальнейшем позволит продолжить взаимодействие МАОУ ДОД «СЮТ» с организациями образования, СПО, с предприятиями города по профориентационной работе со старшеклассниками в части организации профессиональных проб и социальных практик, привлечения высококвалифицированных инженерно-технических кадров к исследовательской работе учащихся; привлечение специалистов предприятий к информационной работе, являющейся неотъемлемой частью профориентационной работы; проведение совместных профориентационных мероприятий.