Рабочая программа по биологии 9 класс


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 9 класса.
Автор-составитель –
учитель Беляева О. Л.
г. Омск
2014 год
Содержание
Пояснительная записка________________________________________________ 3
Тематический план____________________________________________________ 6
Содержание программы________________________________________________7
Приложение_________________________________________________________ 10
Список используемой литературы_______________________________________ 24
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.12,
-Базисный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29/2065-н) I вариант,
- Учебный план КОУ «Школа-интернат №17 VIII вида»,
- Устав КОУ «Школа-интернат №17VIII вида».
Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются: -освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; -овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма; - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; - применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
Специфическими задачами учебного курса данной образовательной области являются:
- формирование у учащихся знаний об объектах и явлениях природы, о закономерностях процессов и законов природы в системе учения о единстве природы;
- расширение кругозора учащихся об окружающем мире;
- экологическое воспитание учащихся;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся;
- коррекция познавательной деятельности учащихся.
Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа»(6 класс), «Растения»(7 класс), «Животные»(8 класс), «Человек и его здоровье»(9 класс).
Программа курса биологии для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В. В. Воронковой.
Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, тематического плана, содержания программы, приложения и списка используемой литературы.
Характеристика предмета
Содержание программы курса биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основой курса биологии для коррекционной школы VIII вида являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования, формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В разделе «Человек» (9 класс)человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на анализ жизненных функций важнейших групп животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение). Это позволит учащимся с недостатками интеллекта воспринимать человека как часть живой природы.
В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т.п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
В результате изучения курса учащиеся должны получить общие представления о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
В разделе программы «Требования к уровню подготовки выпускников коррекционной школы по биологии» указаны предполагаемые результаты изучения систематического курса биологии. Они направлены на реализацию деятельностного, практико - и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
данный учебный предмет входит в образовательную область «Природа».
Тематический план.
9 класс – 68 часов.
№ п/п Наименование темы Количество часов
1 Введение. 2
2 Общий обзор организма человека. 2
3 Опора и движение. 5
4 Кровь и кровообращение. 10
5 Дыхание. 8
6 Пищеварение. 14
7 Почки. 3
8 Кожа. 7
9 Нервная система. 10
10 Органы чувств. 5
11 Охрана здоровья человека в Российской Федерации. 2
Итого 68
9 класс
Программа рассчитана на 68 часов, 2 час в неделю.
Количество часов по четвертям
I
четверть II
четверть III
четверть IV
четверть Всего за год
ч. ч. ч. ч. 68 ч.
Тематический план
Тема I
Четверть II
Четверть III
Четверть IV
Четверть За год
Введение. 2 Общий обзор организма человека. 2 Опора и движение. 5 Кровь и кровообращение. 10 Дыхание. 8 Пищеварение. 14 Почки. 3 Кожа. 7 Нервная система. 10 Органы чувств. 5 Охрана здоровья человека в Российской Федерации. 2 Содержание программы.
Введение.
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека.
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение.
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.

Кровь и кровообращение.
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему – на весь организм).
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы.
Микроскопическое строение крови.
Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряди физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание.
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение.
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
Действие слюны на крахмал.
Действие желудочного сока на белки.
Почки.
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа.
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма и гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система.
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств.
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организации отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса по разделу «Человек».
Учащиеся должны знать:
- названия, строение и расположение основных органов организма человека;
- элементарное представление о функциях основных органов них систем;
- влияние физических нагрузок на организм;
- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
- основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся.
При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа. За устные ответы:
- оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;
- оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки в речи, при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя;
- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, излагает материал неполно, непоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в постоянной помощи учителя.
Приложение.
№п/п Да
та Тема и содержание урока Ча-
сы Региональ
ный компонент Дидактическая цель Умения и навыки Методы и формы организации работы на уроке, виды деятельности Нагляд
ное обору
дование Речевой материал
1 Введение. Место человека в живой природе. 1 Ознакомить с местом человека в живой природе. Уметь объяснять место человека в живой природе. Словесный, на-глядный, беседа. Работа с учебником, тетрадью, таблицами. Таблица Общий обзор организма человека. 2 Клетка. 1 Ознакомиться с клеткой, ее строением. Уметь распознавать основные части клетки. Словесный, на-глядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью Таблица Клетка
3 Химический состав клетки. 1 Познакомиться с химическим составом клетки. Уметь объяснять химический состав клетки. Словесный, наглядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблица Цитоплазма, ядро, мембрана.
4 Жизнедеятельность клетки. 1 Изучить особенности жизнедеятельности клетки. Уметь объяснять процессы жизнедеятельности клетки. Словесный, наглядный, беседа, работа с учебником, тетрадью. Жизнедеятельность клетки
5 Ткани. 1 Познакомиться с тканью, ее видами. Уметь объяснять понятие ткани, называть виды тканей. Словесный, наглядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблица,
микроскоп. Ткань
6 Органы, система органов. 1 Познакомиться с особен-ностями строения организма. Уметь объяснять понятие органы, система органов. Словесный, на-глядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником. Таблица Органы,
система органов.
7 Повторение по теме: «Общий обзор». 1 Закрепить знания, навыки, полученные на уроках.
Совершенство-вать знания, полученные по теме. Словесный, индивидуальный опрос по карточкам. Карточки. Опорно-двигательная система.
8 Значение опорно–двигательной системы. Скелет человека. Соединения костей. 1 Познакомиться со значением опорно – двигательной системы, со скелетом человека и соединениями костей.
Уметь объяснять значение опорно-двигательной системы человека, распознавать отделы скелета, виды соединения костей. Словесный, наглядный, беседа. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Скелет, кости.
9 Строение и состав костей. 1 Изучение строения и состава костей.
Уметь объяснять строение и состав костей. Словесный, наглядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицы 10 Скелет головы. 1 Изучить особенности строения скелета головы.
Уметь распозна-вать кости скелета головы. Словесный, наглядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицы Череп.
11 Скелет туловища. 1 Изучить особенности строения скелета туловища.
Уметь распозна-вать кости скелета туловища. Словесный, наглядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицы Позвоночник, грудная клетка, ребра.
12 Скелет конечностей. 1 Изучить особенности строения скелета конечностей. Уметь распозна-вать кости скелета конечностей. Словесный, наглядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицы Плечевая, бедренная кости.
13 Первая помощь при растяжении связок, вывихах, переломах. 1 Ознакомить с первой помощью при растяжении, вывихах, переломах. Уметь оказывать первую помощь при растяжении, вывихах, переломах. Словесный, наглядный. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицышина, карточки. Растяжение, вывих, перелом.
14 Строение и значение мышц. 1 Изучить особенности строения и значение мышц.
Уметь объяснять строение и значение мышц. Словесный, наглядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицы Мышца.
15 Основные группы мышц. 1 Ознакомить с основными группами мышц.
Уметь называть основные группы мышц. Словесный, наглядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицы Скелетные, гладкие мышцы.
16 Работа мышц. 1 Ознакомить с принципом работы мышц.
Уметь объяснять принцип работы мышц. Словесный, наглядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником Таблицы 17 Осанка и здоровье человека. 1 Ознакомиться с понятием осанки человека и ее влиянием на здоровье.
Уметь объяснять понятие осанка, её влияние на здоровье человека Словесный, наглядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицы Осанка.
18 Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. 1 Изучить значение зарядки и уроков физической культуры для осанки.
Уметь объяснять значение зарядки и уроков физической культуры для осанки. Словесный, наглядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником. Таблицы 19 Повторение по теме: «Опорно – двигатель-ная система». 1 Закрепить знания, навыки, полученные на уроках. Совершенство-вать знания, полученные по теме. Словесный, индивидуальный опрос по карточкам. Карточ-ки. Кровеносная система.
20 Значение крови и ее состав. 1 Изучить значение крови и ее состав. Уметь объяснять значение крови, её составные части. Словесный, наглядный, беседа. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицы Плазма, гемоглобин, эритроциты.
21 Строение и работа сердца. 1 Изучить строение и работу сердца.
Уметь объяснять строение сердца, принципы его работы. Словесный, наглядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицы, иллюстрации. Сердце.
22 Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. 1 Дать понятие о кровеносных сосудах и кругах кровообращения.
Уметь объяснять понятие кровеносные сосуды и их виды, описывать круги кровообращения Словесный, наглядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицы Сосуды, кровообра-
щение.
23 Движение крови по сосудам. 1 Ознакомить с принципом движения крови по сосудам.
Объяснить принцип движения крови по сосудам. Словесный, на-глядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицы, иллюстрации. Кровяное давление, пульс.
24 Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови. 1 Познакомить с правилами первой помощи при кровотечениях. Дать понятие о переливании крови.
. Объяснять правила первой помощи при кровотечениях, их выполнять. Объяснять поня-тие переливание крови. Словесный, на-глядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицы, иллюстрации. Свертывание, кровотечение.
25 Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. 1 Ознакомиться с мерами профилактики заболеваний сердца и сосудов.
Уметь объяснять меры профилак-тики сердечных заболеваний. Словесный, на-глядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. 26 Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. 1 Ознакомить с вредным влиянием курения и алкоголя на сердце и сосуды. Уметь объяснять вредное влияние курения и алкоголя на сердце и сосуды. Словесный, на-глядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. 27 Повторение по теме: «Кровь и кровообращение». 1 Обобщение знаний, умений по теме.
Совершенство-вать знания, полученные по теме. Словесный, индивидуальный опрос по карточкам. Карточки. Дыхательная система.
28 Значение дыхания. Органы дыхательной системы. 1 Изучить с особенности строения органов дыхания человека.
Формировать понятие органы дыхания, особенности их строения Словесный, на-глядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицы, иллюстрации. Дыхательные пути, носоглотка, трахея, бронхи.
29 Строение легких. Газообмен в легких и тканях. 1 Ознакомить со строением легких и газообменом, происходящим в легких и тканях.
Уметь объяснять строение лёгких и газообмен, происходящий в лёгких и тканях. Словесный, на-глядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицы, иллюстрации. Легкие.
30
Дыхательные движения. Регуляция дыхания. 1 Дать понятие о вдохе и выдохе, регуляции дыхания.
Уметь объяснять процесс вдоха и выдоха. Словесный, на-глядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Таблицы, иллюстрации. Вдох, выдох.
31 Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы. 1 Изучить влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы. Уметь объяснять влияние физического труда и спор-та на развитие дыхательной системы. Словесный, на-глядный, беседа Работа с учебником, тетрадью, таблицей. 32 Болезни дыхательной системы и их предупреждение. 1 Влияние загрязнений воздуха на дыхательную систему. Ознакомить с перечнем заболеваний органов ды-хания и их профилактикой. Уметь определять заболевания органов дыхания и применять меры профилактики этих заболеваний. Словесный, на-глядный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью, таблицей. Грипп, ОРЗ.
33 Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. 1 Источники заражения воздушной среды Омской области. Ознакомить с правилами гигиены дыхания и принципами искусственным дыханием, необходимостью охраны воздушной среды.
Уметь применять правила гигиены дыхания и делать искусственное дыхание, объяснять мероприятия по охране воздуш-ной среды Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Таблицы, иллюстрации. Искусственное дыхание, наружный массаж сердца.
34 Повторение по теме: «Дыхательная система». 1 Проверка знаний учащихся по теме.
Закрепить знания, полученные по теме. Словесный, индивидуальный опрос по карточкам. Карточки. Пищеварительная система.
35 Значение и состав пищи. 1 Здоровая пища. Познакомить со значением и составом пищи.
Уметь объяснять значение пищи и её состав. Словесный, беседа. Работа с учебником, тетрадью. Пищеварение, питательные вещества.
36 Значение пищеварения. Система органов пищеварения. 1 Познакомиться с органами пищеварения. Формировать понятие органы пищеварения Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Таблицы, иллюстрации. Ротовая полость, желудок, кишечник.
37
Строение и значение зубов. 1 Изучить строение и значение зубов.
Уметь объяснять строение и значение зубов, различать виды. Рассмотреть внешний вид зубов. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Таблицы, иллюстрации. Коренные, молочные зу-
бы, коронка, шейка, ден-
тин, эмаль.
38 Пищеварение в ротовой полости и в желудке. 1 Изучить особенности процесса пищеварения в ротовой полости и в желудке. Уметь объяснять процесс пищева-рения, происходящий в ротовой полости и в желудке. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Слюнные железы Желудочный сок, соляная кислота.
39 Пищеварение в кишечнике, всасывание питательных веществ. 1 Изучить особенности процесса пищеварения в кишечнике, всасывания питательных веществ.
Уметь объяснять процесс пищева-рения, происходящий в кишечнике, процесс всасывания питательных веществ. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Поджелудоч-ная железа, кишечный сок.
40 Гигиена и нормы питания. 1 Ознакомить с гигиеной и нормами питания.
Уметь соблюдать правила гигиены питания,объяснять принципы норм питания для людей разных профессий. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Таблицы Аппетит, режим питания Норма питания.
41 Профилактика
желудочно – кишечных заболеваний 1 Изучить болезни органов пищеварения и их профилактику.
Уметь предупреждать желудочно-кишечные и заболевания. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Желудочно-кишечные заболевания
42 Пищевые отравления. 1 Изучить причины пищевых отравлений. Формировать навык самоконтроля. Предупреждение пищевых отравлений. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Пищевые отравления
43 Вредное влияние курения и спиртных напитков на органы пищеварения. 1 Изучить вредное влияние табачного дыма и алкоголя на органы пищеварения.
Уметь объяснять вредное влияние табачного дыма и алкоголя на органы пищеварения. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. 44 Повторение по теме: «Пищеварительная система». 1 Работать над усвоением знаний, умений, навыков. Закрепить знания, полученные по теме. Словесный, беседа, индивидуальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Карточки. Выделительная система.
45 Значение выделения. Строение почек. 1 Ознакомить со значением процесса выделения, особенностями строения и значения почек. Уметь объяснять строение и значение почек. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Таблицы, иллюстрации. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, моча.
46 Предупреждение почечных заболеваний. 1 Ознакомить с почечными заболеваниями и их профилактикой. Уметь объяснять причины почеч-ных заболеваний, их профилактику. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. 47 Повторение по теме: «Выделительная система». 1 Работать над усвоением знаний, умений, навыков. Закрепить знания, полученные по теме. Словесный, беседа, индивидуальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Карточки. Кожа. 48 Строение и значение кожи. 1 Ознакомить с особенностями строения и значением кожи.
Уметь объяснять особенности строения и значения кожи. Словесный, беседа. Работа с учебником, тетрадью. Таблицы, иллюстрации. Кожа.
49 Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма человека. 1 Изучить роль кожи в теплорегуляции, Озна-комиться с правилами закаливания организма. Уметь оказывать первую помощь при тепловом ударе, ожогах и обморожениях. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Терморегуля-
ция, Закалива-ние, солнечные и воздушные ванны.
50 Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожениях. 1 Изучить правила первой помощи при перегревании, ожогах и обморожениях. Уметь приме-нять правила закаливания организма. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Ожог, обморожение.
51 Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви. 1 Ознакомиться с правилами гигиеной кожи.
Уметь приме-нять правила гигиены кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Гигиена кожи
52 Повторение по теме: «Кожа». 1 Работать над усвоением знаний, умений, навыков. Закрепить знания, полученные по теме. Словесный, беседа, индивидуальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Карточки. Нервная система. 53 Значение и строение нервной системы. 1 Изучить особенности строения и значения нервной системы. Уметь объяснять значение и строение нервной системы. Словесный, беседа. Работа с учебником, тетрадью. Таблицы, иллюстрации. Нервная система возбудимость, проводимость, рефлекс.
54 Спинной мозг. 1 Изучить особенности строения и значения спинного мозга.
Уметь объяснять особенности строения и значение спинного мозга. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Таблицы, иллюстрации. Спинной мозг, белое и серое вещество.
55 Головной мозг. 1 Изучить особенности строения и значение головного мозга. Уметь объяснять особенности строения и значение головного мозга. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Таблицы, иллюстрации. Головной мозг, мозжечок, большие полушария.
56 Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. 1 Ознакомиться с особенностями высшей нервной деятельности человека, дать понятие речи, её значение. Уметь объяснять особенности высшей нервной деятельности человека, понятие речь. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Таблицы, иллюстрации Высшая нервная деятельность, речь.
57 Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна. 1 Дать понятие сон и бодрствование, познакомиться с их значением, объяснить необходимость профилактики нарушений сна. Уметь объяснять понятие сон, бодрствование, их значение, необходимость профилактики нарушений сна. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Сновидения.
58 Гигиена нервной системы. Режим дня. 1 Ознакомить с гигиеной нервной системы, с режимом дня и его значением. Уметь приме-нять правила ги-гиены нервной системы, приме-нять знания о ре-жиме дня, объяс-нять его значение Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Таблицы, иллюстрации Режим дня.
59 Нарушения нервной системы. Влияние курения и спиртных напитков на нервную систему. 1 Изучить причины нарушений нервной системы, влияние курения и алкоголя на нервную систему. Уметь объяснять вредное влияние курения и алко-голя на нервную систему. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Наркотические вещества, алкоголизм.
60 Повторение по теме: «Нервная система». 1 Закрепление пройденного материала, обобщение знаний. Закрепить знания и умения по пройденному материалу. Словесный, беседа, индивидуальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Карточки. Органы чувств. Значение органов чувств. 1 Изучить значение органов чувств.
Уметь объяснять значение органов чувств, их виды. Словесный, беседа. Работа с учебником, тетрадью. Таблицы, иллюстрации. Органы чувств.
Орган зрения. 1 Ознакомиться со строением органа зрения. Уметь объяснять строение органа зрения. Словесный, беседа, фронт-ный опрос. Ра-бота с уч-ком, тетр-ю. Таблицы, иллюстрации. Глазное яблоко, зрачок, хрусталик.
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. 1 Ознакомиться с соблюдением правил гигиены зрения, предупреждением глазных болезней. Уметь применять правила гигиены органов зрения. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Глазные болезни.
Близорукость.
Орган слуха. 1 Изучить строение органа слуха. Уметь объяснять строение органа слуха. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Таблицы, иллюстрации. Орган слуха, ухо.
Гигиена слуха. 1 Познакомиться с соблюдением правил гигиены слуха. Уметь применять правила гигиены органов слуха. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Органы осязания, обоняния, вкуса. 1 Изучить особенности органов осязания, обоняния, вкуса. Познакомиться с их значением.
Уметь объяснять строение органов осязания, обоня-ния, вкуса, фор-мулировать их значение. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Таблицы, иллюстрации. Органы осязания, обоняния, вкуса.
62 Повторение по теме: «Органы чувств». 1 Закрепление темы.
Закрепить знания, полученные по теме. Словесный, беседа, индивидуальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Карточки. Охрана здоровья человека в Российской Федерации.
63
Система здравоохранения в России. 1 Познакомиться с системой здравоохранения в России. Уметь объяснять понятие система здравоохранения в России, ее принципы. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Здравоохране-ние
64 Здоровье человека. Факторы, сохраняющие здоровье.
1 Познакомиться с охраной труда и здоровья человека, с факторами, сохраняющими здоровье.
Уметь объяснять понятие охрана труда и здоровья человека, факторы сохраняющие здоровье человека. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Охрана здоровья.
65 Медицинская помощь. 1 Познакомиться с медицинской помощью в РФ. Уметь объяснять понятие медицинская помощь, её мероприятия. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Иллюстрации Медицинская помощь
66 Социальное обеспечение. 1 Познакомиться с социальным обеспечением по старости, болезни и потере трудоспособности. Уметь объяснять понятие социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Социальное обеспечение
67 Болезни цивилизации. 1 Познакомиться с болезнями цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция, с мерами их профилактики. Уметь называть и объяснять болезни цивилизации, меры их профи-лактики. Словесный, беседа, фронтальный опрос. Работа с учебником, тетрадью. Герпес, онкология, ВИЧ – инфекция
68 Обобщающий урок по теме: «Человек». 1
Закрепление пройденного материала, обобщение знаний. Закрепить знания, полученные в хо-де изучения раздела «Человек». Словесный, беседа, индивидуальный опрос. Карточки. Список используемой литературы:
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. Сборник 1. Москва, «Владос», 2011.
2. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
3.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия,
2000. –С.152-172.
4.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитанияумственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.
5. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на урокахестествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.
6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.
7.Имехенова С.В., Шелкунова О.В. К вопросу о формировании экологической культуры у учащихся с нарушением интеллекта // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.
8. Шелкунова О.В. В помощь студенту, ориентированному на творческую профессиональную самореализацию: Методические рекомендации по методике преподавания естествознания в школе 8 вида. – Иркутск, 2002.
9. Шелкунова О.В. Тестовый контроль знаний на уроках естествознания в специальных (коррекционных) школах // Ступени: Научный журнал. – 2000. – № 1.
10.Яковлева О.В., Шелкунова О.В. Использование детской литературы на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.
11. Медиафайлы Диски 1-2 «Биология .Человек.» Просвещение 2005г
12.И.В.Романов, И.А.Агафонова «Биология. Человек», Москва «Дрофа», 2009 год (9 класс).
13.www.ikprao.ru14.www.uchportal.ru