Урок ИЗО Средневековая архитектура Западной Европы. Романский и готический стили.


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Ст. Григорополисская
Средневековая архитектура Западной Европы. Романский и готический стили.
Губина Ирина Владимировна, учитель изобразительного искусства
Цель – систематизировать, обобщить и расширить знания о романском и готическом художественных стилях в их сравнительной характеристике, исследовать наиболее известные и значительные романские и готические соборы.
Задачи:
· поиск, отбор, систематизация материала по избранной тематике;
· охарактеризовать особенности романской и готической архитектуры;
· познакомится с наиболее выдающимися романскими и готическими соборами;
· выяснить влияние романского стиля на готический стиль;
· определить место и роль этих стилей в истории.
ХОД УРОКА
І. Сообщение учителя. Вступительное слово:
Средневековая архитектура в своем развитии прошла два последовательных этапа: ранний - период романского стиля (VI-XII вв.) и поздний - период готического стиля (XII-XV вв.).
Ранний период феодализма характеризуется раздробленностью земель и междоусобными войнами между феодалами. Эти условия находят отражение в архитектуре. Места для строительства выбирают удобные в стратегическом отношении. Здания отвечают целям обороны; стены и своды, делают массивными, световые проемы напоминают бойницы, здания увенчивают дозорными башнями. Эти признаки романского стиля встречаются в постройках периода раннего феодализма во всех странах Европы.
Романский стиль основывался на использовании опыта и элементов римской каменной архитектуры, откуда и произошло его название появившееся в ХIX веке.
Характерными чертами романской архитектуры, кроме массивных стен, стали полуциркульные арки и цилиндрические или крестовые своды. Для поддержки такой массы камня нужны были очень толстые колонны, которые иногда заменяли мощными крестчатыми или восьмигранными столбами - пилонами. Романские капители имели простые геометрические формы, часто их украшали, вопреки конструктивной логике, резными рельефными изображениями.
Возник своеобразный синтез скульптуры и архитектуры. Скульптура являлась неотъемлемой частью оформления порталов соборов. Проповедью в камне часто называют скульптуру в романских соборах. Застывшие в камне образы священных персонажей обладали не меньшей силой воздействия, чем слово. Памятников романской архитектуры сохранилось довольно много на всей территории Западной Европы. Огромные, строгие и величественные храмы в городах и монастырях располагались друг от друга на расстоянии колокольного звона. Часто им приходилось выступать в роли крепости для всего населения города или прихода.
У феодалов настоящей крепостью был их дом-замок, окруженный глубоким рвом с водой, обнесенный высокими стенами с башнями и подъемными мостами, ведущими к воротам.
Крепость - вот тот образ, который рождается при взгляде на памятники романской архитектуры, образ, который несет ощущение стабильности и незыблемости.

Рис. Романские капители

Рис. Отделка фасада романского замка

Рис. Романская церковь Санта Мария
Зодчие средневековой Руси создали варианты романского стиля, воплотившие национальные формы и традиции. Романский стиль встречается в новгородской и псковской архитектуре XII-XIV вв.

Рис. Новгородский Кремль — памятник русской архитектуры X-XVII веков. Согласно летописи был основан князем Ярославом Мудрым в 1044 году. Новгородский кремль древнейший из сохранившихся в России Кремлей.
Наиболее известные памятники романского стиля:
· Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии;
· Либмургский собор в Германии;
· Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии;
· Аббатство Мария Лаах в Германии;
· Церковь св. Якоба в Регенсбурге;
· Романские церкви в Валь-де-Бой.
Готика (от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15—16 вв.). Термин «Готика» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».
В отличие от романского готический стиль характеризуется вытянутыми ввысь формами больших общественных зданий (соборы, ратуши), которые возвышаются над остальными постройками города.
В идеологии и культуре времени готики сохранялись феодально-церковные основы; готика развивалась в областях, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой. Готическое искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Ведущим типом в эпоху готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в готике преимущественно витражами). Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.
Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д.). Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие фасады 2—5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.
Возникшая в эпоху готики смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной; весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.

Рис. Поперечный разрез Реймского собора
Наиболее известные памятники готического стиля.
Франция
· Собор в Шартре, XII—XIV вв.
· Собор в Реймсе, 1211—1330 гг., где короновались французские короли.
· Собор в Амьене, 1218—1268 гг.
· Собор Парижской Богоматери, 1163 г. — XIV в.
· Собор в Бурже, 1194 г.
Германия
· Кёльнский собор, 1248 г. — XIX в.
· Мюнстерский собор в Ульме, 1377—1543 гг.
Англия
· Собор в Кентербери XII—XIV вв., главный храм английского королевства
· Собор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. в Лондоне
· Собор в Солсбери 1220—1266 гг.
· Собор в Эксетере 1050 г.
· Собор в Линкольне к. XI в.
· Собор в Глостере XI—XIV вв.
Чехия
· Готическая архитектура Праги
· Собор святого Вита (1344—1929 гг.)

Рис. Интерьер готического собора

Рис. Интерьер парижской часовни Сент-Шапель.

Рис. Эволюция интерьера готического храма. 1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика. Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия («украшенный стиль»; аббатство Гисборо). 4. «Перпендикулярная готика». Англия (собор в Уинчестере).
ІІ. Практическая часть занятия
ІІІ. Подведение итогов занятия
Дорогие друзья, мы прикоснулись к Прекрасному! Средневековые памятники искусства Западной Европы постоянно напоминают о его сравнительно недавнем варварском прошлом, проявляющемся то в мотиве дохристианского плетеного орнамента, то фигуре фантастического существа, выглядывающего из растительных сплетений романской капители или взирающего с высот готического собора.