Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему Собирательные числительные. Склонение числительных ОБА, ОБЕ. Сочетание собирательных числительных с существительными.


Урок русского языка в 6 классе
Тема: Собирательные числительные. Склонение числительных ОБА, ОБЕ. Сочетание собирательных числительных с существительными.
Тип: комбинированный.
Цель: познакомить с правописанием собирательных числительных, рассмотреть сочетание числительных с существительными.
Задачи:
Познакомить со способом образования и склонением собирательных числительных, со склонением и употреблением слов оба, обе; рассказать о сочетании числительных с существительными;
Развивать умения склонять числительные, навыки составления предложений; развивать орфографические навыки;
Прививать аккуратность при выполнении работ в тетрадях, воспитывать уважительное отношение у соклассникам.
Межпредметные связи: связь с казахским языком.
Оборудование: карточки-опросникиХод урока
Орг. момент
Объявление темы урока.
Постановка целей и задач урока.
Проверка домашнего задания.
Просклонять четыре дробных числительных.
Опрос.
Проверочная работа.
Числительные отвечают на вопросы _________________.
Числительные бывают ____________, _____________, _________________.
Количественные числительные делятся на __________________,____________________,______________.
Проставьте, где нужно Ь: восем…надцат…, пят…надцат…, шест…десят…, сем…сот…
Двест… метров, тр…ст… учениками, восемнадцат… книгами.
Актуализация полученных знаний.
Какие собирательные числительные вы знаете?
На какие вопросы отвечают собирательные числительные?
Объяснение нового материала.
Работа с доской.
Собирательные числительные включают в себя только числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро и слова оба, обе.Других собирательных числительных нет.
Трое – три + суффикс ой(е)
Пятеро - пять + суффикс –ер(о).
Склоняются как полные прилагательные.
И. красные; пятеро; трое;
Р. Красных; пятерых; троих;
Д. красным; пятерым; троим;
В. красных; пятерых; троих;
Т. красными; пятерыми; троими.
Собирательные числительные сочетаются только:
С существительными, называющими лиц мужского пола, детенышей животных:
семеро козлят, трое солдат;
с именами существительными, обозначающими парные предметы, имеющими форму только множественного числа:
трое очков, двое суток;
с личными местоимениями: нас четверо.
Слово оба сочетается с существительными м. и ср. рода, обе – ж.р.
И. Оба мальчика; обе девочки;
Р. Обоих мальчиков; обеих девочек;
Д. обоим мальчикам; обеим девочкам;
В. Обоих мальчиков; обеих девочек;
Т. обоими мальчиками; обеими девочками;
П. об обоих мальчиках, об обеих девочках.
Закрепление.
Упражнение 294.
Цель: закрепить умения правильно составлять словосочетания с числительными и существительными, развивать навыки склонения.
Упражнение 297.
Цель: провести межязыковую аналогию с казахским языком в формах собирательных числительных, отработать навыки правильного написания собирательных числительных.
Работа по развитию речи.
Упражнение 298.
Чтение. Пересказ. Рассуждение над вопросом: Нужно ли исправлять своих товарищей, когда они говорят неправильно?
Выводы по уроку.
Какие числительные относятся к собирательным?
Какие суффиксы образовывают собирательные числительные?
Как склоняются собирательные числительные?
С какими существительными сочетаются собирательные числительные?
Как с существительными сочетаются слова оба, обе?
Рефлексия.
Покажите большим пальцем руки, как вы усвоили урок. Помните же: большой палец вверх – я все понял, тему усвоил; палец горизонтально – тему понял, но есть вопросы; большой палец вниз – мне ничего не понятно.
Выставление оценок.
Домашняя работа.
Упражнение 296 с разноуровневыми заданиями.
Параграф 44, стр. 135.
Проверочная работа.
Числительные отвечают на вопросы _________________.
Числительные бывают ____________, _____________, _________________.
Количественные числительные делятся на __________________,____________________,______________.
Проставьте, где нужно Ь: восем…надцат…, пят…надцат…, шест…десят…, сем…сот…
Двест… метров, тр…ст… учениками, восемнадцат… книгами.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Проверочная работа.
Числительные отвечают на вопросы _________________.
Числительные бывают ____________, _____________, _________________.
Количественные числительные делятся на __________________,____________________,______________.
Проставьте, где нужно Ь: восем…надцат…, пят…надцат…, шест…десят…, сем…сот…
Двест… метров, тр…ст… учениками, восемнадцат… книгами.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Проверочная работа.
Числительные отвечают на вопросы _________________.
Числительные бывают ____________, _____________, _________________.
Количественные числительные делятся на __________________,____________________,______________.
Проставьте, где нужно Ь: восем…надцат…, пят…надцат…, шест…десят…, сем…сот…
Двест… метров, тр…ст… учениками, восемнадцат… книгами.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Проверочная работа.
Числительные отвечают на вопросы _________________.
Числительные бывают ____________, _____________, _________________.
Количественные числительные делятся на __________________,____________________,______________.
Проставьте, где нужно Ь: восем…надцат…, пят…надцат…, шест…десят…, сем…сот…
Двест… метров, тр…ст… учениками, восемнадцат… книгами.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Проверочная работа.
Числительные отвечают на вопросы _________________.
Числительные бывают ____________, _____________, _________________.
Количественные числительные делятся на __________________,____________________,______________.
Проставьте, где нужно Ь: восем…надцат…, пят…надцат…, шест…десят…, сем…сот…
Двест… метров, тр…ст… учениками, восемнадцат… книгами.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------