Имя числительное. Употребление имен числительных в речи.

«Утверждаю»
Зам. директора по учебной работе
____________ Демешова А.М.
« ___» ________________ 2015 г.
. ФШ _____________
ГД ______________ ФШ – 2 ______________ КТ ______________
Преподаватель Дуйсенбаева Б.У. ГД – 2__________ __
Модуль 5.Урок № 2.
Тема: Собирательные, порядковые, дробные числительные. Употребление имен числительных в речи.
План урока.
Цели:
научить и закрепить умение правильно использовать числительное в речи;
развивать навыки грамотного письма, устной связной речи;
поощрять познавательные интересы, расширять кругозор, развивать логическое мышление;
приобщить к здоровому образу жизни; показать связь с жизнью, научить правильно определять время.
Лексическая тема: Здоровый образ жизни.
Эпиграф урока: «Дорогу осилит идущий».
Наглядность: цветные шары ( на шарах цифры первого десятка), фишки, слайды, опорная схема «Имя числительное» (бабочка), изображение автобуса с названиями маршрутов, бирки с названиями «остановок».
Форма урока: урок – путешествие.
Метод: критического мышления, коммуникативный, работа с пословицами, загадками, работа с текстом «Океанариум в казахстанской степи».
Оборудование: таблица, эпиграф, пословицы, картина, слайды, учебник.
Межпредметная связь: математика, история, физкультура.

Ход урока:
І.Организационный момент.
Психологический настрой студентов к уроку.
ІІ. Вступительное слово учителя.
Сегодня унас необычный урок.
На нем подведем мы работы итог,
О числах поговорим,
Что уже знаем – обобщим,
Будем думать и рассуждать,
Новое для себя открывать.....
А сейчас: т-с-с...тишина
Нас ждет чудесная и сказочная страна.
Мы сегодня совершим путешествие в сказочную страну в Королевство числительных. Отправимся в путешествие на автобусе. Наш автобус будет делать остановки. На каждой остановке мы будем выполнять задания. Итак, что мы будем делать на уроке?
Отвечать на вопросы, выполнять упражнения, вспоминать числительные, петь и т.д .
Молодцы, ребята! Вот вы сами определили задачи нашего урока. Итак, мы в Королевстве числительных. Сделаем разминку.
ІІ.Фронтальный опрос.
- Сколько лет вы учитесь в колледже?
- Какой по счету в году месяц февраль?




- Ребята, когда в нашей республике прошли ^ІІ зимние Азиатские игры?
-В каком году прошли летние Олимпийские игры?
-Каких Олимпийских чемпионов нашей области, вы знаете?
-Какие награды принесли в копилку казахстанского спорта наши спортсмены?
-Где проходят зимние Олимпийские игры? Сколько спортсменов участвуют из нашей страны?
Назовите вопросительные слова, которые использовала в своих вопросах? Сколько, по скольким,сколько,какой.
Это вопросы числительных. А теперь выделите в ответах те слова, которые непосредственно отвечают на поставленные вопросы? 3,2,2013,....
Это и есть числительные.
Правильно, молодцы! Ребята, только человек, занимающийся спортом,может быть здоровым. И сегодня мы будем говорить о здоровье,о здоровом образе жизни. Итак, запишите сегодняшнее число и тему. Какие же ассоциации появляются у вас при слове «здоровье»?
І^. Метод ассоциации

бодрость Спорт гимнастика


ЗДОРОВЬЕ
быть крепким




жизнь зарядка быть крепким

^. Знакомство с эпиграфом урока.
Все мы с детства знаем, что здоровье нужно беречь. Но, к сожалению, часто забываем о том, что жизнь – это дар природы и вспоминаем только тогда, когда начинаем сильно болеть. Немало сказано о здоровом образе жизни Президентом Назарбаевым в его Послании народу Казахстана. Президент озабочен ростом в Казахстане людей, употребляющих наркотики, табак, небрежно относящихся к своему здоровью. Он приводит казахскую пословицу, которая станет эпиграфом нашего урока.
Чистота – основа здоровья, здоровье – осно
·ва богатства.

^І. Работа с интерактивной доской.
Вы проснулись и сразу посмотрели на часы. Уже......часов........минут. Взглянули на календарь. Сегодня......число....февраля. Вы учитесь в ....группе.
Сегодня....уроков, а в......часов у вас тренировка. И так, вы догадались, что нам не хватает одной части речи, которая ведет счет нашему времени, обозначает количество и порядок. Назовите что это часть речи? Это имя числительное!
Расскажите об имени числительном, используя схемы на интерактивной доске.

^ІІ. Запись в тетради .
Итак, цифры окружают нас всюду. Мы видим в газетах, журналах, слышим по телевизору. Цифры – не пустые значки. Они говорят об очень многом, интересном. Без чисел немыслима наука, сама жизнь. Наши планы, развитие науки и техники, покорение космоса еще больше увеличивает значение чисел.
Особенно большуюроль в жизни человечества играют числа первого десятка.
Хором произносим: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Запишем в тетрадях:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

^ІІІ. Словарная работа.
Океанариум – искуственный водоем для содержания рыб.
Осилит – победит.

ІХ. Маршруты путешествия.
«Теоретическая»
«Орфографическая»
«Практическая»
«Грамматическая»
«Творческая»
«Музыкальная»
«Занимательная»

Х. Остановка «Теоретическая»
Что такое имя числительное? Это самостоятельная часть речи.
На какой вопрос отвечают количественные числительные? Сколько.
Какие бывают числительные по составу? Простые и составные.
На какой вопрос отвечают порядковые числительные? Который.
В каких числительных -ь пишется в конце? От 5 до 20, 30.
В каких числительных -ь пишется в середине? 50-80, 500-900.
В каких числительных пишутся удвоенные согласные? Одиннадцать.
Как можно записать числительные? Словами и цифрами.

ХІ. Остановка «Орфографическая»
Вставить пропущенные буквы.
Пят?надцат?, шест?надцат?, пят?десят?, шест?десят?, пят?сот, шест?сот.

ХІІ. Остановка «Практическая»
Прочитать текст. Найти числительные.


Запись в тетрадях:
Океанариум Астаны был открыт 6 мая 2003 года.
Здесь плавают более 2000 морских и океанских рыб.
Его емкость составляет 3 млн. литров воды.
Длина подводного туннеля – 70 метров.
Толщина стекла аквариумов – 7 см.
Среднее число посетителей за день 3000 человек.
Для создания флоры потребовалась 120 тонн морской соли.
Здесь 2000 питомцев, более 100 видов морской фауны.
ХІІІ. Остановка «Грамматическая»
Сделать разбор по составу.
Один, семнадцать, пятьдесят, трехсоттысячный, семь, одиннадцать, шестьдесят, пятисоттысячный.
ХІ^. Остановка «Творческая»
Дописать пословицы, подчеркивая имена числительные. Один за всех, и все за одного. Семь раз отмерь,а один раз отрежь.
Определите, какое слово является лишним. Первый, другой, второй. Пятый, сотый, новый.
Объяснить значение фразеологизма. Вместо точек вставить нужное числительное.
Лить слезы в три ручья. Горько плакать.
Быть на седьмом небе. Радоваться.
Похожи как две капли воды. Очень сильное сходство.
Знать как свои пять пальцев. Хорошо изучить.
Х^. Остановка «Музыкальная»
Как же в путешествии без песни. Нам песня строить и жить помогоает. Споем все вместе песни, где встречаются имена числительные. В путешествии нельзя без песен.
Песни: «Учат в школе», «С днем рождения», «В землянке», «Три танкиста», «Вместе весело шагать».
Х^І. Остановка «Занимательная»
Отгадайте загадки.
70 одёжек и все без застежек. (капуста)
Сидит дед – во 100 шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Два кольца, два конца, посередине – гвоздик. (Ножницы)
Пятеро братьев живут в одном доме, но в разных комнатах. (Пальцы и перчатки)
Два братца дружно бегут рядом. (Лыжи)
Х^ІІ. Блиц-опрос.
Сколько букв в русском алфавите? Тридцать три.
Сколько гласных, согласных? 10 гласных, 21 согласная.
Сколько месяцев в году? Двенадцать.
Сколько часов в сутках? Двадцать четыре.
Сколько минут в одном часе? Шестьдесят.
Сколько пальцев на руках? Десять.
Какой год наступил? Две тысячи четырнадцатый.
Х^ІІІ. Подведение итогов урока
Подсчитываем фишки. Проставление итоговой отметки.
ХІХ. Домашнее задание
Придумать 5 предложений с именами числительными или выписать из изученных произведений художественной литературы.



Преподаватель: Дуйсенбаева Б.У






















Открытый урок

Тема: Имя числительное









Уч.рус.яз.: Дуйсенбаева Б.У












Сарыкемер









Тридцатое октября..
Урок - путешествие.
Дорогу осилит идущий.




15