Методическая разработка Способы обработки накладного кармана — портфель


ГБОУ НПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №4
ОДОБРЕНО:
на заседании метод. комиссии
протокол №
от «___» ___________2016г.
Председатель метод. комиссии
____________ Журба Э.Ю.
УТВЕРЖДАЮ:
Зам.директора по УПР
Кесаева З.С.
« » 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
УП. 04 ПМ.04 «Пошив изделий по индивидуальным заказам»
ТЕМА: «Технология обработки отдельных деталей
и узлов изделий».
ЗАНЯТИЕ: «Способы обработки накладного кармана - портфель».
Рекомендовано к использованию на уроках учебной практики в рамках ППКРС по профессии 29.01.05 Закройщик, с целью ознакомления, обучающихся с различными способами обработки накладного кармана - портфель, формирования приемов выполнения обучающимися отдельных узлов; закрепления знаний, полученных на уроках теоретического обучения; развития творческих способностей и познавательной активности обучающихся.

Автор: Тоноянц Ю.А.
мастер производственного обучения

г. Владикавказ, 2016 г.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
Труханов А.Г. «Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды».
http://pokroyka.ru/karmany/karman-portfel
http://godress.com.ua
Практикум по производственному обучению профессии «Портной».
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
Схемы, чертежи, образцы обработки по последовательности, образцы готовых изделий, оформленная доска.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Рабочие столы, швейные машины 97-А и 1022-М кл., спецмашины 51 кл., утюги
М-2 и М-5.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:
Ножницы № 10-12, игольница с портновскими булавками, иглы машинные
№ 100-110, иглы ручные № 3, 5, 7, наперсток, сантиметровая лента, резец, портновский мел, шкатулка.
МАТЕРИАЛЫ:
Различные виды ткани, прокладочные материалы, нитки: х/б № 40-50, шелковые
№ 20, армированные № 35.
ПЛАН
проведения занятия по производственному обучению
1. Наименование темы: «Технология обработки отдельных деталей и узлов изделия»
2. Наименование занятия: «Способы обработки накладного кармана - портфель».
3. Цели урока:
Учебная: Закрепление теоретических знаний, полученных во время изучения ПМ.04 «Пошив изделий по индивидуальным заказам»:
ПК 1.3. Обслуживать швейное оборудование и оборудование для ВТО узлов и изделий.
ПК 1.4. Выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах или вручную с разделением труда и индивидуально.
ПК 1.5. Формировать объёмную форму полуфабриката изделия с использованием оборудования для ВТО.
ПК 1.6. Соблюдать правила безопасности труда.
ПК 1.7. Пользоваться технической, технологической и нормативной документацией.
ПК 2.1. Выполнять поузловой контроль качества швейного изделия.
ПК 2.2. Определять причины возникновения дефектов при изготовлении изделия.
ПК 2.3. Предупреждать и устранять дефекты швейной обработки.
Воспитывающая: Воспитывать у обучающихся общие компетенции:
О.К. 1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
О.К.2 - Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определённых руководителем.
О.К.3- Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять технический и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
О.К.4 – Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
О.К.5 - Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
О.К.6 - Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством клиентами.
Развивающая: Развивать у обучающихся умения:
- применять теоретические знания на практике;
- анализировать ошибки в процессе обработки изделия;
- творческие способности обучающихся;
- прививать навыки культуры, труда и производства.
Методическая: Активизация мыслительной деятельности обучающихся.
4. Тип урока: Выполнение сложных комплексных работ.
5. Методы ведения урока:
словесный: объяснение, беседа с постановкой проблемных вопросов, диалог, дополнительный инструктаж по необходимости.
наглядный: личный показ трудовых приемов мастером, поузловая обработка накладного кармана - портфель.
практический: самостоятельная работа обучающихся.
6. Место проведения занятия: Учебно-производственная мастерская.
7. Время занятия: 6 часов.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
№ п/п Наименование вопросов и их краткое содержание Методические указания
1 2 3
I Организационная часть 1.1 Приветствие обучающихся. 1.2 Отчет общественного мастера о наличие обучающихся, их готовности к уроку, комплектности инструментов и приспособлений. Отметить отсутствующих в журнале. Выявленные недостатки по возможности устранить.
1.3 Отчет общественного механика о наличие и состоянии оборудования. II Вводный инструктаж 2.1 Сообщить тему занятия: «Способы обработки накладного кармана - портфеля». 2.2
Опрос обучающихся по материалу предыдущего занятия: «Виды и способы обработки прямых кокеток». Раздать карточки-задания, задать несколько вопросов по прошлым темам индивидуально, провести фронтальный опрос по терминологии и технике безопасности.
Что такое кокетка? Виды кокеток? Кокетка - это отрезная деталь верхней части плечевого или поясного изделия. Она является одной из конструктивных деталей в изделии. Кокетки бывают отрезными и цельнокроеными с изделием.
Какими кокетки бывают по форме? Кокетки по форме бывают прямыми, овальными и фигурными.
-4445177800Какими швами соединяют кокетки с деталями изделия? Кокетки соединяют: стачным, настрочным, накладным и рельефным швом.
Какие виды отделок можно использовать при обработке нижнего среза кокетки? Нижний срез кокетки может быть отделан кантом, оборкой, кружевом.
Рассказать технику безопасности при ручных работах Рассказать соединение прямых кокеток стачным швом.
Деталь кокетки и основную деталь сложить лицевыми сторонами внутрь. Уравнять срезы. Приметать по кокетке прямыми сметочными стежками Lст =1,5- 2,0 см, ширина шва – 0,9см. Притачать кокетку швом шириной 1см по кокетке. Шов обработать на спец.машине. Затем разутюжить, заутюжить, настрочить или расстрочить, в зависимости от модели.
Рассказать технику безопасности при работе за машинкой. 157480266700Рассказать обработку прямой кокетки с кантом.
Заготовить кант.
Кант наложить на лицевую сторону кокетки, уравнять срезы деталей, притачать швом, ширина которого равна ширине канта минус 0.1
Кокетку сложить с основной деталью лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы и приметать по кокетке прямыми сметочными стежками Lст.=1,5-2см.
-3785235151765Притачать швом, ширина которого на 0,1 – 0,2 см. больше ширины притачивания канта к кокетке.
Шов притачивания обметать на спецмашине 51кл
Шов притачивания заутюжить в сторону кокетки.
193865595250Какими способами еще можно соединить кокетку с изделием? Кокетку с изделием можно соединить: накладным швом с закрытым срезом, при помощи подкройной обтачки, притачным и стачным способом, используя или нет отделку (кант, кружево, тесьма, оборка и т.д.)
Рассказать технику безопасности при работе за утюжильным столом. Собрать карточки-задания. Объявить оценки за устные ответы. Оценки выставить в журнал.
2.3 Объяснение новой темы: «Способы обработки накладного кармана - портфель». Тему написать на доске.
2.4
Разъяснение цели: на данном занятии изучить виды и способы обработки накладного кармана - портфель. К концу занятия каждый должен обработать узел. Довести до сведения обучающихся, что они будут выполнять на занятии, чему научатся.
Карман – портфель - это модный спортивный вариант накладного кармана. Обычные накладные карманы можно легко превратить в карманы-портфели. Его можно выполнить различными способами. Рассмотрим некоторые из них: Предложить обучающимся самим назвать на каких изделиях можно выполнить карман - портфель.
-61595189007Закругленный карман-портфель.
Приколоть планку с необработанным внешним срезом к карману лицом к лицу.
Притачать планку, шириной шва 0,5см.
Срезать припуски шва близко к строчке, на участках закруглений сделать надсечки (3), не доходя до строчки на 0,1см.
Заметать планку на изнаночную сторону.
Край приутюжить.
Отстрочить на 0,1см от шва притачивания планки к карману. По желанию край можно отстрочить дополнительно на большем расстоянии (по модели), не прихватывая при этом планку с заутюженным внешним краем.
Карман приколоть к изделию по намеченным линиям.
Настрочить в край только лежащую снизу планку на 0,1см. По желанию нижнюю планку можно настрочить дополнительно на большем расстоянии (по модели). Поставить закрепки в верхних углах длиной 3 см.
Настрочить внешний край кармана в верхних углах точно в шов закрепки.
Приутюжить карман в готовом виде. У закругленных карманов эффект объёма достигается за счет использования двух планок, соответствующих форме кармана.
Размеры кармана зависят от модели и размерных признаков изделия. Величина припусков при раскрое по нижнему и боковым срезам 0,7-1см, а по верхнему срезу зависит от модели и способа обработки (2- 3,5см).
На выкройке кармана начертить линию планки вдоль внешнего края кармана и на расстоянии около 4 см от него (1). Планку переснять с детали кармана как отдельную деталь. Карман и планку выкроить из ткани с припусками на швы по всем срезам: карман выкроить один раз, а планку— два раза.
Дефекты, которые могут возникнуть при обработке данного кармана:
несоответствие планок основному карману (неточный крой).
Устранение: Уточнить крой, в случае необходимости перекроить.
Разная ширина планок.
Устранение: уточнить ширину выкроенных планок, проверить ширину шва притачивания планок.
-33020362585Прямоугольный карман-портфель с цельнокроеной деталью для складок
Обметать все срезы.
Припуск по верхнему краю кармана заутюжить на изнаночную сторону.
Настрочить припуск по верхнему краю кармана (ширина шва по модели).
Припуски по боковым и нижнему краям заметать на изнаночную сторону.
1003301232799Приутюжить припуски по боковым и нижнему краям (6). Затем заутюжить сгибы складок. Для этого боковые и нижний края отвернуть сначала на лицевую сторону по линиям внутренних сгибов складок лицевой стороной к лицевой стороне. Сгибы приутюжить. Затем заутюжить складки на изнаночную сторону по линиям внешних сгибов (7).
Чтобы обработать уголки кармана, складки снова разложить. Карман сложить, совмещая то один боковой край, то другой с нижним краем (8).
Уголки стачать по размеченным линиям (ширина шва 0,3-0,5см).
Вершину каждого уголка надсечь не доходя до строчки на 0,1см (8а).
Припуски швов разложить. Снова заложить складки кармана по линиям сгибов.
Внешний сгиб складки отстрочить в край (ширина шва 0,1см).
Соединить карман с изделием по намеченным контрольным линиям.
Настрочить нижнюю часть складки в край (ширина шва 0,1см). Поставить закрепку.
Настрочить внешний край кармана в верхних углах точно в шов закрепки.Приутюжить карман в готовом виде. У данного карманов эффект объёма достигается за счет одной цельнокроеной детали для складок.
Боковые края и нижний край образуют линию внешнего сгиба складки. На одинаковых расстояниях, которые соответствует желаемой ширине складки (2-2,5см), от нижнего и боковых краев кармана начертить две линии. Средняя — это линия внутреннего сгиба складки.
Вершины углов соединить пунктирной линией. Через вершину внутреннего угла под прямым углом к пунктирной линии провести линию, пересекающую линию внутреннего сгиба складки в двух точках. Из этих точек пересечения провести прямые линии, параллельные пунктирной линии, до пересечения с внешней (третьей) линией (5). Вырезать уголки по вычерченным сплошным линиям.
Карман выкроить с припусками на швы. По боковым и нижнему срезам – 1см, по верхнему – 2,5-3см.
Дефекты, которые могут возникнуть при обработке данного кармана: кривые уголки, разная ширина планок.
-42545353060Карман-портфель с притачной прямой деталью для складок.
На детали для складок припуск по одному продольному срезу заутюжить на изнаночную сторону.
Деталь для складок притачать другой стороной на ширину припуска на шов 1 см, не доходя на 1см до нижнего среза кармана. В начале и в конце шва выполнить закрепки.
Припуск шва детали для складок надсечь вплотную к последнему стежку строчки, не доходя до строчки на 0,1см (1).
Притачать деталь для складок, начав строчку точно у последнего стежка бокового шва и закончив ее, не доходя 1 см до уголка, выполнить в начале и в конце шва закрепки.
Припуск шва детали для складок надсечь вплотную к последнему стежку строчки (2).
Притачать деталь для складок от уголка к другому боковому срезу кармана.
Деталь для складок отвернуть на лицевую сторону и заутюжить припуски швов на карман.
Отстрочить деталь для складок вдоль швов притачивания близко к швам.
Припуск по верхнему срезу кармана и детали для складок подвернуть, а затем заутюжить цельнокроеную обтачку вдоль входа в карман на изнаночную сторону
-52070364490Настрочите в край припуск по верхнему срезу кармана (3).
Деталь для складок приколоть к изделию по линиям совмещения, заложив на уголках в складочки (4).
Боковые и нижний края детали для складок настрочить в край.
Сколоть края кармана и края детали для складок (5) и приутюжить.
Сделать закрепки в верхних уголках кармана в виде треугольничков (6), прихватывая концы деталей для складок.
Приутюжить карман в готовом виде. У данного карманов эффект объёма достигается за счет притачной прямоугольной полосы ткани.
Это самый простой способ сделать карман-портфель из обычного кармана закругленной или прямоугольной формы. Для детали со складками потребуется прямоугольная полоса ткани шириной, равной двойной желаемой ширине складки (4-5см), и длиной, равной длине боковых срезов кармана плюс длина подгибки верхнего среза кармана.
Припуск по верхнему срезу кармана равен 2,5-3см, по боковым и нижнему срезам 1см.
Дефекты, которые могут возникнуть при обработке данного кармана:
-13970180340Закругленный карман-портфель.
Припуск по верхнему срезу кармана заутюжить на изнанку.
Настрочить припуск по верхнему срезу кармана.
На планке припуск по одному продольному срезу заутюжить на изнанку.
Другой продольный срез планки приколоть к карману вдоль боковых и нижнего срезов лицом к лицу.
Короткие срезы планки подвернуть у верхнего края кармана.
Планку притачать к карману.
Припуски шва срезать близко к строчке, на участках скруглений надсечь (7).
Планку отвернуть на изнанку. Края выметать.
Приутюжить края планки(8).
Планку отстрочить в край (по желанию).
Края планки приколоть к изделию по линиям совмещения и настрочить в край (9).
Сколоть края кармана и планки.
Приутюжить.
Боковые края кармана от верхнего края настрочить в край на длину около 1 см.
Приутюжить карман в готовом виде. Припуск по верхнему срезу кармана равен 2,5-3см или по модели. Припуск по боковым и нижнему срезам кармана равен 1см. Для планки потребуется прямоугольная полоса ткани шириной, равной двойной желаемой ширине складки (4-5см), и длиной, равной длине боковых срезов кармана плюс длина подгибки верхнего среза кармана.
Дефекты, которые могут возникнуть при обработке данного кармана:
2.5 Дефекты, которые могут возникнуть при обработке и соединении любого вида кармана-портфеля с изделием.
а) Верхний край накладного кармана не прилегает к полочке. При настрачивании накладного кармана на полочку боковые края кармана смещены один к другому
б) несимметричность расположения накладных карманов. Неточно намечены места расположения карманов, обработка карманов произведена с отклонением от намеченных линий Устранение: Удалить строчку и выполнить ее снова
Устранение: внимательно выполнять намелку карманов и их настрачивание. Для устранения дефекта отпороть один карман и настрочить его симметрично другому
III Текущий инструктаж 3.1 Упражнения обучающихся в выполнении обработки верхнего среза юбки притачным поясом. Добиться, чтобы учащиеся выполняли операции наиболее рациональными способами с наименьшим количеством ошибок и недостатков.
3.2 Практический показ операции 3.3 Наблюдение за правильностью выполнения технологических приемов. В процессе обхода рабочих мест следить за работой всех учащихся, давать по ходу наблюдения необходимые указания, исправлять и предупреждать ошибки, обращать внимание на недостатки в работе. Не давать учащимся готовых указаний относительно того, как исправить ошибки, а добиваться того, чтобы они сами нашли способы их устранения. Обеспечивать правильный режим труда.
3.4 Наблюдение за организацией труда и рабочего места.
3.5
. Наблюдение за соблюдением правил безопасности труда
3.6 Пресечение небрежного отношения к инструментам и оборудованию. 3.7 Дать опережающее задание сильным обучающимся.
3.8 Контроль за качеством выполняемой работы. Разъяснение, советы. 3.9 Повторный показ приемов и способов выполнения работ индивидуально на рабочих местах обучающихся. Индивидуальная работа со слабыми обучающимися:
1
2
3
IV Заключительный инструктаж 4.1 Подвести итоги рабочего дня. Ответить на вопросы обучающихся
4.2 Закрепить пройденный материал занятия, отметить степень достижения цели. 4.3 Провести краткий разбор занятия:
а) отметить дисциплину обучающихся;
б) указать на недостатки в работе и типовые ошибки;
в) выделить наиболее активных обучающихся;
г) оценить работу обучающихся на занятии. Указать способы устранения ошибок.
Выставить оценки в журнал.
4.4 Дать задание на самоподготовку.
Задание написать на доске.
4.5 Убрать рабочие места. Сделать запись в журнале о наличие и исправности оборудования.
4.6 Назначить дежурных.
По списку
4.7 Убрать учебно-производственную мастерскую.
Закрыть цех.
Мастер п/о __________________Тоноянц Ю.А.