Поэзия периода Великой отечественной войны

План урока
Тема « Поэзия периода Великой Отечественной войны»
Цели:
Образовательные: сформировать представление об особенностях развития литературы периода Великой Отечественной войны; показать огромную роль поэзии военных лет в духовной жизни народа; познакомить учащихся с именами поэтов - фронтовиков, с многообразием тем поэзии; показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству; посредством поэтического слова осознать трагедию русского народа и показать глубину переживаний в годы страшных испытаний;
Развивающие: развивать чуткость восприятия образной речи; навыки самостоятельного анализа и оценки художественного произведения, подготовки сообщений по нескольким источникам, выразительного чтения стихотворения наизусть, делать записи;
Воспитательные: вызвать эмоциональный отклик в сердцах учащихся; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; пробудить у учащихся интерес к поэзии военных лет, истории страны, желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно.
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: устный журнал.
Методы обучения: сообщение учащихся, беседа, анализ стихотворений, чтение наизусть, письменные задания, инсценировка, оформление стенгазет.
Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне; записи песен о войне; карточки для самостоятельной работы; ноутбук; мультимедийный проектор.
Подготовительный этап
Учащиеся разделяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку.
1-я группа («исследователи») изучает поэзию военнго времени, готовит краткое сообщение о К. Симонове, А. Суркове, О. Бергольц, Ю. Друниной.
2-я группа («чтецы») готовит чтение стихов наизусть.
3-я группа («художники и оформители») собирают материал и выпускают газету «Сороковые, роковые», оформляет к уроку класс.
Содержание устного журнала «Поэзия периода Великой Отечественной войны»
1страница. Особенности поэзии военных лет.
2 страница. «Строки, опаленные войной».
3 страница. «У войны не женское лицо».
4 страница «Поэты, не вернувшиеся с фронта»
ХОД УРОКА
1 этап – Организационный момент 3 мин.
- Проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы и целей урока.
2 этап – Изучение нового материала
- Сообщение учащихся.(презентация)
- Чтение стихотворения
- Анализ стихотворений
3 этап – Закрепление материала
4 этап – Контроль знаний
- Самостоятельная работа с текстом.
- Практическая работа (языковые особенности стихотворения).
5 этап – Подведение итогов урока
6 этап – Домашнее задание
Изучение нового материала.
Эпиграф:
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет,
А. Т. Твардовский
На сегодняшнем уроке мы поговорим о поэзии Великой Отечественной войны. Тема эта неслучайна. В этом году наша страна отмечает 71 годовщину Победы русского народа над фашистскими захватчиками. Человеческая память и сердце, опаленные огнем войны, продолжают вести отчет, даже когда прошло более 70 лет. Своим огненным крылом война, так или иначе, коснулась каждой семьи. Люди долго будут вспоминать и оплакивать эту трагедию. Вы из курса истории знаете о том, что вся страна , весь многонациональный народ поднялся на защиту Отечества. Вы смотрите художественные фильмы о войне, читаете книги. Из всего этого у вас сложилось некоторое представление и о войне, и о событиях этого периода. Поэзия военных лет помогает подойти к этой проблеме с другой стороны. Она открывает перед нами границы времени, показывает настроение, духовное состояние людей, чем, как, ради чего они жили, боролись и победили в этой войне.
Эпиграфом к нашему уроку взяты слова А. Твардовского:
Война- жестче нету слова,
Война- печальней нету слова,
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
Итак, тема нашего урока Поэзия периода Великой Отечественной войны». Исходя из этой темы, попробуйте сформулировать цели урока
- Изучить поэзию военных лет
- познакомиться с поэтами- фронтовиками.
Да, мы сегодня будем говорить об особенностях поэзии военных лет, познакомимся с поэтами – фронтовиками ,стихотворениями, с многообразием тем. Постараемся доказать, что поэзия- самый оперативный, популярный жанр военного периода. У нас сегодня урок- устный журнал, рассказывающий о поэтах- фронтовиках ,о поэтических произведениях 1941-1945 годов. Итогом нашей работы должна стать газета о поэтах – фронтовиках.
1 страница «особенности поэзии периода войны»
С первых дней войны советские поэты и писатели вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Стихи взывали с плакатов, их можно было увидеть на спичечном коробке и на газетной обвертке, они мелькали на броне танка, мчавшегося в атаку, падали дождем из самолетного люка.
Как вы думаете, почему поэзия оказалась необходимой людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу?
Ответ: Поэзия передавала мысли, переживания, вселяла веру и надежду, давала силы перенести суровые испытания, помогала людям жить.
Какие темы раскрывали поэты в стихотворениях о войне?
-В стихотворениях о войне поэты писали о подвигах, о героизме, о мужестве, храбрости солдат,, о победе, о горе, о страданиях, возлагали надежду на будущее.
Основные темы стихов:
Родина, война, ненависть к врагу, любовь и верность, мечта о победе.
Идут годы, сменяются десятилетия,. но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны. Мы должны помнить , какой ценой завоевано наше счастье. К этому призывает нас и А.Твардовский.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
О защитниках написаны романы, повести, огромное количество стихов и песен. От первого до последнего доя войны не умолкал голос поэтов На третий день войны по всей стране ,как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева – Кумача «Священная война».(Прослушивание песни).Это была самая популярная песня в период Вов. Ее пели торжественно, мужественно, как гимн. Эта песня сопровождала советский народ на всем протяжении его мужественного пути к победе. Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра этой песней. Подобно этой замечательной песне, воевавшей вместе с бойцами, сражалась с фашистскими захватчиками и вся советская поэзия периода войны.
2 страница. «Строки, опалённые войной».
Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов (Сообщение учащегося с презентацией ).
Симонов родился в 1945 году в Петрограде. Первые стихи появились в 1931 году, а через два года он поступил учиться в Вечерний рабочий литературный университет. Закончив его, Симонов поступил учиться в аспирантуру, а в 1939 году уехал военным корреспондентом в Монголию на Халкин-Гол. Когда началась война, Симонову было 26 лет, но уже был известным корреспондентом и признанным поэтом. Он видел войну собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, дружил с офицерами, очень хорошо знал людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции.
Учащийся читает наизусть стихотворения К. Симонова «Родина».
Преподаватель: Что является в этом стихотворении неиссякаемым источником патриотического чувства? (Работа с учебником, стр. 254, В.П. Журавлёв Русская литература хх века М., 2013).
Наиболее ярким и сильным является стих «Жди меня».
Читает наизусть стихотворение К. Симонова «Жди меня».
Преподаватель: Вы услышали два стихотворения. Чем они отличаются друг от друга? (В первом стихотворении лирической герой выражает переживания общенародного характера. «Жди меня» - это гимн любви, верности)
Анализ стихотворения К. Симонова «Жди меня»
Опережающие индивидуальное задание.
Это стихотворение К. Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой. Жанр стихотворения – послание, лирической герой обращается к любимой: «жди, ты». Основная мысль заключена в первой строчке: «Жди меня и я вернусь» - задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата, эта строчка звучит как призыв.. Это гимн верности, любви. Такой настоящей любви ничего не страшно. Такая любимая умеет ждать как никто другой. Такая любовь нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать.
Сообщение о Семене Гудзенко (учащийся выступает с презентацией)
Чтение наизусть стих. Гудзенко «Когда на смерть идут- поют»
Сообщение об А.Суркове (выступление учащегося)
Чтение наизусть стихотворения «В землянке»
Практическая работа по стих. А.Суркова «В землянке»
Инструкция по выполнению: Заполнить таблицу, приводя примеры из стихотворения по указанным средствам выразительности
Сообщение о М. Исаковском (выступление учащегося)
Чтение стихотворения «В лесу прифронтовом» (читает учащийся )
Видеоролик с прослушиванием песни на слова М. Исаковского «Огонек»
3 страница «У войны- не женское лицо»
Учитель:
Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие женщины и девушки тоже взвалили на себя тяжесть войны. На самой страшной воне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывалараненых, а и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку. Женщина убивала, она убивала врага, который с невиданной жестокостью обрушился на её землю, на её дом, на её детей. «Не женская эта доля убивать,- скажет одна из героинь книги С. Алесиевич «У войны не женское лицо», вместив сюда весь ужас и всю жестокую необходимость случившегося. А другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну». То была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы, и бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни пожираем.
Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Бергольц, Юлия Друнина.
Учащийся рассказывает об Ольге Бергольц.
Ольга Бергольц – «блокадная поэтесса», влюблённая в свой город, в свою страну. Родилась в 1910 году в Петербурге, в семье врача. Окончив в1930 году Ленинградский Университет, Ольга Брегольц работала корреспондентом в Казахстане, а в 1931 году вернулась в Ленинград, пишет стихи, рассказы.
Во время войны поэтесса жила в Ленинграде и не с чужих слов знает, что такое блокада. Умирая в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдаётся и пишет свои лучшие стихи. Она показала, что и в страшные, голодные дни блокады человек оставался человеком.
Но тот, кто не жил с нами, - не поверит,
Что в сотни раз почетней и трудней
В блокаде, в окруженье палачей
Не превратиться в оборотня, зверя
Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем Ленинградом,
Я не геройствовала, я жила.
Умирая в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдается и пишет лучшие стихи. Одно из них , написанное в 1941 году «Я говорю с тобой под свист снарядов».
Чтение наизусть стих. Я говорю с тобой под свист снарядов»
-О чем это стихотворение?
-Нарисована трагедия Ленинграда.
А вот какую картину нарисовала Бергольц в «Ленинградской поэме»:
Я хлеб в руке домой несла,
И вдруг соседка мне навстречу.
-Сменяй на платье, - говорит,-
Менять не хочешь- дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.

И сил хватило у меня
Не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило- привести
Её к себе, шепнув угрюмо:
- На съешь кусочек, съешьпрости!
Мне для живых не жаль – не думай.

Учитель: Яркие стихотворения, исполненные гражданского пафоса и уверенности в победе, создала в годы войны Анна Ахматова.
Стихотворение «Мужество» с большой силой выразило дух того времени, убежденность в победе. Слова стихотворения словно врублены в камень от имени истории и народа:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Рассказ о поэтах войны продолжает другой учащийся.
Поэтесса Юлия Друнина была свидетелем войны с первых дней её, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны»
Судьбу Юлии Друниной можно одновременно назвать и трагической и счастливой. Трагической - потому что в ее юность ворвалась война, счастливой – потому что война сделала ее поэтом, потому что она выжила. Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. В 1941 году ушла добровольно на фронт и до конца войны служила санинструктором. Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году. Книги Ю. Друниной «стихи», «разговор с сердцем», «Ветер с фронта», «Тревога» - это лирический монолог человека, характер которого сформировался в труднейших фронтовых испытаниях (Звучит стихотворение «Зинка» видео ролик)
Стихотворение посвящено Герою Советского Союза Зинаиде Самсоновой памяти однополчанки.
4 страница «Поэты, не вернувшиеся с фронта»
В 1941 году поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой. Около
1500 литераторов ушли на фронт, каждый третий погиб. Николай Майоров, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Муса Джалиль, Иосиф Уткин и др. Им не суждено было вернуться с войны. Некоторым из них в 1941г. было чуть больше, чем сегодня вам.
Сообщение учащегося.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там
А. Твардовский.
Павел Давидович Коган 1918 -1942
Возглавлял поиск разведчиков, погиб под Новороссийском 23 сентября 1942г.
Михаил Валентинович Кульчицкий 1919-1943
Погиб в боях под Сталинградом в январе 1943г.
Николай Петрович Майоров 1919-1942
Погиб 8 февраля 1942 г. на Смоленщине.
Мусса Мустафович Джалиль 1906 – 1944
Татарский поэт..
Мусса Джалиль, будучи тяжело раненым , попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Маобит и в 1944г. казнён. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Иосиф Павлович Уткин 1903 – 1944
Военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с переднего края в 1944г.
Я вам жить завещаю, -
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливым быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.
Горевать –горделиво,
Не склоняясь головой
Ликовать – нехвастливо
В час победы самой.
И беречь её свято,
Братья, счастье своё –
В память воина-брата,
Что погиб за неё.
А. Твардовский «Я убит под Ржевом»
III этап – Закрепление материала (презентация)
IV этап – контроль знаний. самостоятельная работа с текстом. Практическая работа (языковые особенности стихотворения).
V этап – Подведение итогов урока.
Преподаватель: « Вот и закончилась последняя страница нашего журнала. Мы немного почувствовали себя его издателями: выбрали круг вопросов, военных авторов, стихотворные тексты, вы сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки:
за работу на уроке;
за сообщения;
за чтение наизусть стихотворения.
VI – Домашнее задание. Написать сочинение «Моя семья в годы войны»
Практическая работа по стихотворению А. Суркова «В землянке»
Инструкция по выполнению: Заполнить таблицу, приводя примеры указанных выразительных средств.

Средства языковой выразительности
Примеры из текста

Олицетворение


Эпитеты


Лексические повторы


Сравнения


Противопоставления






15