Конспект урока по географии на тему: Физико-географическое положение Африки. Исследование Африки.(7 класс)

7 класс, география
Тема: Физико-географическое положение Африки.
Исследование материка.
Цели и задачи урока:
Познакомить с физико- географическим положением Африки; научить давать характеристику ФГП материка. Продолжить формировать умения работать с картой.
Оборудование:
Карта полушарий и физическая карта Африки.

Ход урока
Организационный момент.
Знакомство с физико-географическим положением материка.
Африка занимает особое положение среди других материков.
По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: её площадь составляет 29,2 млн. кв. км. Африка континент контрастов. Около Ѕ её территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария и самая длинная река мира.( показать на карте). В географическом отношении Африка изучена не полностью, ещё следует изучать глубинные районы тропических лесов.
- Сегодня мы приступаем к изучению Африки. Посмотрите на доску и прочитайте тему урока. Составьте план изучения темы. ( Выслушать ответы учащихся).
- А теперь сравните наш план с планом предложенным в учебнике. (Д: с. 374, 375; К; с. 125-127.)
Затем учащиеся читают каждый пункт плана и вместе с учителем ищут ответ. При этом учитель оказывает помощь в определении видов карт, какими следует пользоваться.
План описания ФГП материка.
Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяженность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.
В каких климатических поясах расположен материк?
Какие океаны и моря омывают материк?
Как расположен материк относительно других материков?

Протяженность высчитывают у доски по карте используя масштаб.
После того, как ФГП сделано, следует подвести итог работы.
С целью закрепления изученного материала можно предложить игру: Учитель читает текст, затем останавливается, а ученики заканчивают предложение. Например:
- Африка по середине пересекается ..
- Нулевой меридиан пересекает Африку с .
- Африку омывают океаны, их по количеству .
- С севера материк омывается
- Восточной крайней точкой материка считается
- Дальше всех материков от Африки расположен
- Самый большой остров близ берегов Африки

Открытие и исследование материка.
Этот пункт урока можно начать с изучения карт мира Птолемея.
Что знали в то время, какие территории были известны, как объяснить названия африканского побережья, почему далее изучение прекратилось, какое название имела Африка?
Дальнейшее открытие и исследование материка следует изучить на основе сообщений учащихся. (Подготовить раньше).
Можно задать учащимся вопросы.
- Определите, какие острова были открыты каждым мореплавателем?
- Чему удивился Васко да Гама при высадке на Восточный берег Африки?
- Какие реки открыл Давид Левингстон?
- Какие нежелательные последствия имело открытие внутренних районов Африки?
Практическая работа.
Затем выполняется практическое задание.
Обозначить на контурных картах, определить и указать географические координаты крайних точек Африки, подписать объекты береговой линии. ( Следить за аккуратностью выполнения работ).

Домашнее задание
& 37, 38 Д; & 14. На контурных картах обозначить маршруты путешествий исследователей Африки. Знать основные географические объекты береговой линии Африки.
15