Конспект урока по физике на тему: Плаванье тел (7 класс)

Безукладникова Татьяна Александровна,
учитель физики МБОУ «Ильинская СОШ № 1»,
высшая квалификационная категория
Пермский край, п. Ильинский

Конспект урок по физики в 7 классе
на тема: «Условия плавания тел»
Цель урока:
Сформировать представление о условии плавания тел в жидкости.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: исследование.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
На демонстрационном столе: 1. Стакан с водой. 2. Бруски алюминиевый и деревянный.
На столах учащихся: 1. Стакан с водой. 2. Бруски алюминиевый и деревянный. 3. Картофель небольшого размера. 4. Соль. 5. Деревянная палочка. 6. Салфетка. 7. Кусочек пластилина. 8. Таблица плотностей.

Ход урока
Оргмомент.
Повторение изученного.
О силе Архимеда.
Вопрос:
почему показания динамометра уменьшались?
Как направлена сила Архимеда?
От чего зависит сила Архимеда?
Какая сила еще действует на тело, погруженное в жидкость?
Как направлена сила тяжести?
От чего зависит сила тяжести?
(Учитель. Почему камень в воде легче поднимать, чем в воздухе?)
Ответ. На тело, находящееся в жидкости, действует сила, выталкивающая это тело из жидкости.
Учитель. Ребята, о какой силе идет речь?
Ответ: О силе Архимеда
Учитель: Отчего зависит сила Архимеда?
Ответ: сила Архимеда зависит от плотности жидкости и объема тела.
Учитель. Тело погрузили в жидкость. Как изменится вес тела?
Ответ. Вес тела уменьшится.
Объяснение нового материала.
 Целеполагание и мотивация.
Стихотворение Агнии Барто «Мячик»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Учитель: почему не тонет мяч?
Постановка проблемного эксперимента
Проблемная ситуация.
Эксперимент:
На столе два стакана с водой: пресная и соленая. В стакане с пресной водой картофелина тонет. А в стакане с соленой - плавает.
На столе два стакана с пресной водой. Опускаем в них цилиндры одинакового объема: железный и деревянный. Железный тонет, а деревянный всплывает.
Ребята, вы можете объяснить данные опыты. Достаточно ли у нас знаний для этого?
Учащиеся: нет.
Учитель: точно на этот вопрос мы ответить пока не можем. Но мы можем сказать, что есть условия, определяющие поведение тела в жидкости.
Давайте сформулируем тему нашего урока.
Какую цель мы поставим перед собой.
Объявление темы урока.
Итак, тема нашего урока: Условия плавания тел.
Запись темы в тетрадь.

Актуализация знаний.
(С телом погруженным в жидкость: показаны силы)
Зная, что на тело, погруженное в жидкость, действуют сила Архимеда и сила тяжести, попробуйте выдвинуть гипотезу: когда тело всплывает, когда плавает внутри жидкости, когда тонет?
Решение проблемы
Мы сегодня проведем исследование подтвердим или опровергнем нашу гипотезу. В результате оформим памятки с условиями плавания тел (заранее раздаются заготовки каждому ученику).
Начнём исследование. Работа в группах.
Определение соотношения между силами тяжести и Архимедовой:
1 группа: Когда тело всплывает?
2 группа: Когда плавает внутри?
3 группа: Когда тонет?
Учащимся раздаются листы с алгоритмом проведения эксперимента.
Они проводят опыт и делают вывод.
Далее группы представляют результаты работы
Вывод: Fm>FA – тело тонет; Fm=FA - тело плавает внутри жидкости; FmСкрепить листы с работой учащихся: мы с вами получили памятку для проведения лабораторной работы по исследованию поведения тела в жидкости.
Физминутка.
Условия плавания тел с различными плотностями.
Продолжаем исследование.
Работа в парах: фронтальный эксперимент (у учащихся на столах в сосудах различные жидкости, тела).
Задание:
каково поведение тела в жидкости: тонет, всплывает, плавает;
сравнение плотностей тел;
вывод: при каком соотношении плотностей тел они всплывают, плавают, тонут (среди опытов жидкость в жидкость: вода, масло)?


Учитель на экране заполняет таблицу:

Плотность вещества 1
Плотность вещества 2
Тонет или нет






Представление результатов опыта и оформление памятки.
Вывод: условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела: если плотность тела больше плотности жидкости, то тело тонет, жидкости и газы, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел.
Зависит глубина погружения от плотности тела?
Докажем это ещё и теоретически.
Назовите формулу, выражающую  закон Архимеда.
Назовите формулу  для вычисления силы тяжести.
Что общего в обеих формулах? Чем отличаются? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ.
Памятки вложите в тетрадь и используйте в дальнейшем.
Вернёмся к проблеме, которую поставили в начале урока.
Почему картофелина тонула в пресной воде, а в соленой всплыла?
Почему железное тело тонет, а деревянное всплывает?
Закрепление.
Поработаем с таблицей плотностей веществ.
Пользуясь таблицей плотности, определите, в каких жидкостях как ведут себя тела и запишите в тетрадь по несколько примеров? (можно по рядам: тонут, плавают, всплывают)
Работа в группах:







Составьте задачу по рисунку для другой группы и запишите ее рядом с рисунком.
1 группа:

2 группа:

3 группа:

Обучающее тестирование (Приложение)
Взаимопроверка
Ответы: 1Г, 2В, 3Б, 4В, 5Б

Домашнее задание. Оценки.
Рефлексия.
Сегодня я узнал
Сегодня я понял
Что еще хочу узнать?
Что мне понравилось сегодня на уроке?
VI. Подведение итогов.
Д/з: § 50, подгот.к лаб.раб № 8











џђ Заголовок 115