Урок по биологии Происхождение млекопитающих. Подкласс Первозвери и Настоящие звери. Отряды Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые»


Тема: Происхождение млекопитающих. Подкласс Первозвери и Настоящие звери. Отряды Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые»
Цель урока: показать биологические особенности первозверей, сумчатых, насекомоядных и рукокрылых, установить родство млекопитающих с пресмыкающимися, выяснить происхождение млекопитающих.
Задачи:
Образовательная: выяснить происхождение млекопитающих, показать биологические особенности первозверей, сумчатых, насекомоядных и рукокрылых.
Развивающая: развивать у учащихся познавательную активность, умения и навыки анализировать материал. Воспитательная: воспитывать чувство ответственного отношения к своему предмету.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: учебник биология 8 класс, Л.В. Камлюк, Е.С. Шалапенок, макеты, плакаты, рисунки по теме.
План урока:
Организационный момент ( 2 мин.)
Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу (7 мин)
Изложение нового материала (20 мин.)
Закрепление нового материала (10 мин)
Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания ( 3 мин.)
Рефлексия (3 мин)
Ход урока:
1.Организационный момент
Настроить учащихся на рабочий лад, отметить отсутствующих.
2. Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу
Фронтальный опрос:
1.Назвать основные органы размножения млекопитающих?
2.Какое значение они имеют в ее жизни?
3.Где и как происходит развитие плода?
4.В чем сходство в размножении млекопитающих и пресмыкающихся?
5.Какие органы чувств наилучшим образом развиты у млекопитающих? С чем это связано?
3.Объяснение нового материала
Не все млекопитающие рождают живых детенышей, некоторые из них размножаются, откладывая яйца. Поэтому их относят к отряду яйцекладущих, или первозверей. Детеныши выкармливаются молоком, которое слизывают языком с железистых участков кожи или шерсти матери т .к. отсутствуют соски. Развита клоака, температура тела непостоянная. Представители : ехидна и утконос . Подкласс настоящие звери. Отряд Сумчатые. Не имеют плаценты или она развита слабо, короткий срок беременности, детеныши рождаются очень слабые(1.5-3см), длительное время(6-8 месяцев) вынашивают в сумке на брюхе самки, прикрепившись к соску. Распространены в Австралии. Представители : сумчатый медведь, кенгуру, сумчатый волк.
Отряд Насекомоядные. Плацентарные звери. Мозг мал ,кора полушарий гладкая, без извилин. Морда вытянута в длинный подвижный хоботок. Размеры тела средние и мелкие. Питаются насекомыми и их личинками. Хорошо развито обоняние, очень прожорливы, детеныши рождаются слепыми, голыми, дальнейшее развитие происходит очень быстро - через месяц достигают размеров родителей. Представители: кроты, землеройки, ежи, выхухоли. Распространены везде, кроме Австралии и Северной Америки.
Отряд Рукокрылые . летательными поверхностями у них являются кожистые перепонки, натянутые между пальцами передних конечностей и боками тела, а также задними конечностями и хвостом. Есть киль, к которому крепятся мощные грудные мышцы ,приводящие к движению крыльев. Ведут сумрачный или ночной образ жизни, хорошо развита эхолокация. Некоторые виды впадают в спячку, другие откочевывают в южные районы. Представители : ушан, рыжая вечерница, вампир, кожан.
4. Закрепление нового материала.
Какие черты строения сближают млекопитающих с пресмыкающимися?
Какие примитивные черты строения свойственны представителям отрядов Сумчатые и насекомоядные?
Какие рукокрылые обитают в нашей стране?
Какое значение имеют рукокрылые и насекомоядные в природе?
5.Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
Комментируется работа учащихся, выставляются оценки за работу на уроке.
Записывается на доске домашнее задание: выучить§50
6.Рефлексия учащихся.
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
2.Вызвал ли у вас трудности новый материал?