Урок развития речи в 6 классе по русскому языку Развитие речи. Изложение художественного текста повествовательного характера с элементами описания интерьера


6 класс Русский язык
Урок №_____ Дата______
Тема: «РР. Изложение художественного текста повествовательного характера с элементами описания интерьера»
Цель: повторить изученное о видах изложений; познакомить учащихся с понятием «интерьер», особенностями изображения интерьера, отличием описания интерьера от элементов описания интерьера; закрепить изученное о притче.
Развивать навыки работы с текстом, устной и письменной речи, индивидуальной и коллективной работы, умение воспринимать на слух.
Воспитывать толерантность, командный дух.
Тип урока: развития речи.
Оборудование: текст для работы на уроке, словари антонимов и синонимов, толковый.
Ход урока
I.Оргмомент.II.Актуализация опорных знаний и умений
Работа в группах. Учащиеся получают текст для работы и образцы, соответствующие видам изложений. Проработать, определить, какой из образцов соответствует какому из видов изложения.
Текст для работы.
Однажды очень богатый человек взял своего сына в поездку по стране с единственной целью — показать мальчику, что значит жить без денег. Несколько дней они провели на ферме у очень бедной семьи. По возвращении домой отец спросил, понравилась ли ему поездка.
— Понравилась, отец, — ответил мальчик.
— Видел, как бедны могут быть люди? — задал вопрос мужчина.
— О, да! — последовал ответ. — А что ты извлек из нашего путешествия? — вновь спросил отец. А сын ответил:
— Я видел, что у нас одна собака, а у них четыре. У нас бассейн до середины сада, а у них ручей, которому нет конца. У нас в саду светят заморские фонари, а у них ночью сияют звезды. У нас терраса до переднего двора, а у них просторы до самого горизонта. У нас небольшой участок земли, на котором мы живем, а у них бескрайние поля, которые нельзя окинуть взглядом. Мы покупаем пищу, а они выращивают ее сами. У нас вокруг дома стены для защиты, а у них друзья. Отец мальчика застыл в онемении. И тут сын добавил:
— Я понял, как мы на самом деле бедны.Текст №1
Я видел, что у нас одна собака, а у них четыре. У нас бассейн до середины сада, а у них ручей, которому нет конца. У нас в саду светят заморские фонари, а у них ночью сияют звезды. У нас терраса до переднего двора, а у них просторы до самого горизонта. У нас небольшой участок земли, на котором мы живем, а у них бескрайние поля, которые нельзя окинуть взглядом. Мы покупаем пищу, а они выращивают ее сами. У нас вокруг дома стены для защиты, а у них друзья.
Текст №2
Однажды один очень богатый человек взял с собой в путешествие своего сына, чтобы показать ему, как живут бедные люди.
По возвращении домой отец поинтересовался, понравилась ли ему поездка и какой он вынес урок.
Мальчик ответил, что жизнь бедных отличается от их жизни, что имеют они намного больше, чем семья мальчика, а потому на самом деле семья этого богача является бедной.
Текст №3
Однажды один очень богатый человек взял с собой в путешествие своего сына, чтобы показать ему, как живут бедные люди.
По возвращении домой отец поинтересовался, понравилась ли ему поездка и какой он вынес урок.
Мальчик ответил, что жизнь бедных отличается от их жизни, что имеют они намного больше, чем семья мальчика, а потому на самом деле семья этого богача является бедной.
Отец очень расстроился. Оказывается, всего, что он делает для своей семьи, недостаточно. Поэтому решил приобрести всё то, что было у бедных, дабы стать богаче.
III.Мотивация учебной деятельности учащихся
Работа на доске. Поставьте в центр доски человека (словесно) и на основании проработанного текста словесно изобразить то, что описал мальчик, каких сфер деятельности и условий существования человека коснулся? Чего не описывал автор? (место жительства, которое включает в себя интерьер и экстерьер).
IV.Активизация познавательной деятельности учащихся
Упражнение 1. Работа со словарём.
1 группа. Найти в толковом словаре значение слова «интерьер» и выписать словарную статью.
2 группа. Найти в словаре антонимов слово, противоположное слову «интерьер», выписать словарную статью.
3 группа. Из словаря синонимов выписать синонимы к слову «интерьер».
Для справок:
Интерье́р — архитектурное и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности.
Экстерье́р — художественный или архитектурный внешний вид, оформление здания, автомобиля, строение тела животных (лошадей, собак) и т. д., обеспечивающее человеку благоприятное эстетическое восприятие.
Интерьер (антоним) – экстерьер.
Интерьер (синонимы): убранство, обстановка.
Тематическая физкультминутка. Представить себя предметом мебели и показать его (шкаф с двумя дверцами, стол на одной ножке, стул, на который кто-то уселся и на нём катается, ящичек стола, вешалка).
Упражнение 2. Работа с текстом. Обучающее изложение художественного текста повествовательного типа.
Отрывок из рассказа Г.А.Скребицкого «Кот Иваныч»
Кроме рыбок, у нас в доме было много разной живности: птицы, морские свинки, ёж, зайчата… Но Иваныч никогда никого не трогал. Он был очень добрый кот, дружил со всеми животными. Только с ежом Иваныч вначале не мог ужиться. 
Этого ежа я принёс из леса и пустил в комнате на пол. Ёжик сначала лежал, свернувшись в клубок, а потом развернулся и забегал по комнате. Иваныч очень заинтересовался зверьком. Дружелюбно подошёл к нему и хотел обнюхать. Но ёж, видимо, не понял доброго намерения Иваныча — он растопырил колючки, подскочил и пребольно кольнул Иваныча в нос. 
После этого Иваныч стал упорно избегать ежа. Стоило тому вылезти из-под шкафа, как Иваныч поспешно вскакивал на стул или на окно и никак не хотел спускаться вниз. 
Но вот как-то раз после обеда мама налила Иванычу в блюдечко супа и поставила его на коврик. Кот сел около блюдца поудобнее, начал лакать. Вдруг мы видим — из-под шкафа вылезает ёжик. Вылез, носиком потянул, прямо направился к блюдцу. Подошёл и тоже за еду принялся. А Иваныч не убегает видно, проголодался, косится на ежа, а сам торопится, пьёт. 
Так вдвоём всё блюдечко и вылакали. 
С этого дня мама начала их каждый раз вместе кормить. И ведь как они хорошо к этому приладились! Стоит только маме половником о блюдечко стукнуть, а они уже бегут. Усядутся рядышком и едят. Ёжик мордочку вытянет, колючки приложит, гладенький такой. Иваныч его совсем перестал опасаться. Так и подружились. 
Вопросы к тексту:
Где происходят события?
Назовите описания элементов интерьера в поданном тексте.
Есть ли необходимость в более детальном описании интерьера?
Составьте словесную картину описания интерьера на материале услышанного.
Упражнение 3. Творческое задание к тексту. Составить план с помощью хайку (каждому пункту соответствует хайку).
План
Я видел рыбок, морских свинок, ежа, зайчат
Я знаю, Иваныч – очень добрый кот
Все с ним уживаются, кроме ежа.
Ежа принёс я из леса
Иваныч радостно нюхал соседа
Больно уколотому носу.
Суп, коврик и два голодных друга
Косятся, лакают, но не убегают
Вылаканное блюдечко.
Вместе везде – и на кухню, и с кухни
Голодный ёж – не колючий
Голодные друзья.
Упражнение 4. Работа в группах. Составить коллективное сочинение, в котором бы подробнее рассказывалось об интерьере комнаты, описанной в тексте.
V.Итог урока
VI.Домашнее задание: описать внутреннее убранство своей классной комнаты.