Технологическая карта организованной учебной деятельности по развитию речи по теме Наши четвероногие друзья с применением ТРИЗ-технологии.


Технологическая карта организованной учебной деятельности
в старшей группе.
Білім беру саласы (образовательные области): Коммуникация.
Білім көздері(разделы): Развитие речи.
Тақырыбы (тема): «Наши четвероногие друзья»
Мақсаты (цель) : умение составлять описательный рассказ по схемам.
Мақсаты (задачи): закреплять навыки составления развёрнутого рассказа по описательным схемам, активизировать в речи глаголы: прыгать, стоять, играть, лежать, бегать. Развивать образное, ассоциативное мышление, мелкую моторику, познавательный интерес. Учить детей уважительно относиться к домашним животным, развивать чувство ответственности за каждое живое существо; воспитывать осторожность.
Сөздік жұмысы (словарная работа ): овчарка , такса, сторожевая, болонка.
Материалдар мен құрал-жабдықтар (материалы и оборудование): картинки , игрушки , пособие «Дидактический круг», «Круги Луллия» ,раскраски , карандаши.
Екі тілдік компонент (билингвальный компонент): собака- ит, друг –дос, друзья – достар.
Іс-әрекет бөлімдері
Этапы деятельности Тәрбиешінің іс-әрекеті
Действия воспитателя Балалардың іс-әрекеті
Действия детей Есеп
Учет
Ынталандыру, сезімді ояту.
Мотивационно-
побудительный
Сюрпризный момент.
Предлагает выбрать игрушку из дидактического ящика и подарить другу.
Скажите, с чего начинается дружба?
- Дружба начинается с улыбки.
Создание положительного эмоционального настроя.
Игровое упражнение «Повтори»
- усь –усь –усь – я соседу улыбнусь! (3-4 раза).И еще раз подарите свою самую добрую улыбку своим соседям.
Приглашает отправиться в страну Друзей.
Создание проблемной ситуации: вход в волшебную страну отворится , если отгадать загадку.С хозяином дружит,Дом сторожит, Живёт под крылечком,Хвост колечком. (Собака) Выбирают игрушку и дарят своим друзьям.
Высказывают свое мнение.
Дети улыбаются друг другу.
Отгадывают загадку. Ізденістер, ұйымдастыру.
Организационно-Поисковый
Дидактическое упражнение « Узнай четвероногого друга» Рассматривание картинок , расположенных на Кругах Луллия.
Рассказ про разные породы собак. Во время рассказа предлагает найти карточку с назначением собак.
Уточняющие вопросы :- Какие породы собак вы знаете? - Расскажите, какие породы собак помогают людям?
- Что умеют делать собаки?

Пальчиковая игра «Собака»У собаки острый носик,Есть и шейка, есть хвостик.
- Как называют человека, который разводит собак? -Как называется помещение, где живут собаки?
-Чем питается?
-Назови части тела, и чем они покрыты?
-Назови детёнышей.
Игровое упражнение «Кто на кого похож?»- На кого из лесных зверей похожа собака? - Как называют папу и маму у щенка? (Собака, пёс). Игра в кругу «Лохматый пёс»Вот лежит лохматый пёс, В лапы он уткнул вой нос. Тихо-смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит.Подойдём к нему, разбудимИ посмотрим, что-то будет…Предлагает сравнить двух собак: болонку и таксу. Чем они похожи? Чем они отличаются друг от друга? Схема:Кто это?
Как зовут собаку?
Какая она по размеру?
Какие у неё уши, лапы, шерсть?
Чем питается?
Где живёт и какую пользу приносит?
Гимнастика для глаз. «Кого не стало?»Убирает силуэт одной породы собаки,  Игра «Хорошо-плохо»- Что хорошего получаем мы от собак?
- А чем огорчает нас? - Вы знаете, откуда берутся бездомные, бродячие животные: кошки, собаки?- Если вам встретиться бродячая собака, что вы будете делать? - Ребята, если вы знаете бездомную собак, попросите родителей сообщить в «Тёплый дом» и о них позаботиться.
-Путешествие в страну Друзей закончилось. Много интересного вы узнали о собаках Рассматривают картинки.
Слушают рассказ воспитателя и соотносят картинку собаки с картинкой ее назначения.
-Овчарка, сторожевая, такса, болонка и т.д.
Овчарка служит на границе, сторожевая охраняет стадо, лайка перевозит грузы и людей на Севере.
-Бегать, прыгать, лежать, стоять, лаять, играть и т.д.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный-вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
-Собаковод
-Будка, конура.
Грызёт косточку, лакает воду.
Четыре ноги, два уха, туловище, голова, морда, хвост, шерсть
-Щенки
На волка, кот на рысь, конь на оленя или лося.
Пса изображает один из детей, остальные ходят вокруг него и приговаривают:
Пёс просыпается, ловит разбегающихся детей.
Дети садятся.
Дети придумывают клички этим собакам, затем составляют рассказ-описание одой из собак, используя описательные схемы.
Дети закрывают глаза, затем открывают и определяют, кого не тало.
-Охраняет нас и наше имущество, греет, когда лежит рядом, играет с нами, приятная на ощупь. -Кусается, грязная бывает, бродячей, больной бывает.
-Не будем близко подходить, подкормить можно, но только не подходить близко и не трогать, а положить корм и отойти, чтобы животное не боялось и спокойно съело угощение.Ответы детей. Қорытындылау
Өзін-өзі бағалу
Рефлексивно-
коррегирующийПредлагает сесть за столы?
Игровое упражнение «Найди , кто спрятался»(Воском нарисованы разные породы собак, при закрашивании они проявляются).  Раскрашивают и определяют породы собак. Күтілетін нәтиже/(ожидаемый результат):
Жаңғыртады (воспроизводит): знает некторые пороы собак.
Түсінеді (понимает): как живет собака, кем она приходится человеку? Какие опасности можно ожидать от чужих собак.
Қолданады (применяет): сравнивает собак, составляет описательный рассказ.