Урок по краеведению для 5 класса по теме «Предание о батыре Донды и его сыновьях»

КОНСПЕКТ УРОКА
Автор Ившина Валентина Геннадьевна ,
учитель краеведения и истории первой квалификационной категории.
Предмет Краеведение
Класс 5
Тема урока Предание о батыре Донды и его сыновьях
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: Ознакомление учащихся с удмуртскими преданиями о батыре Донды и его сыновьях.
Задачи:
Образовательные: формирование у обучающихся представление об устном народном творчестве удмуртов, а также умение отличать жанры устного народного творчества, вырабатывать навыки выразительного чтения.
Развивающие: Развитие мыслительной деятельности для получения знаний о жизни удмуртского народа в прошлом и настоящем; развивать умение анализировать текст, речь, логическое мышление, память, кругозор,.
Воспитательные: Воспитание любви к культуре родного края, сохранению ее уникальности.
Формирование УУД:
- личностные: положительное отношение к процессу познавания.
-регулятивные: оценивать и корректировать деятельность
- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для сравнения и закрепления учебного материала; находить дополнительную информацию; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
- коммуникативные: анализировать услышанную информацию; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Планируемые результаты:
Предметные результаты. Познакомить учащихся с преданиями о чепецких батырах, научить различать жанры устного народного творчества.
Метапредметные результаты. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Уметь правильно строить предложения, грамотно излагать свои мысли; формировать навыки выразительного чтения.
Личностные результаты. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формировать учебно – познавательный интерес к новому материалу, осознание своей этнической принадлежности, формирование чувства гордости за свой народ.
Основные понятия: предание, Донды батыр, Идна батыр, Гурья батыр, Весья батыр, Зуй батыр, Иднакар.
Планируемый результат
Универсальные учебные действия,
предметные учебные действия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы и приемы


1.Организационный момент.
Цель этапа: воспитание сознательной мотивации учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установление личностного контакта учителя и учеников и включение мотива на совместную работу.

Личностные
Установление личностного контакта учителя и учеников и включение мотива на совместную работу



Добрый день, дорогие друзья!
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Сегодня на уроке много гостей. а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.

Поприветствуем гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
Несмотря на то, что на улице морозно, погода нас не балует, у каждого из нас есть своя погода, погода нашей души. Давайте посмотрим, какой прогноз на сегодняшний день у нас, если на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь мне.
А чтобы в классе стало еще светлее и солнечнее, я для вас приготовила солнышки, но давать буду только тем, кто активно работает и дает правильные ответы.

Садятся на места.







Настраиваются на урок.











Прием эмоционального настроя.



2. Актуализация знаний.
Цель этапа: повторение раннее изученного материала в игровой форме и форме фронтального опроса, погружение в тему.

Метапредметные






Метапредметные






Предметные


Личностные
Учатся строить небольшие монологические высказывания на заданную тему.
Учатся осознавать цели и задачи обучения.
Учатся относить объекты к известным понятиям.
Взаимоконтроль выполненного задания.
Учатся оформлять свои мысли в устной форме.

Учатся различать жанры УНТ.

Учатся понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.


А кто-нибудь знает, о чем мы сегодня будем говорить?
Для этого вам нужно открыть ключевое слово, которое пока закрыто. Чтобы это слово прочитать, вам нужно ответить на вопросы, вспомнить жанры устного народного творчества.
Вопросы о жанрах народного творчества, за правильно отгаданное слово учитель открывает по одной букве.
П – этот жанр УНТ используют для распределения ролей в игре.
Р – Этот жанр УНТ произносят очень быстро.
Е – Шла коза рогатая за малыми ребятами – как называется этот жанр УНТ.
Д – занятие, служащее для развлечения как называется этот жанр.
А – что такое сказка?
Н – какие вы знаете виды сказок?
И – какой жанр требует разгадывания?
Я – явление, которое в народе считают предвестием чего-нибудь.

Разгадывают название урока.




Отвечают на вопросы устно, дают пояснения к ответу.











Систематизация ранее пройденного материала.


Фронтальная беседа

Взаимоконтроль учащихся.

3. Постановка темы и целей урока.
Цель этапа: подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задачи урока, создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Метапредметные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Строить речевлое высказывание в устной форме

- Правильно, тема урока: «Предания» - предания о Донды батыре и его сыновьях.
Сегодня нам предстоит знакомство с миром прошлого, мы отправимся в мир удмуртских мифов и преданий, в те далекие времена, в которые жили предки удмуртов. Познакомимся с удмуртскими батырами.








Формулируют тему и цели урока.


Беседа

4. Изучение нового материала.
Цель этапа: помочь ученикам открыть новые знания. Ознакомление учащихся с традиционным костюмом северных удмуртов.

Метапредметные







Предметные


Метапредметные


Предметные

Личностные

Метапредметные








Предметные


Метапредметные





Предметные










Личностные




Метапредметные




Личностные







Метепредметные

Предметные


Метапредметные




Метапредметные





Метапредметные



Предметные


Учатся учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.
Знать значение слов предание, батыр и богатырь
Сопоставлять и отбирать информацию, проводить сравнительный анализ.
Вспомнить пословицы про богатырей.
Воспитание патриотизма

Развитие монологической речи, формирование умения создавать собственные устные высказывания.




Знать содержание предания о Донды батыре

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.


Знать государственную символику УР









Установка на ЗОЖ




Выстраивать логическую цепь рассуждений.
Участвовать в учебном диалоге

Учащиеся проявляют учебно- познавательный интерес к новому





Учатся выразительному чтению
Знать содержание предания об Идна батыре

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Сопоставлять и отбирать информацию, проводить сравнительный анализ.



Учатся высказывать свое мнение на основе работы с иллюстрацией.

Учатся узнавать батыров по рисункам.


Запись темы урока в тетрадь.
- Кто мне может сказать, что такое предание? Устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, передающихся из поколения в поколение.
- Как вы думаете, что означает слово батыр? богатырь, силач.
- А кого называли на Руси богатырями?
– А кто знает значение этого слова?
Зачеркните лишнее слово
Силач, лентяй, воин, защитник, глупец, батыр

- А какие пословицы и поговорки вы знаете про богатырей? (Ответы детей).
С древних времён в нашей памяти живут подвиги богатырей, их имена не забыты. Во все времена наши предки горячо любили свою Родину, потому и защищали её со всей богатырской силой от врагов и не званных гостей. И среди многих прославленных богатырей особо чтят в памяти удмуртского народа батыра Донды и его сыновей.

Я сейчас вам прочту предание о батыре Донды, а вы следите за моим чтение и непонятные вам слова подчеркивайте.
Чтение учителем предания про Донды батыра.
- Какие слова при чтении были непонятны?
- Чем занимался Донды?
- Почему Донды покинул гору Солдырь?
- Как было названо новое селение, которое основал Донды?
- Что случилось с батыром?
- По преданию в какую птицу он превратился?
- Ребята, подумайте и скажите, а где мы можем увидеть лебедя?
Издавна у удмуртов к лебедям было трепетное отношение, они считались священными птицами, которые их просьбы уносили к Инмару, главному богу у удмуртов. Их даже запрещалось пересчитывать во время полета.
По преданиям Донды до сих пор покровительствует удмуртам.
Физкультминутка.
Сейчас немного отдохнем, каждому ряду я даю по одному шарику, сначала шарик ученики передают на последнюю парту, а затем возвращают обратно, кто сделает это быстрее, тот победил.
Немного отдохнули и продолжим нашу работу.
У Донды было 4 сына, а кто запомнил, как звали старшего сына?
Старшего сына Донды Батыра звали Идна. Но прежде чем познакомиться с преданием об Идна батыре, я вам хочу предложить посмотреть небольшой фильм про ту местность, где он жил.
Вам нужно выяснить, как назывался город, где жил Идна.
Показ фильма.
Как называется местность, где жил Идна?
Чтение предание о батыре Идна учениками.
У вас на столах лежат тексты предания о батыре Идна, я попрошу ________________, начать читать, а остальные внимательно следите.
Какие слова вам были непонятны?
- Чем славился Идна?
- Как ему удалось преодолеть большие расстояния?
- За что другие батыры невзлюбили Идну?
- Как они его решили проучить?
- Что случилось у моста?
- Ребята, а как вы понимаете выражении «Пегая лошадь, лишь на безлошадье лошадь».
Как вы думаете, если бы Идна не возгордился, случилась бы эта беда?
- А сейчас давайте внимательно рассмотрим картины, с изображением удмуртских батыров.
- Что мы можем сказать о людях, которые тут изображены?
- Что мы можем сказать об их занятиях?
- Как вы думаете, легкая была жизнь у батыров?
- А какие качества объединяли всех батыров?
Записывают тему урока.

Слушают учителя и отвечают на вопросы.






Дают определение слову богатырь..




Зачитывают пословицы о богатырях, подготовленные до урока.










Строят пересказ на основе прочитанного текста..













Выполняют упражнения




Называют сыновей Донды: Идна, Гурья, Весья, Зуй





Смотрят фрагмент фильма «Северные удмурты».

Читают текст вслух.




Отвечают на вопросы.



Называют причины беды, случившейся с Идной батыром.

Рассматривают изображение батыров, описывают внешний облик батыров.
Работа в тетради.


Фронтальная беседа.

Сравнительный анализ и соотнесение полученной информации с ранее изученным материалом.













Фронтальная беседа




Ответ на вопросы.






















Просмотр видеофильма.


Чтение по цепочке.
Ответ на вопрос.


Сравнительный анализ


Фронтальная беседа.


5. Закрепление изученного материала.
Цель этапа: организация деятельности учащихся по закреплению и применению новых знаний.

Метапредметные





Предметные



Предметные

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для сравнения и закрепления учебного материала.

Знать понятие предание и батыр.


Знать содержание преданий об удмуртских батырах
Вспомните все, что мы говорили о батырах на уроке.
Задание на карточках.
Это вам пригодится, чтобы выполнить задание. Нужно дополнить предложения .
– Богатыри все были разные, но качества человеческие у них похожи.

Давайте вспомним, с какими видами произведений мы сегодня встречались?
– О ком мы говорили?
– Как вы думаете – “Есть ли богатыри в наше время”?
– Кто они?
– Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь.


Отвечают на вопросы.





Называют виды произведений – предание.

Дети выдвигают предположение о существовании богатырей в современное время..
Фронтальная беседа.



Систематизация полученных знаний на уроке.

Выдвижение гипотез и их доказательство на основе полученной информации.

6.Итог урока.
Цель этапа: оценка и самооценка учебной деятельности.

Метапредметные
Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили? Достигли цели?

Оценивание работы учащихся на уроке.

Называют тему урока.
Называют цели урока и подводят итог, о том, что цель урока выполнена.
Диалог.

7. Домашнее задание.
Цель этапа: перенос полученных знаний в новые условия.

Метапредметные
Уметь использовать и применять на практике полученные знания.
Домашнее задание (на выбор)
Придумать продолжение предания об Идна батыре, что с ним случилось дальше.
Нарисовать одного из батыров



Слушают объяснение домашнего задания, затем записывают его в дневник.


8. Рефлексия.
Цель этапа: проявление эмоционального отношения.

Метапредметные

Включаться в коллективное обсуждение вопросов
- Постановка вопросов
- Уметь аргументировать свою точку зрения
- Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме
- Контроль и оценка результатов деятельности
Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке.
На доске изображена гора, если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, поняли тему урока, то прикрепите себя на вершине горы, если осталось что-то неясно, то прикрепите на середине склона, а если было совсем ничего не понятно на уроке, то тогда в самом низу склона.
Всем спасибо за урок!

Отвечают на поставленные вопросы.
Высказывают свое мнение по данному вопросу.
Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Формулируют и аргументируют своё мнение.
Диалог






Донды-батыр. Один из главных персонажей героических преданий северного локального "Чепецкого" цикла. Принадлежал племени Ватка - одному из двух больших делений удмуртов, восходящих к тотемным названиям. С именем Донды связано городище Дондыкар (Карйыл), расположенное у д. Дондыкар Глазовского района Удмуртской Республики.
...В давно прошедшие годы на Солдырь откуда-то пришёл удмуртский батыр по имени Донды с двумя сыновьями Идна и Гуръя. К калмезам или ватка он принадлежал, не известно, достоверно только то, что он был удмуртом. В Солдыре семья Донды умножилась - родились ещё несколько сыновей. Сыновья эти подросли, женились, и, наконец, им тесно стало уже жить на одном месте. Тогда Донды пошёл с младшими сыновьями вверх по небольшой речке (с тех пор носящей его имя Дондышур), в верстах пятнадцати к северо-западу основал новый городок, который получил название Дондыкар. Главным занятием Донды были торговля и промысел. На новом месте Донды жил много лет. За одного сына взял он умную, красивую девицу Эбгу! У Донды было два главных места поселения: Дондыкар и Дондыгурт, в верстах шести друг от друга. Окрестные селения платили ему дань. До сего времени указывают близ Дондыкара следы старой дороги, по которой жители Кляпгурта будто бы ежегодно ходили к Донды работать в полях. Донды обыкновенно разъезжал на своей лошади, чрезвычайно быстрой и легкой, которая могла перескочить через всякую реку, не нуждаясь в мостах. И дожил Донды до глубокой старости, когда его убили любовники его снохи Эбги. Но едва только Донды испустил свой последний вздох, как был превращён в белого лебедя. И в этом образе до настоящего времени покровительствует всем удмуртам, которые не забывают его поминать.  Богатырь Донды стал предводителем племени Ватка. Он занимался торговлей. К великому князю приезжали торговцы с заморских и русских городов и обменивались товаром.
Комментарий: Городище Дондыкар (Карйыл) - археологический памятник Х-ХIII в., площадью 20 тыс. кв. м. занимает на сегодняшний день невысокий мыс, укреплён небольшим валом, но культурный слой отмечен за пределами вала. Площадка памятника ровная, имеет слабую покатость во всех направлениях от центра. Первые раскопки были организованы Н.Г.Первухиным в 1887 и 1888 гг. Им же дано описание городища, приведен план, опубликованы связанные с ним предания. Сегодня городище находится на государственной охране федерального значения.
Идна-батыр, старший сын Донды-батыра, жил в местности, которую потом по нему стали называть Иднакаром. Принадлежал племени Ватка. Занимался Идна одной охотой, отказавшись от землепашества, которым славился его отец Донды и предок того Кылдысин. Охотиться он ходил вёрст за тридцать. Для этого у него были золотые лыжи, на которых такое расстояние он преодолевал быстрее ветра. Дичь Идна ловил силками, а зверей бил самодельными стрелами из лука. Силы Идна был неимоверной. Когда случилось состязаться в силе с другими богатырями, то равного ему не находилось, все вынуждены были признавать его превосходство. И вот Идна возгордился своей силой, своей ловкостью, захотелось ему княжить над всеми племенами в своём краю, захотелось, чтобы все батыры служили ему и дань приносили. Не по нраву пришлось это гордым батырам, стали они держать совет меж собой и решили поймать гордеца и проучить.
Долго жил Идна могучий, много лет владыка правил, и когда почуял близость  дней последних жизни длинной, он пошёл из Иднакара, на большую гору вышел. Князь Идна взял лук упругий. Натянул четыре раза и пустил стрелы четыре. Стрелы скрылися из виду, много вёрст они летели и упали на востоке, На закате и на юге, Север также посетили.
Князь Идна сказал заклятье, повелел на век удмуртам, чтобы в том краю обширном, до пределов стрел полёта всюду князя поминали, совершили куяськоны. И теперь в семье весною  Все удмурты вспоминают, Все идут на городище Совершают куяськоны – Возлиянья пивом, мёдом Совершают в память предков И поют о днях минувших,  в глубь веков летят мечтою.


Было у Идны три лошади – вороная, саврасая и пегая. Таких лошадей поискать – не найти: сильные, выносливые, быстрые. Они всегда спасали Идну от преследователей. Для них ничего не стоило проскакать сто вёрст без передышки. Всё это узнали батыры, которым доверили поймать Идну. Они не стали гоняться за Идной: своих лошадей уморят, а Идну всё равно не догонят. Поэтому они решили подкараулить его в засаде. Однажды им удалось узнать, по какой дороге поедет Идна. Подпилили заранее мост через речку, засели в кустах, ждут. Вот Идна доехал до моста на вороной, но перед мостом та вдруг отказалась слушаться хозяина. Тогда хозяин пересел на саврасую. Но и эта не пошла на мост. Пересел Идна на пегую, она помчала его через мост, на середине вместе с всадником провалилась в реку. Как батыры проучили Идну, никто не знает. Однако известно, что будто бы Идна, падая, успел воскликнуть «Пегая лошадь лишь на безлошадье лошадь».
Он совершал великие дела, про которых удмурты до сих пор поют сказания. Он основал город Иднакар, который находится около современного города Глазова. Теперь на месте городища музей под открытым небом.
Гурья -батыр - средний сын Донды- батыра. Он был искусным земледельцем.
Зуй-батыр - младший сын Донды-батыра. Зуй был самым жизнерадостным и весёлым батыром. Из всех братьев он был самым красивым.
О Гурья и Весья батырах до нас дошло очень мало рассказов и легенд. Известно о том, что богатыри любили перекидываться бревнами и сорокапудовыми гирями с одного городища на дpyгoe. Это считалось азартной игрой.
Удмуртские богатыри не только умели защищать свои земли от врагов, но и хорошо трудиться, красиво и весело отдыхать.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15