Урок з російської мови Подготовка к описанию картины И. Репина, И. Айвазовского Прощание А.С. Пушкина с морем

Тема. Подготовка к написанию сочинения по картине И.К. Айвазовского, И.Е. Репина «Прощание А.С. Пушкина с морем».

Цель: познакомить учащихся с историей создания картины, соотнести эпизоды творчества Айвазовского и Репина с личностью А.С. Пушкина, раскрыть символику моря при помощи изобразительно – выразительных средств; развивать воображение, мышление, устную и письменную речь, совершенствовать умение работать с картиной, выразительного чтения, воспитывать любовь к искусству , литературе, интерес к творчеству А.С. Пушкина, И.К. Айвазовского, И.Е. Репина.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина, И.К. Айвазовского, И. Е. Репина, репродукция картины «Прощай, свободная стихия», репродукции других картин художников, запись «Звуки моря», музыкальное вступление «Окиян – море синее» Римского – Корсакова к опере «Садко», презентация, книги с репродукциями картин художников.

Ход урока.

Пушкин наше всё солнце русской поэзии
В.Г. Белинский,
русский литературный критик

Чтобы озарять сетом других, нужно носить солнце в себе
Ромен Роллан,
французский писатель


1.Слово учителя с элементами беседы ( Я и краски)
Художник берёт кисти и краски. Подходит к холсту. Что он делает? Начинает писать картину. Мы говорим: красками пишут, карандашами – рисуют.
Что ни пишет художник, он старается, чтобы на холсте выходило – как живое. Существует легенда: однажды один греческий художник написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя.
Живопись – живописать (т.е. писать жизнь) – живописец.
Мир вокруг нас большой и разный. И каждый художник видит его по-своему и по-своему показывает на холсте. Мы смотрим картины – и будто слушаем рассказы разных художников о мире, в котором живём. Живопись помогает увидеть мир зоркими глазами художника. И наши глаза от этого становятся зорче.

Предлагаю вам, ребята, провести необычный урок. Совершить виртуальную экскурсию в картинную галерею, ближе познакомиться с живописцами , с творчеством великих мастеров кисти – Айвазовского, Репина, ёще раз окунутся в таинственный мир пушкинской души.


Приём чистый лист.( Подбор синонимов. Прямое и переносное значение слова)
Ребята, что у меня в руке? ( много чистых листов) Правда, они вдохновляют?
А что это?
Какой он?
Какие ассоциации у вас возникают со словосочетанием « чистый лист»
Пустой
Чистый.
А -4
Прямоугольной формы,
Не исписанный
Бумажный
Шершавый
Первозданный
Незапятнанный
Безукоризненный
Безупречный
Гармоничный
Совершенный

С какими существительными может употреблятся прилагательное чистый ( взгяд, душа, совесть..

- А вот это чистый лист ( мну лист)
Читстый. Только что?
Он стал ненужным, мятый
А в нашем воображении всё равно, слово чистый лист ассоциируется с какими словами
Ровным
Гладким
А то какой лист ( рву пополам)
Целый
- А это чистый лист ( цветной)
Да, но только он синий
Пустой
И сегодня на уроку я предлагаю заполнить свои пустые листы так, чтобы они превратились в копилку интересных идей.
Представим, что это билеты в картинную галерею.
И первое, что мы запишем - дату нашего с вами путешествия.
( число, классная работа, эпиграф к уроку.

Словарный диктант - наблюдение.

У: Илья Ефимович Репин, Чугуев, художник – портретист, Харьковская губерния, топографическая школа, Академия художеств, картина «Бурлаки на Волге», лицейский экзамен, Иван Константинович Айвазовский, Феодосия, терраса, цветовая гамма, этюд «Воздух над морем»,художник – маринист, цикл картин, серебряная медаль, военно – морской поход, Главный штаб, адмиралтейский мундир, Чёрное море.

Учитель. Многие великие люди пытались разгадать феномен личности Пушкина. Репин и Айвазовский не исключение. Каждый из них в своём творчестве обращался к образу великого поэта.. давайте вспомним некоторые моменты жизни и творческого пути этих художников.

Приём: индивидуальное сообщение подготовленных учеников и просмотр видеоряда
Работа в группах:
1. Репин
2. Айвазовский
3. Пушкин + Художники

Группа№1 И.Е.Репин родился в городе Чугуеве Харьковской губернии. Он поступил в топографическую школу (где учили и чертить, и рисовать), затем обучался у местного художника, который делал росписи в церкви. Будучи учеником Репин сам выполнил несколько заказов. На вырученные деньги он поехал учиться в Петербург. Сразу попасть в Академию художеств ему не удалось, поэтому он поступил в рисовальную школу. В 1864 году, когда Репин наконец поступил в Академию художеств, он пишет картину, которая принесла ему известность, «Бурлаки на Волге». В 1873 году Репин закончил Академию и как лучший ученик получил возможность съездить за казённый счёт во Францию и Италию. Художника привлекали не переломные моменты в истории, а ситуации, в которых наиболее полно раскрывались те или иные человеческие чувства и состояния. Поэтому он создаёт жанровые картины, пишет портреты. Особенно его привлекают люди, оставившие заметный след в истории. Пушкина Репин запечатлел на лицейском экзамене, где действительно решилась его поэтическая судьба.
Видеоролик «Репин»
Группа №2 Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Дом Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. С террасы дома открывалась панорама на плавную дугу феодосийского залива. Здесь дрейфовали и рыбацкие фелюги, и огромные белокрылые красавцы – боевые корабли Черноморского флота. В 1833 году Айвазовский поступил в Петербургскую Академию художеств – в пейзажный класс. В 1835 году за этюд «Воздух над морем» ему была присуждена серебряная медаль, а в 1837 – золотая медаль за цикл картин. А 1839 году художник принял участие в военно-морском походе к берегам Кавказа. После поездки за границу с целью совершенствования таланта Айвазовскому поручен «обширный и сложный заказ» - написать все русские военные порты на Балтийском море, за что ему было присуждено почётное звание художника Главного штаба с правом ношения адмиралтейского мундира. Айвазовский – художник- маринист, романтик и в создании величественных морских пейзажей, и в изображении морских баталий. Он обладал поэтическим складом мышления, ярким воображением, даром импровизации. О себе художник писал: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём кистью». Личность Пушкина была чрезвычайно интересна Айвазовскому. Он создаёт более 20 картин, на которых поэт изображён на фоне Чёрного моря.
Видеоролик «Айвазовский с 1.20 по 2.26)

Учитель: Как же появилась совместная работа Айвазовского и Репина. Обратимся к истории создания картины.
- В 1887 году появилась картина «Прощай, свободная стихия». Давайте внимательно всмотримся в картину, постараемся увидеть и услышать то, что видел и слышал великий поэт, попробуем пережить те чувства, которые испытал Пушкин, прощаясь с морем.

Группа №3
В этом нам поможет элегия «К морю» и увертюра Римского – Корсакова «Садко» Океан.
Учитель:
- Давайте подберём антонимы к словам
Штиль – шторм
Волна – рябь
Берег – море
Спокойный – взволнованный
Юг – север
Морская гладь – небесная высь
- Какими бы красками вы нарисовали море в момент бури, шторма?
- Каким вы представляете море в штиль?
Учитель: Предлагаю сейчас самостоятельно осмотреть выставочные залы нашего музея и выполнить работу по карточках.

Работа в группах по карточкам

Задание ( для 1 группы)
Определите правильное значение слов:
1. Маринист - а) область пейзажной живописи
2. Марины - б) художник, пишущий морские пейзажи
3. Мариниана - в) пейзажи водных пространств

Ответ: 1-б; 2-в; 3-а.

 
Задание (для 2 группы)
Восстановите предложения. Объясните постановку знаков препинания
На картине Айвазовский изобразил море не спокойным и __________, а бушующим.
Морские волны не голубые, как в стихотворении Пушкина, а ___________. Волны грозно ______________ на берег, разбиваясь о прибрежные скалы.
Взгляд Пушкина обращен к _________, в нем грусть , сожаление, обещение помнить вечно. Это, действительно, последняя их встреча. Пушкин стоит на _______у самой воды. Лицо поэта _____ и ______. Он ,прощаясь, как будто говорит что-то морю. Быть может, читает ему свои стихи: «Прощай, ______________»

На картине Айвазовский изобразил море не спокойным и тихим, а бушующим.
Морские волны не голубые, как в стихотворении Пушкина, а темные. Волны грозно наваливаются на берег, разбиваясь о прибрежные скалы.
Взгляд Пушкина обращен к морю, в нем грусть, сожаление, обещение помнить вечно. Это действительно последняя их встреча. Пушкин стоит на скале у самой воды. Лицо поэта светло и спокойно. Он,прощаясь, как будто говорит что-то морю. Быть может, читает ему свои стихи: «Прощай, свободная стихия!....»





Задание (для 3 группы)
Творческое задание:
Написать сенкан ( нарисовать рисунок)
Схема
Тема (1. Существительное) Мама
Слова- характеристика ( 2 прилагательных) Родная, милая
3 Глагол ( что делает?) Любит, ждёт, прощает
4. Предложение ( Идея) Забота о близьких – ее смысл
Синоним к теме ( 1. Существительное) Берегиня


Учитель. Каждый из вас получил своё впечатление от картины «Прощай, свободная стихия», ставшей шедевром творчества двух великих художников
Владимир Набоков выразил его так: «Плащ, скала, морская пена»

Давайте, запишем первую строфу стихотворения «К морю»
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Задание:
- найдите обращения в тексте
- Найдите грамматические основы в этом четверостишье
- Найдите прилагательные . какую роль они выполняют в художественном тексте ( эпитеты)
- Объясните правописание слов «катишь», «блещешь»
(Приём беседа)
Учитель:
- сюжет картины (то, что изображено на полотне)
- композиция картины (Это то, как расположены детали на картине: море, небо, скалы, Пушкин)
- Какой момент запечатлён на картине ( Южная ссылка, её завершение, отъезд в Михайловское)
- Колорит (цветовая гамма: от светло – зелёных тонов до чёрного
- Как они соотносятся по размерам
- Почему нет на картине изображения земли

Метод «Плейбек – театра»

Подобрать эпитеты
Море - гордая краса, «свободная стихия», своенравное, бушующее,
Небо -
Скалы -
Пушкин – бодр, душевно спокоен, пронзительный взгляд, сосредоточен, жизнерадостен
Стихия – состояние природы разрушающей силы
Настроение - волнение
Время года – лето 8 июля 1824 сослан в Михайловское в родовое имение Пушкиных
Символы - ( море) свобода, вечность, независимость

Приблизительный план
І. Пушкинские мотивы в произведениях великих художников
ІІ. Пушкин на картине И.Е.Репина , И. К. Айвазовского
а) История создания полотна.
б) Эпизод из биографии поэта, соответствующий этой картине.
в) Действующие лица картины.
г) Прощальная встреча.
д) Морской пейзаж.
е)Настроения, чувства, воплощенные в картине.
ё) Смысл названия
ІІІ. Мое отношение к картине, образу великого поэта, изображённого мастерами живописи.

Учитель: Живописцы изображали Пушкина с рождения и до последнего вздоха
Видеоролик «Пушкин в живописи художников»
Таблица ( Броуновское движение)

План основной части
Материалы к сочинению

1.Два пространства картины
Море, берег. Айвазовский использует приём противопоставления – антитезы

1.Море
Величественное, торжественное, красивое, живое, олицетворяет жизнь

1.Берег
Неподвижный, серый, мёртвый, аллегория общества, в котором вынужден жить Пушкин

2.Главное действующее лицо картины – А.С. Пушкин
Поэт стоит на скале, его плащ треплет ветер, он снял шляпу в знак уважения и прощания с морем. Взгляд Пушкина обращен к морю, в нем – грусть, сожаление, обещание помнить вечно. (Это, действительно, последняя встреча поэта с морем).

2.Цветовая гамма, ее символика
Использует спектр красок от светло – зелёного цвета молодой травы до тёмно –синих, почти чёрных тонов. Берег серый, однообразный. Цвет символичен: многообразие красок моря олицетворяет свободу, о которой мечтал поэт

2.Идея картины
Море для Пушкина – близкий друг, желанный предел души, прощание с ним – испытание для поэта

3.Смысл названия картины
Три названия: «Прощай, свободная стихия», «Пушкин у моря», Прощание Пушкина с морем». Первое – содержит идею, следующие – тему.

3.Дата создания
1887. Создана в год 50 – летия со дня гибели поэта

3.Авторы полотна
И.Е. Репин, К. И. Айвазовский

3.Жанр картины
Пейзаж


Самостоятельная работа
(Написание вступления к сочинению

Учитель. Мы сегодня посетили музей в Петербурге, где хранится картина двух гениев живописи – Репина и Айвазовского. Эта встреча с картиной помогла нам познакомились с историей её создания, местом образа Пушкина в творчестве Айвазовского и Репина. При помощи методики Плейбек – театра. Приёма «жили – были» запомнили деталиполотна. Мы обсудили вступительную часть к сочинению и основные микротемы основной части, составили приблизительный план. Но любой план – это только помощник, а не руководство к действию – вы имеете право на полную свободу творчества.

Посмотрите на свой лист, остался он таким же чистым как в начале урока?

Микрофон:
Продолжите предложение:
1. Я узнал
2. Я был удивлён
3. Картина «Прощание Пушкина с морем» меня вдохновила
Учитель: Я желаю, чтобы вы, вступив во взрослую жизнь, на своём чистом листе жизни создали шедевр о Любви к Родине, Семье, Верности, Дружбе, Мире .
Домашнее задание. Написать сочинение, используя план и знания, полученные на уроке
У.И чтобы не нарушать стилистику нашего урока
Наша экскурсия закончилась. Жду встречи с Пушкиным на уроках зарубежной литературы.
 














13PAGE 15


13PAGE 14715




15