МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА





Таежнинская коррекционная школа-интернат VIII вида











Семинар для классных руководителей «Технология подготовки и проведения классного часа»














Руководитель МО классных руководителей Н.Г.Чмелева









Ноябрь, 2012 год







Обобщенное понятие классного часа:
Классный час (Час классного руководителя ) – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
«Классный час - это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время».
Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев)
Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)
Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)
ФУНКЦИИ:
Просветительская - классный час расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит, способствует выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.

Направляющая - классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить обучающихся на реальные практические дела.

Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе
ТИПЫ классного часа:
Информационный
Цели:
Формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;
Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения;
Формирование своего отношения к происходящему;
Развитие исследовательских умений.

Тематический
Цели:
Развивать кругозор обучающихся;
Способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их интересов и духовных потребностей.

Интеллектуально-познавательный
Цели:
Развивать познавательный интерес обучающихся;
Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.




Нравственный
Цели:
Просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;
Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.)

ФОРМЫ классного часа:
классное собрание
беседа (этическая, нравственная)
диспуты
встречи с интересными людьми
викторины по различным областям знаний
дискуссии, КВН
интерактивные игры
игры – путешествия
театральные премьеры
тренинги
читательские конференции
Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания.
Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей, профессионализма педагога!
ТРАДИЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
Цель: усвоение обучающимися принятых ценностей, норм, образцов поведения.
Содержание: определение темы и содержания выбирает педагог.
Деятельность: часто единственным организатором деятельности и общения выступает классный руководитель; взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал учитель.
При анализе внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
Цель: развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельности.
Содержание: включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; в определении темы активно участвуют обучающиеся.
Организация: акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта; педагог создает ситуацию выбора и успеха.
При анализе учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, развитие творческих способностей, активность участия.

ОСНОВНЫЕ типы классного часа:
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ:
Первый шаг:
составление педагогом тематики классных часов на новый учебный год
Методы:
метод социологического опроса
методика «недописанный тезис»
методика «проблема века»
Второй шаг:
уточнение темы и генерирование идей по подготовке и проведению
Третий шаг:
выбор целей, содержания и форм проведения:
традиционные: лекция, рассказ, беседа, обсуждение, анкетирование и анализ, размышления над...
активные: диспут, дискуссия, беседа за круглым столом, игра ..
интерактивные: деловая, ролевая игра, проект
Четвертый шаг:
индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа, совместное создание сценарного плана классного часа.
Пятый шаг:
анализ и оценка результатов по критериям:
личностная значимость для обучающихся
благоприятный психологический климат
возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников
обогащение жизненного опыта обучающихся, духовно-нравственная ценность

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Вступительная часть (5 минут)
Мобилизовать внимание обучающихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме беседы, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.
Основная (содержательная) часть (30 минут) Назначение основной части определяется воспитательной задачей классного часа. Может быть больше по времени на 10 минут (зависит от формы проведения классного часа).
Заключительная часть (10 минут)
Важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса. Может быть больше по времени, если разговор перешёл в русло практических дел класса, но не более 10 минут, чтобы не затмить «смысл» впечатления от основного содержания классного часа.
Выделяют две стороны анализа:
Первая сторона - это совместный анализ учителя с воспитанниками (рефлексия).
Другая сторона - это педагогический анализ:
Почему? Зачем? - потребности, особенности, интересы.
Что? - цель
Как? – методы, формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние обучающихся. Удачи, трудности.
И что мы с этого имеем? - результат, продолжение работы.
Критерии оценки классного часа
Соответствие структуры, форм организации классного часа его целям, задачам, возрастным особенностям обучающихся;
Использование нетрадиционных форм и приемов для развития личности ученика;
Использование активных форм воспитательной работы;
Уровень подачи подготовленного материала школьникам;
Внимание, активность обучающихся на различных этапах мероприятия;
Взаимоотношения педагога с обучающимися.
Этический или нравственный классный час
!! Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.
!! Нравственный классный час:
не должен быть частым (1 раз в четверть)
Можно провести предварительную диагностику понимания учениками нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, ответственность, открытость, любовь
Материалом для подготовки может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.
должен превращаться в назидание и чтение нотаций

СОВЕТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

От предметной информации к оценке информации;
От общих оценок к развернутым суждениям;
Внимание к выступлениям обучающихся;
Акцент на важных моментах;
Размышления вместе с детьми;
Совместный поиск решений проблемы;
Учет психологических особенностей восприятия материала обучающимися (слабое внимание, смена деятельности, муз. пауза, физминутка, острый вопрос).


Рефлексия «Мои впечатления»

В ходе семинара я впервые научилась
Я узнала, что
Больше всего мне понравилось
В следующий раз мне бы хотелось
Удачным было
Недостаточно
В целом