Рабочая программа по русскому языку к УМК под редакцией Н.Г.Гольцовой 10 класс



Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23
ИМЕНИ С.В. ДОБРИНА ГОРОДА ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
МАОУ СОШ №23
г.Липецка
Протокол № 1
от 29.08.2014 года СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
________
Г.В.Зыкова
29.08.2014 года УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ №23 г. Липецка
от 29.08.2014 года № 262

Рабочая программа
учебного предмета«Русский язык»
для учащихся 10 А класса
на 2014/2015учебный год
Разработчик
программы к УМК под редакцией Н.Г.ГольцовойВакуленко Н.А., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, требованиями основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка, требованиями к оснащению образовательного процесса.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:
1) пояснительная записка,
2) содержание рабочей программы,
3) описание места учебного предмета в учебном плане,
4) учебно-тематический план,
5) требования к уровню подготовки выпускников,
6) перечень объектов и средств материально-технического обеспечения,
7) приложение №1, содержащее календарно-тематическое планирование (с указанием темы каждого урока, количества часов, отведенных на изучение темы, планируемых результатов, видов, форм контроля, даты проведения каждого урока по плану).
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие способности к социальной адаптации и к речевому взаимодействию;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого этикета в различных сферах общения;
совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения; повышение уровня орографической и пунктуационной грамотности
понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения, осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями).
Указ Президента РФ от 04.02.2010 № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014 – 2015 учебный год».
Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования (в ред. приказа директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 10.01.2014 №16).
Приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 27.06.2014 года № 204 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год».
Сведения о рабочей программе
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Русский язык 10-11классы», составители: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2010
Выбор именно этой программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Место и роль предмета
Предмет «Русский язык» представляет собой один из базовых курсов гуманитарной области образования и представлен в учебном плане школы образовательной областью «Филология».
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально - волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности. Концепция модернизации российского образования, Госстандарт ориентируют учителя на деятельностный характер обучения: образование должно быть направлено в первую очередь на формирование общих умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности. Русский язык выполняет определяющую роль в формировании и совершенствовании общеучебных умений и навыков, в основе которых - речемыслительные способности.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 23 г.Липецка рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю). В разделе «Учебно – тематический план» (Таблица №1) раскрывается последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы; распределяется время, отведенное на проведение контрольных, творческих работ.
В приложениях к рабочей программе «Календарно – тематический план» (Таблица №2) конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; планируемые результаты; основные виды учебной деятельности учащихся; виды, формы контроля.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.
В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Технологии обучения
При изучении нового материала используются элементы технологии проблемногои модульного обучения, что позволяет развивать познавательную активность, творческую самостоятельность учащихся.
Элементы технологии развивающего обучения применяются при закреплении изученного материала и позволяют развивать личность учащегося и ее способностей.
Метод проектов используется при индивидуальной работе с учащимися, что позволяет развивать творческий потенциал ученика и делать акцент на личностно-значимую для него информацию.
Элементы технологии уровневой дифференциации используются при контроле знаний учащихся.
Механизмы формирования ключевых компетенций
В процессе обучения формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Виды и формы контроля
Для контроля уровня достижений учащихся по русскому языку в основном используется текущий контроль, а также такие виды контроля как предварительный, тематический, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль осуществляется в рамках урока.
Формы текущего контроля:
диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический);
тест по материалам и в форме ЕГЭ;
устное монологическое высказывание на лингвистическую тему;
эссе (классическое, аргументированное);
сочинение – рассуждение.
Промежуточная аттестация по итогам учебного периода – контроль результативности обучения учащегося, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Периоды промежуточной аттестации устанавливаются календарным учебным графиком. Промежуточная аттестация учащихся по окончании учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.
Результаты изучения предмета «Русский язык» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса».
Информация об используемом учебном комплексе
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется методический комплекс:
1. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012
2. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Слово о русском языке – 1 час
Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.
Лексика. Фразеология – 9 часов
Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Контрольная работа по теме: «Лексика. Фразеология. Лексикография».
Умения и навыки:
уметь работать с толковым словарем, знать строение словарной статьи, понимать словарные пометы;
знать средства художественной выразительности выделять их в тексте;
отличать омонимы и многозначные слова, уметь работать со словарем, уточнять оттенки лексического значения слов-синонимов;
уметь подбирать антонимы;
знать стилистические особенности лексики, имеющей ограниченную сферу употребления;
видеть употребление устаревшей лексики и неологизмов в языке художественной литературы;
уметь употреблять фразеологизмы в речи;
знать основные единицы лексики, уметь определять лексическое значение слова;
уметь пользоваться изученными теоретическими знаниями и практическими навыками.
Фонетика. Графика. Орфоэпия – 4 часа
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков. Орфоэпические нормы.
Подготовка к сочинению-рассуждению.
Умения и навыки:
уметь дать характеристику гласных и согласных звуков в слове;
правильно ставить ударение в словах, соблюдать орфоэпические нормы;
выполнять фонетический, орфоэпический разборы;
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование – 3 часа
Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.
Умения и навыки:
знать основные единицы морфемики и их особенности;
уметь работать со словообразовательным словарем, словарем морфем.
Морфология и орфография – 14 часов
Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы - И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Подготовка к сочинению-рассуждению.
Контрольная работа по теме: «Морфология и орфография».
Умения и навыки:
выполнять орфографический анализ слова, работать с орфографическим словарем;
уметь решать орфографические задачи, работая по алгоритму.
Самостоятельные части речи
Имя существительное – 5 часов
Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.
Контрольная работа по теме «Имя существительное».
Умения и навыки:
уметь выполнять морфологический разбор имени существительного, безошибочно писать падежные окончания имен существительных, выполнять орфографический анализ слова – существительного;
уметь пользоваться изученными теоретическими знаниями и правилами орфографии, определять морфологические признаки существительного, его роль в предложении.
Имя прилагательное – 5 часов
Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».
Умения и навыки:
уметь выполнять морфологический разбор имени прилагательного;
уметь безошибочно писать падежные окончания имен прилагательных;
уметь безошибочно писать суффиксы имен прилагательных;
уметь безошибочно писать сложные имена прилагательные;
уметь пользоваться изученными теоретическими знаниями и правилами орфографии, определять морфологические признаки прилагательного, его роль в предложении.
Имя числительное – 4 часа
Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных числительных.
Подготовка к сочинению-рассуждению.
Умения и навыки:
знать лексико-грамматические разряды имен числительных;
соблюдать орфографические правила при склонении и правописании имен числительных;
уметь употреблять имена числительные в речи, правильно сочетать числительные оба\обе с существительными.
Местоимение – 4 часа
Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.
Умения и навыки:
знать морфологические особенности местоимений, разряды местоимений;
соблюдать орфографические правила при правописании местоимений;
уметь употреблять местоимения в речи.
Глагол – 3 часа
Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.
Умения и навыки:
определять грамматические признаки, выполнять морфологический разбор глагола;
определять спряжение глаголов;
безошибочно писать личные окончания, суффиксы глагола;
уметь пользоваться изученными теоретическими знаниями и правилами орфографии, определять морфологические признаки глагола, его роль в предложении.
Причастие – 3 часа
Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Умения и навыки:
определять морфологические признаки причастия, без ошибок писать окончания и суффиксы.
Деепричастие – 3 часа
Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.
Контрольная работа по теме «Глагол. Причастие. Деепричастие».
Умения и навыки:
определять морфологические признаки деепричастия, правильно расставлять запятые в предложениях с деепричастием и деепричастным оборотом.
Наречие – 3 часа
Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание. Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор наречий.
Умения и навыки:
уметь определять разряд наречия по значению;
уметь образовывать степени сравнения, правильно писать наречия;
находить слова категории состояния в речи, различать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные.
уметь пользоваться изученными теоретическими знаниями и правилами орфографии, определять морфологические признаки причастия, деепричастия, наречия, их роль в предложении.
Служебные части речи – 6 часов
Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Умения и навыки:
знать условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов и безошибочно писать их, выполнять морфологический разбор предлогов;
знать условия слитного, раздельного, написания союзов и безошибочно писать их, выполнять морфологический разбор союзов;
знать правила раздельного, дефисного написания частиц, значение и употребление частиц не и ни и безошибочно писать их;
знать о правописании междометий и звукоподражательных слов, о постановке знаков препинания при междометии и звукоподражательных словах.
Промежуточная аттестация.
Резервные уроки – 3 часа.
Итого – 70 часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1 - Учебно-тематический план
№ п/пТема Количество часов В том числе контрольных работ В том числе творческих работ
Введение. 1 Лексика. Фразеология. 9 1 Фонетика. Графика. Орфоэпия. 4 1
Морфемика и словообразование. 3 Морфология и орфография. 14 1 1
Части речи. Имя существительное. 5 1 Части речи. Имя прилагательное. 5 1 Части речи. Имя числительное. 4 1
Части речи. Местоимение. 4 Части речи. Глагол. 3 Части речи. Причастие. 3 Части речи. Деепричастие. 3 1 Части речи. Наречие. 3 Служебные части речи. 6 1 Резервные уроки 3 Итого 70 6 3
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА 10 КЛАСС
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен овладеть следующими умениями и навыками.
Знать и понимать:
основные функции языка;
смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы обиходно-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения.
Уметь:
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;
объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-бытовой, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения;применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
устанавливать взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЬЕКТОВ И СРЕДСТВ
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для изучения учебного предмета «Русский язык» на ступени среднего общего образования, необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения.
1. Специализированная мебель: стол письменный для учителя, учительский стул, столы двухместные ученические по количеству учащихся, стулья ученические по количеству учащихся, шкафы секционные для хранения таблиц и раздаточного материала. Доска с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, стенды экспозиционные.
2. Технические средства обучения: компьютер мультимедийный, мультимедийный проектор, экран проекционный.
3. Экранно-звуковые пособия.
Видеофильмы по русскому языку.
3.1. Электронные ресурсы (CD): мультимедийные презентации по разделам курса русского языка в 10 классе.
4. Пособия на печатной основе.
4.1. Комплекты таблиц для средней школы по русскому языку.
4.2. Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка в 10 классе.
5. Библиотечный фонд.
5.1.Федеральный Закон «Об образовании».
5.2.Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).
5.3.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Русский язык 5-11классы», составители: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2010
5.4.Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012
5.5.Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., ХалявинаТ.Г. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина. – М.:Вако, 2012
5.6.Цыбулько И.П. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львов, В.А. Коханова. – М.: Эскимо, 2013
5.7.Единый государственный экзамен 2012: Контрольно-измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2013
5.8.Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие – Ростов н/Д: Легион, 2013
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Федеральный Закон «Об образовании».
Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Русский язык 5-11классы», составители: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2010
Приложение к рабочей программе
учебного предмета «Русский язык»
на 2014-2015 учебный год
для учащихся 10А класса

Таблица 2 – Календарно – тематический план
№ п/пТема урока Кол-во часов Форма урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяВиды и формы контроля Дата
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
1 Слово о русском языке 1 Вводный урок Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка Составление плана, виды планов, эпиграфы 02.09
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (9 часов)
2 Лексика. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов 1 Урок усвоения новых знаний Лексическое значение слова. Однозначность и многозначность слова. Прямое и переносное значение. Способы появления переносного значения слова. Работа с толковым словарем. Строение словарной статьи Уметь работать с толковым словарем, знать строение словарной статьи, понимать словарные пометы Индивидуальный опрос. Работа с толковым словарем 04.09
3
4 Изобразительно-выразительные средства 2 Урок-практикум Средства выразительности: эпитеты, метафоры, метонимии, сравнение, перифраза Знать средства художественной выразительности выделять их в тексте Анализ текста. Индивидуальный опрос 09.09
11.09
5 Административная (стартовая) контрольная работа 1 Урок контроля Диктант 16.09
6 Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их употребление 1 Урок усвоения новых знаний Разновидности омонимов. Выразительные возможности омонимии. Паронимический ряд. Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
Синонимы идеографические (смысловые) и стилистические Синонимический ряд. Выразительные возможности синонимов.
Типы антонимов. Антитеза Отличать омонимы и многозначные слова. Уметь работать со словарем, уточнять оттенки лексического значения слов-синонимов.
Уметь подбирать антонимы Работа со словарём омонимов Работа со словарём синонимов. Работа со словарём антонимов. Анализ текста.
Работа по карточкам. Индивидуальный опрос 18.09
7 Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления 1 Урок усвоения новых знаний Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления Знать стилистические особенности лексики, имеющей ограниченную сферу употребления Конспектирование. Работа со словарем иностранных слов и этимологическим словарем 23.09
8 Устаревшая лексика и неологизмы 1 Урок усвоения новых знаний Устаревшая лексика: историзмы и архаизмы. Неологизмы. Пути появления неологизмов в лексике Видеть употребление устаревшей лексики и неологизмов в языке художественной литературы Анализ художественного текста (Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин и др.) 25.09
9 Лексикология и фразеология 1 Урок усвоения новых знаний Фразеологизм, источники появления фразеологизмов. Энциклопедические и лингвистические словари. Толковые словари и словари аспектные (специальные) Уметь употреблять фразеологизмы в речи Работа по карточкам. Работа с фразеологическими словарями 30.09
10 Контрольная работа по теме: «Лексика. Фразеология. Лексикография» 1 Урок контроля знаний Основные понятия лексики Уметь пользоваться изученными теоретическими знаниями и практическими навыками Тестирование
. 02.10
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (4 часа)
11 Звуки и буквы 1 Урок повторения Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Чередование звуков Уметь дать характеристику гласных и согласных звуков в слове Фронтальный опрос 14.10
12 Орфоэпия 1 Урок повторения Орфоэпическая норма. Акцентологическая норма. Культура речи Правильно ставить ударение в словах. Соблюдать орфоэпические нормы Самостоятельная работа 16.10
13 Фонетический разбор 1 Урок повторения Правила произношения гласных и согласных звуков Выполнять фонетический, орфоэпический разборы Самостоятельная работа 21.10
14 Подготовка к сочинению-рассуждению 1 Урок развития речи Структура сочинения-рассуждения, проблема текста, авторская позиция, аргументация собственной позиции по проблеме исходного текста Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: выявлять проблему текста, авторскую позицию, высказывать и аргументировать собственную позицию по проблеме исходного текста Сочинение-рассуждение 23.10
МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (3 часа)
15 Состав слова. Морфемный разбор 1 Урок усвоения новых знаний Основные единицы морфемики и их особенности. Морфемы, формообразующие аффиксы, основные Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова. Корневая морфема. Аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор слова. Фронтальный опрос 28.10
16 Словообразование и формообразование 1 Урок усвоения новых знаний Способы словообразования. Основные способы образования грамматических форм в русском языке. Окончание. Формообразующие суффиксы. Аналитический способ формообразования. Супплетивизм (изменение) основы Уметь работать со словообразовательным словарем, словарем морфем Работа по карточкам 30.10
17 Словообразовательный разбор 1 Урок закрепления и развития ЗУН Словообразовательный разбор Выполнять морфемный и словообразовательный разбор слова Самостоятельная работа 06.11
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (14 часов)
18 Принципы русской орфографии 1 Урок усвоения новых знаний Принципы русской орфографии Выполнять орфографический анализ слова. Работать с орфографическим словарем Соотнесение конкретного правописного затруднения с принципами орфографии 11.11
19 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Безударные гласные, проверяемые ударением. Безударные гласные, не проверяемые ударением Уметь решать орфографические задачи, работая по алгоритму Словарный диктант 13.11
20 Чередующиеся гласные в корне слова1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Безударные чередующиеся гласные в слове Уметь решать орфографические задачи, работая по алгоритму Работа по карточкам 18.11
21 Употребление гласных после шипящих 1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Правописание О/Ё после шипящих в разных морфемах и частях речи Уметь решать орфографические задачи, работая по алгоритму Объяснительный диктант 25.11
22 Употребление гласных после Ц1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Правописание О/Е, И/Ы после Ц, условия выбора гласной Уметь решать орфографические задачи, работая по алгоритму Объяснительный диктант 27.11
23 Тестирование по русскому языку 1 02.12
24 Тестирование по математике 1 04.12
25 Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных 1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Правописание звонких и глухих, непроизносимых, двойных согласных, сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ
Уметь решать орфографические задачи, работая по алгоритму Объяснительный диктант 09.12
26 Правописание гласных и согласных в приставках 1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Правописание гласных и согласных в неизменяемых приставках, приставках на З, С
Уметь решать орфографические задачи, работая по алгоритму Словарный диктант 11.12
27 Правописание приставок пре- и при-. Правописание гласных И и Ы после приставок 1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Условия написания приставки ПРЕ-. Условия написания приставки ПРИ- Замена гласного И на Ы в корне слова после русских приставок, оканчивающихся на согласный. Написание гласного И после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ- и т.д.), после приставок, оканчивающихся на гласный Уметь решать орфографические задачи, работая по алгоритму Объяснительный диктант 16.12
28 Употребление Ъ и Ь 1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Употребление разделительного Ъ.
Употребление Ь в качестве разделительного, для обозначения мягкости предшествующего согласного, для обозначения грамматической формы Уметь решать орфографические задачи, работая по алгоритму Работа по карточкам 18.12
29 Употребление прописных букв. Правила переноса слов 1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Употребление прописных букв. Правила переноса слов Уметь решать орфографические задачи, работая по алгоритму 23.12
30 Контрольный диктант по теме: «Морфология и орфография» 1 Урок контроля Воспроизведение текста на слух Уметь пользоваться изученными правилами орфографии и пунктуации Диктант с лексико-грамматическим заданием 25.12
31 Подготовка к сочинению-рассуждению 1 Урок развития речи Структура сочинения-рассуждения, проблема текста, авторская позиция, аргументация собственной позиции по проблеме исходного текста Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: выявлять проблему текста, авторскую позицию, высказывать и аргументировать собственную позицию по проблеме исходного текста Сочинение-рассуждение 30.12
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
Имя существительное (5 часов)
32 Имя существительное как часть речи 1 Комбинированный урок Лексико-грамматические разряды имен существительных: собственные\нарицательные, одушевленные\неодушевленные, конкретные \ отвлеченные\собирательные\вещественные; род, число, падеж. Морфологический разбор имен существительных Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного Безошибочно писать падежные окончания имен существительных Выполнять орфографический анализ слова- существительного
Уметь пользоваться изученными теоретическими знаниями и правилами орфографии. определять морфологические признаки существительного, его роль в предложении
Фронтальный опрос 13.01
33 Правописание падежных окончаний имен существительных 1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Падежные окончания И-Е у сущ-х 1, 2, 3 склонения, у разносклоняемых, у сущ-х особого склонения в ед.числе. Падежные окончания сущ-х во мн.числе. Стилистика и культура речи: варианты падежных окончаний Объяснительный диктант. Комментированное письмо 15.01
34 Гласные в суффиксах имен существительных 1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Правописание суффиксов
ЕК\ИК, ЕНК\ИНК, ЕЦ\ИЦ, ИЧК\ЕЧК, ОНЬК\ЕНЬК, ЫШК\УШК\ЮШК, ЧИК\ЩИК Объяснительный диктант 20.01
35 Правописание сложных имен существительных 1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Слитное написание сложных имен существительных. Дефисное написание сложных имен существительных Объяснительный диктант
22.01
36 Контрольная работа по теме «Имя существительное» 1 Урок контроля
Самостоятельная работа учащихся Тестирование 27.01
Имя прилагательное (5 часов)
37 Имя прилагательное как часть речи 1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные имена прил. Особенности их образования и функционирования в речи. Переход имен прилагательных из одного разряда в другой. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая формы. Морфологический разбор имен прилагательных Уметь выполнять морфологический разбор имени прилагательного Фронтальный опрос 29.01
38 Правописание окончаний имен прилагательных 1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Правописание окончаний имен прилагательных Уметь безошибочно писать падежные окончания имен прилагательных Индивидуальный опрос. Комментированное письмо 03.02
39 Правописание суффиксов имен прилагательных 1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Отработка правописаний суффиксов имен прилагательных и сложных имен прилагательных. Правописание суффиксов К\СК, ЕВ\ИВ, ЧИВ\ЛИВ, ОВ\ОВАТ\ОВИТ, ЕНЬК\ОНЬК.
Правописание Н в суффиксах полных имен прил-х. правописание НН в суффиксах полных имен прилагательных. Правописание Н и НН в кратких именах прилагательных. Н и НН в именах сущ-х, образованных от соответствующих имен прилагательных Уметь безошибочно писать суффиксы имен прилагательных Комментированное письмо Объяснительный диктант 05.02
40 Правописание сложных имен прилагательных 1 Урок повторения и систематизации ранее изученного Отработка правописаний сложных имен прилагательных Уметь безошибочно писать сложные имена прилагательные Работа по карточкам 10.02
41 Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» 1 Урок контроля Самостоятельная работа учащихся Уметь пользоваться изученными теоретическими знаниями и правилами орфографии. определять морфологические признаки прилагательного, его роль в предложении Тестирование 12.02
Имя числительное (4 часа)
42 Имя числительное как часть речи 1 Повторительно – обобщающий урок Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Их изменение и функционирование в речи. Морфологический разбор имен числительных . Знать Лексико-грамматические разряды имен числительных Фронтальный опрос 24.02
43 Склонение и правописание имен числительных 1 Повторительно – обобщающий урок Склонение имен числительных. Слитное написание имен числительных. Раздельное написание имен числительных. Дефисное написание имен числительных Соблюдать орфографические правила при склонении и правописании имен числительных Объяснительный диктант. Работа по карточкам 26.02
44 Употребление имен числительных в речи 1 Повторительно – обобщающий урок Функционирование в речи числительного «один». Употребление в речи числительного «оба». Употребление в речи собирательных числительных. Сочетание количественных и собирательных числительных с именами существительными (нормы управления) Уметь употреблять имена числительные в речи. Правильно сочетать числительные ОБА\ОБЕ с существительными Самостоятельная работа 03.03
45 Подготовка к сочинению-рассуждению 1 Урок развития речи Структура сочинения-рассуждения, проблема текста, авторская позиция, аргументация собственной позиции по проблеме исходного текста Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: выявлять проблему текста, авторскую позицию, высказывать и аргументировать собственную позицию по проблеме исходного текста Сочинение-рассуждение 05.03
Местоимение (4 часа)
46 Местоимение как часть речи 1 Комбинированный урок Морфологические особенности местоимений. Местоимения личные, возвратное, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные Знать морфологические особенности местоимений, разряды местоимений Фронтальный опрос. Морфологический разбор местоимений 10.03
47 Правописание местоимений 1 Комбинированный урок Правописание местоимений Соблюдать орфографические правила при правописании местоимений Индивидуальный опрос. Объяснительный диктант 12.03
48 Тестирование по русскому языку 1 17.03
49 Тестирование по математике 1 19.03
Глагол (3 часа)
50 Глагол как часть речи 1 Комбинированный урок Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность-непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Морфологический разбор глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола Определять грамматические признаки, выполнять морфологический разбор глагола. Определять спряжение глаголов Фронтальный опрос. Работа по карточкам 24.03
51
52 Правописание глаголов 2 Практикум Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание суффиксов глаголов Безошибочно писать личные окончания, суффиксы глагола Объяснительный диктант. Образование разных форм глаголов 26.03
07.04
Причастие (3 часа)
53 Причастие как глагольная форма. Образование причастий 1 Повторительно – обобщающий урок Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Образование причастий Определять морфологические признаки причастия, без ошибок писать окончания и суффиксы Фронтальный опрос. Морфологический разбор причастий. Образование причастий 09.04
54 Правописание суффиксов причастий 1 Повторительно – обобщающий урок Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени Работа по карточкам 14.04
55 Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных 1 Повторительно – обобщающий урок Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных
Объяснительный диктант.
Тестирование 16.04
Деепричастие (3 часа)
5657 Деепричастие как глагольная форма 2 Повторительно – обобщающий урок Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Две основы глагола. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий Определять морфологические признаки деепричастия, правильно расставлять запятые в предложениях с деепричастием и деепричастным оборотом Фронтальный опрос. Комментированное письмо
Графический диктант 21.04
23.04
58 Контрольная работа по теме «Глагол, причастие, деепричастие» 1 Урок контроля Самостоятельная работа учащихся Уметь пользоваться изученными теоретическими знаниями и правилами орфографии. определять морфологические признаки глагола, причастия, деепричастия, их роль в предложении Тестирование, задания с кратким ответом, задание с развернутым ответом 28.04
Наречие (3 часа)
59 Наречие как часть речи 1 Повторительно – обобщающий урок Морфологические признаки наречий. Обстоятельственные наречия. Определительные наречия. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий Уметь определять разряд наречия по значению
Индивидуальный опрос. Распределительный диктант 30.04
60 Правописание наречий 1 Повторительно – обобщающий урок Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий Уметь образовывать степени сравнения, правильно писать наречия Словарно-орфографический диктант.
Тестирование.
Индивидуальный опрос 05.05
61 Слова категории состояния 1 Повторительно – обобщающий урок Морфологические особенности слов категории состояния Омонимия слов категории состояния, наречий и кратких прилагательных Находить слова категории состояния в речи; различать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные Фронтальный опрос. Работа по карточкам Комментированное письмо 07.05
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (6 часов)
6263 Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов 2 Повторительно – обобщающий урок Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Морфологический разбор предлогов. Дефисное написание предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Производные предлоги и самостоятельные части речи Знать условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов и безошибочно писать их. Выполнять морфологический разбор предлогов Фронтальный опрос. Тестирование 12.05
14.05
64 Промежуточная аттестация 1 Урок контроля Самостоятельная работа учащихся Уметь пользоваться изученными теоретическими знаниями и правилами орфографии Контрольная работа 19.05
65 Союз как служебная часть речи. Правописание союзов 1 Повторительно – обобщающий урок Служебные функции союзов. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные). Виды союзов по структуре (простые и составные). Виды союзов по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Группы сочинительных союзов. Группы подчинительных союзов. Союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов Знать условия слитного, раздельного, написания союзов и безошибочно писать их. Выполнять морфологический разбор союзов Индивидуальный опрос. Тестирование 21.05
66 Частицы. Правописание частиц. 1 Практикум Функционирование в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное и дефисное написание частиц со словами. НЕ и НИ, их написание с разными частями речи Знать разряды частиц. Правописание частиц Объяснительный диктант 26.05
67 Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова 1 Урок изучения нового материала Междометия. Группы междометий по происхождению и структуре. Звукоподражательные слова. Переход междометий и звукоподражательных слов в разряд знаменательных слов. Морфологический разбор междометия Знать о правописании междометий и звукоподражательных слов, о постановке знаков препинания при междометии и звукоподражательных словах Фронтальный опрос. Работа по карточкам Комментированное письмо 28.05
68
70 Резервные уроки 3