Рабочая программа по русскому языку под ред. Н.Г.Гольцовой, 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Введение
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.), Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику: Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2010.
Программа отражает обязательный минимум содержания русского языка как учебного предмета, установленный Министерства образования РФ, хотя не сводится к этому минимуму. Она создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя и ученика.
Структура документа.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Основное её содержание составляют сведения о языке как развивающемся явлении; разделах лингвистики (углубление изученного в 5-9 – ом классах); текстоведении
Главной особенностью программы является ее направленность на:
1) достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык;
2) осмысление основных закономерностей развития языка;
3) усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа;
4) развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи:
1) способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать);
2) грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).
Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности на каждом уроке. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи.
В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к изучению языкового явления: анализ значения, формы и функции. Эта установка требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению сути языкового явления.
Программа отличается:
1) семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала;
2) вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей;
3) вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии
2. Цели и задачи обучения
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
3.Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского народа;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы языка, их признаки;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; аудирование и чтение:
использовать основные виды чтения;
извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения;
использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.






4. Состав участников образовательного процесса
Особенности обучающихся:
возраст (16-18)
количество обучающихся (7)
При составлении программы также учитывались и особенности классов.
11 класс – сильный, поэтому чаще всего на уроках будут использован работы самостоятельного решения вопросов. Уровень мотивации учебной деятельности – высокий. Большинство учащихся хорошо владеют навыками создания связных высказываний, для них не представляет определённой трудности анализировать предложения и текст, осмысливать его. Ученики могут выразить себя творчески.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.





График контрольных работ
№ п/п
Название раздела
Количество часов

1
Контрольная работа по теме « Простое предложение»
1

2
Контрольная работа по теме «Сложное предложение»
1

3
Контрольное тестирование в форме ЕГЭ
1

4
Контрольная работа в форме ЕГЭ
1











Содержание программы
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.
Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
Основные направления работы по русскому языку в 11 классе
Одно из основных направлений преподавания русского языка организация работы по повторению учащимися курса русского языка и подготовка к сдаче единого государственного экзамена.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Повторяя с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения)




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Средства обучения
Виды и формы контроля
Дата
Примечание

1.
Из истории русского языкознания (раздел учебника).
1
Учебник
Анализ текста



2
Основные принципы русской пунктуации.
1
Учебник
Словарный диктант



3
Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи.
1
Учебник, сборник упражнений
Срез знаний



4-5
Простое предложение как синтаксическая единица
2
Учебник, презентация
Самостоятельная работа



6
Классификация предложений
1
Учебник
Синтаксический разбор предложения



7
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
1
Учебник, сборник упражнений
Тренировочные упражнения



8
Текст. Композиция. Виды связи в тексте.
1
Тесты
Анализ текста



9
Предложения с однородными членами.
1
Учебник, сборник упражнений
Самостоятельная работа



10
Однородные и неоднородные определения.
1
Учебник
Тренировочные упражнения



11
Анализ текста.
1
Раздаточный материал
Пунктуационный анализ текста



12
Предложения с обособленными членами.
1
Учебник, сборник упражнений
Пунктуационный анализ текста



13
Сочинение. Типы аргументов
1
Презентация
Сочинение



14
Обособленные определения, приложения.
1
Учебник, сборник упражнений
Срез знаний



15
Обособленные дополнения
1
Сборник упражнений
Словарный диктант



16
Обособленные обстоятельства.
1
Сборник упражнений
Синтаксический разбор, тренинг



17
Контрольный диктант
1

Диктант с грамматическим заданием



18
Сочинение на морально-этическую тему
1

Сочинение



19
Вводные слов и предложения, вставные конструкции.
1
Учебник
Тренировочные упражнения



20
Контрольная работа в форме ЕГЭ
1
Раздаточный материал
Контрольная работа



21
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение
1
Учебник, сборник упражнений
Пунктуационный анализ



22
Сложноподчиненное предложение.
1
Сборник упражнений
Самостоятельная работа



23
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
1
Учебник
Пунктуационный анализ



24
Бессоюзные предложения.
1
Учебник
Пунктуационный анализ



25
Сложные предложения с разными видами связи. Период.
1
Сборник упражнений
Самостоятельная работа



26
Прямая речь. Диалог. Цитаты. Оформление на письме
1
Учебник, презентация
Анализ текста



27-28
Контрольная работа в форме ЕГЭ
2
Раздаточный материал
Контрольная работы



29
Культура речи. Нормы литературного языка.
1
Учебник, словари
Практическая работа по составлению деловых бумаг.



30
Специфика научного стиля.
1
Презентация
Стилистический анализ текста.



31
Специфика официально-делового стиля.
1
Раздаточный материал
Практическая работа.



32
Особенности научно-популярного публицистического стилей
1
Презентация
Практическая работа



33
Особенности стиля художественной литературы.
1
Раздаточный материал, тесты
Беседа, проблемные задания



34
Комплексный анализ теста.
1
Раздаточный материал
Тренинг, практикум








Список использованной литературы
Голъцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2010.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
Голъцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ: учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2008.
Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2008.
Гольцова, Н. Г. Русский язык: трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2009.
Меркин, Б. Г. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2008.
Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В, Леденева; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2008.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Русский язык: электронный репетитор (система обучающих тестов). URL :
www. gmcit.murmansk.ru/text/bit/1998/3 2/4/htm
2 Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. URL :[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











=ђ Заголовок 1=ђ Заголовок 215