Статья «Особенности учебных вопросов при изучении литературных произведений различных жанров»


Улахович Светлана Григорьевна
учитель высшей категории
гимназии № 11
г Новосибирск
Особенности учебных вопросов при изучении литературных
произведений различных жанров
Давайте учить детей
задавать умные вопросы,
чтобы хотелось
на них отвечать
Учитель начальных классов - это маленький кудесник большой детской души, которую он формирует через читательскую деятельность, учит видеть в давно знакомом и привычном непознанное, необычное, яркое, точное, выразительное. Для этого надо научить ребенка любить мыслительную деятельность, находить новый смысл в уже знакомом произведении литературы и искусства вообще, радоваться открытию нового, пусть маленького личного наблюдения. Ребенок должен научиться сопоставлять, сравнивать знакомые и незнакомые события. Такая мыслительная работа развивает логическое и образное мышление, любознательность, наблюдательность, что рождает интерес к поэтической форме мысли, к заучиванию и выразительному декламированию стихов и поэтическому сочинительству, запоминанию загадок и сочинению своих собственных. Речь ребенка становится образной, яркой, выразительной, неповторимо-индивидуальной.
Как же научить ребенка не бояться чтения, не « избегать» трудных и длинных слов, не перелистывать страницы в поисках только картинок? Как воспитать потребность в чтении? Ответ в самом ребенке. Учим задавать вопросы и отвечать на них. Поверьте это нелегкий труд для ученика начальной школы, А вопросы они задают всегда.
От вопросов зависит восприятие произведений литературы , развитие обоснованных суждений и воспитание творческой личности, как читателя. Творческое чтение - это исследовательская деятельность, которая выражает и развивает индивидуальные личностные духовные особенности ребенка. Воспитывает его склонности, регулирует оценочные позиции, встраивает отношения, формирует сферу интеллекта и руководит самосознанием.
Задача учителя - помогать юному читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, формировать свое суждение о герое, о произведении.
Ребенок прочитал художественное произведение и сразу же начинается работа над осознанием сюжетных линий того жизненного и личностного смысла, который заложен в произведение автором. Чтобы понять и прочувствовать жизнь героев произведения, их горе и радость, проникнуться их переживаниями, увидеть за всеми событиями автора, его отношения к событиям, к жизни и личности каждого героя, а через них - к самой реальной жизни учитель учит задавать вопросы.
Анализ любого художественного произведения предполагает различные виды вопросов. Все вопросы можно разделить на блоки;
по теме и проблеме:
по сюжету;
об образах:
о композиции;
о языке произведения;
о жанре;
об авторской идее;
-о личном отношении к произведению в целом или по блокам.
Вопросы могут носить продуктивный характер, активизирующие аналитическую работу;
А так же могут быть:
- эмоциональные;
проблемные;
конкретные;
перспективные
Очень важно помочь ребенку увидеть ситуацию, включиться в нее, направить свои переживания в русло нравственной атмосферы произведения. Необходимо, чтобы вопросы переключали ребенка из книжного сюжета на его жизненные впечатления, побуждали его к оценке.
В практике учителя есть определенный « дежурный набор» вопросов, которые можно задать ребенку для «подталкивания» к нужной мысли.
Я решила эту проблему возложить на учеников и предложила им составить копилку вопросов, которые возникают у .
Вопросы можно распределить по направлениям.
Прозаический блок вопросов
Какие эпизоды в рассказе ( отрывке...) тебе больше всего понравились?
Что тебя привлекло в них?
Как автор произведения относится к герою (героям)?
Как он оценивает их поведение?
Кокове отношение автора к окружающим людям?
Что в произведении доказывает такую авторскую позицию?
Какие конкретные факты, высказывания действующих лиц, обстоятельства,события свидетельствуют о таком отношении автора , о такой оценкесобытий и героев произведения?
Как ты думаешь, зачем автор написал это произведение?
Почему автор решил рассказать читателю об этих событиях именно так?
Что побудило автора представить героя произведения именно таким?
Что писатель хотел сказать своим произведением другим людям?
Чем он хотел поделиться с нами?
Какие мысли, чувства , убеждения он хотел передать своим читателям?
Какой совет дает автор тебе лично в этом произведении?
Какое настроение тебе передалось, какое желание возникло?
Как ты считаешь, удалось ли автору добиться своей цели?
Как ты можешь подтвердить свое мнение?
Вопросы такого типа нацеливают на понимание роли автора, помогают почувствовать « присутствие» писателя в произведении, улавливать его интонацию. Это развивает художественное чутье, вкус, культуру чтения и самое главное - узнать « чувство автора»
Поэтический блок вопросов несколько отличается от вопросов к прозаическому произведению. Задача поэтического произведения - помочь ребенку увидеть, прочувствовать и запомнить картину, созданную поэтом, состояние природы, Услышать мелодию , музыку стиха, его настроение, собственное настроение при чтении, проникнуться авторским видением описываемого, обратить внимание на язык, ритм. Беседу по стихотворению можно строить по следующим вопросам:
Что ты чувствуешь, читая эти строки?
Что возникает перед твоими глазами при чтении этих строк?
Какую музыку ты слышишь, когда читаешь эти стихи?
Какие словосочетания больше всего тебе нравятся в этом стихотворении?
Какие это стихи по нпстроению: грустные, веселые, задорные, бравурные или стихи-размышления, раздумья?
С каким настроением автор написал эти стихи?
Какое состояние природы, душевности описывает автор?Как он относится к изображаемому?
Какие строки стихотворения говорят о том, что оно передает состояниесмятения чувств, волнения, покоя, безмятежности, дремоты, восторга...
Какие выражения особенно помогают представить написанное?
На какую тему больше всего слов в тексте? - В каком предложениизаключена главная мысль?
Какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемоепоэтом состояние природы?
Каким человеческим чувствам оно соответствует?
Как ты думаешь, что чувствовал поэт, написавший эти строки?
В каком настроении он пребывал, когда писал это стихотворение?
-О чем он думал или мечтал в тот момент?
Какие мысли, чувства, возникают у тебя, когда ты читаешь эти стихи вновь? Какие слова затрудняют понимание текста?
Знакомо ли тебе это состояние природы?
Сталкивался ли ты с ним в жизни?
Если да, то когда, при каких обстоятельствах?
Когда бы тебе хотелось перечитать эти стихи? В каком случае? В какой
обстановке? В какой ситуации?
В каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание услышать их еще раз
в чтении взрослых или друзей?
Это не перечень вопросов, которые я слышала на уроках или в беседах. Это попытка выяснить, определить направление мысли, ее интонацию, установить содержательные и эмоциональные акценты для предстоящей беседы.
Чтение научно - популярных текстов предполагает целостное, глобальное и аналитическое восприятие и понимание. Чтение такого вида текста происходит в два этапа. Первичное чтение предполагает определение учеником темы, умение выделить запомнившиеся факты, интересные события, хотя задача - « запомнить детали» не ставится.
Вторичное чтение ставит цель: углубленная работа по осмыслению текста. Это последовательные и причинные связи, поиск ключевых слов, словосочетаний, предложений, помогающих проследить описание событий, фактов, действий, выстроить смысловой ряд. Такая работа помогает решать вопросы:
-Что нового узнали,прочитав статью?Зачем это нужно знать?
Где могут пригодиться полученные знания?
Можно ли использовать эти факты где-либо?
Что можно доказать, зная такие факты или имея такую информацию?Как ты сам относишься к описываемым фактам?
Хочу предложить некоторые наработки, которые сформировались в процессе моей практики при работе с различными литературными произведениями. Я их оформила как « Папку - помощницу» для каждого учащегося.
« Как отвечать на вопросы по тексту?»
Перед чтением текста прочитай вопросы на которые надо найти ответы.(Цель: чтение будет целенаправленным, внимательным,
осмысленным)
Перечитай текст, выделяя ( подчеркивая) те части, которые требуют особого внимания.
Еще раз перечитай текст, и найди ответы на вопросы, пометив их цифрой или специальным знаком в тексте.
Проконтролируй себя - закрой книгу и ответь на все вопросы.
« Как составить план к тексту ?»
Прочитай текст целиком, Обрати внимание на его построение:
о чем говорится в начале, какие события развиваются в процессе чтения, чем заканчивается текст
Раздели текст на смысловые части.( Помни! Каждая смысловая часть отличается от другой новым содержательным смыслом, хотя тема сохраняется)
Определи главное в каждой части. Отметь основные предложения и словосочетания
Перечитай каждую выделенную часть и вырази своими словами: что является главным в этой части
Подбери свой заголовок и озаглавь каждую часть
Проверь себя: не повторяются ли заглавия, не пропущено ли что-то важное,отражена ли главная мысль каждой части.
Перескажи или запиши получившийся текст.
«Как кратко пересказать прочитанное»
Перечитай текст, выдели в нем основное содержание и запомни его последовательность Выдели основные смысловые части.
Составь план ( Помни, что каждый заголовок отражает основное содержание части), запиши его.
Перескажи текст с закрытой книгой по плану своими словами так, чтобы на каждый пункт плана ответить можно было одним- двумя предложениями.
И еще один прием научить детей интересоваться литературой через вопросы. Этот прием я назвала « Загадай мне вопрос»- есть ни что иное как совместное творчество: придумывание новых загадок в форме вопроса. Для этого можно просто гулять по парку, в школьном дворе, выезжать на экскурсию и играть в вопросы. Обращаем внимание на уже знакомое и выделяем что-то особенное; думаем и подбираем подходящие ассоциации. Например:
« Какую нитку никогда не смотать в клубок?» Дорогу
«Кто слышит, говорит, все знает, а на глаза не показывается?» Эхо
Вопросы можно составлять по знакомым сказкам или к своим сказкам-обработкам
« Кто этот старик -
Он к шуткам не привык,
И еще бессмертен он,
И для Яги он герой» Кащей
Кто он этот друг Яги
И Кащея тоже
Любит он пулять огни
Во всех, во всех прохожих? Змей-Горыныч
Кто эта мастерица
Добра и весела,
Похожа на царицу
Но очень молода? Василиса-Прекрасная
Кто же этот умный парень:
И силен и смелый он,
И прохожим он поможет,
И царем будет награжден? Иван
Я поделилась своими мыслями, наработками, успехами с целью получить ответ на вопрос « Как вы, учителя начальных классов, участвуете в привитии любви к чтению?» Если мой вопрос корректен, то, может быть, кто-то поделится своим опытом. Это интересно, полезно и способствует общению, рождению творческих союзов, спору, в процессе которого возможно рождение истины.
Улахович С.Г.