Педагогический проект«Обучение родному языку как одно из условий формирования духовно-нравственной личности»

Инновационный педагогический проект учителя татарского языка МБОУ СОШ №1 с.Серафимовский муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан










«Обучение родному языку
как одно из условий формирования
духовно-нравственной личности»


















Учитель татарского языка
Фахрутдинова Разиля Фатыховна

2014год
Введение
Счастлив тот народ, которому выпало быть двуязычным. «Сколько я знаю языков, столько раз я человек», - гласит народная мудрость. Наша республика представляет собой территорию, населенную различными этносами. Многовековое соседство народов проявилось в уникальном сплаве обычаев, традиций, которые наложили свой отпечаток на развитие нашего края. Поэтому возрождение, сохранение и развитие культуры, изучение национальных языков, обычаев, обрядов и традиций, укрепление межнациональных отношений народов, живущих на башкирской земле, требуют соответствующего отражения в содержании образования. Велика роль родного языка в решении задач воспитания и развития личности ребенка. Ведь в родном языке заложены основы национальной духовности, он несет в себе традиции народа и тепло первых родительских слов над колыбелью, именно через него открываются двери собственной и общечеловеческой науки и культуры. Недаром в народе говорят: “Знание родного языка открывает путь к сердцу”. Лишь человек, умеющий ценить свой родной язык, в состоянии сознательно уважать и понимать язык другого народа.

Обоснование актуальности проблемы
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Отсутствие четких положительных жизненных ориентиров, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, поток бездуховной информации, который обрушился на нас через компьютерные и телевизионные экраны, и тотальная речевая безграмотность – все это не может оставить нас равнодушными. Важнейшей частью духовной культуры общества, национальной ценностью является язык, поскольку именно он отражает национальную культуру народа, говорящего на нем. К сожалению, надо отметить, что зачастую не только школьники, но и их родители слабо владеют родным языком. Вряд ли ученика, не знающего свой родной язык, заинтересует история своего народа, его настоящее и прошлое. Язык – форма и зеркало культуры, вбирающее и преломляющее всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Вот почему для меня, как учителя родного языка, важно донести до учащихся самоценность языковой культуры татарского народа. Задача учителя родного языка гораздо шире, чем научить писать, читать и говорить на родном языке – не менее важно дать знания о литературе, культуре и истории своего народа и через овладение этими знаниями помочь осознать себя не равнодушными наблюдателями данного процесса, а частью своего народа. Татарская национальная культура это источник мудрости, великодушия, высоких нравственных идеалов. Именно школа выпускает в жизнь человека, от нее зависит, насколько он прочно стоит на ногах, насколько крепко его мировоззрение. Школа ориентирована на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помочь семье приобщить ребенка к богатствам языка и духовным ценностям народа, осознавать веками складываемые и ныне сохраняющие свою ценность устои жизни. Поэтому воспитание детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре, языку и истории крайне актуально в сегодняшнем мире.
Цель данного проекта: Формирование духовно – нравственной личности в процессе обучения родному языку
Задачи: - приобщать учащихся к идеалам веками накопленной народной культуры, традиций и обычаев; - систематизировать приемы и формы взаимодействия с учениками, направленные на воспитание личности, обладающей высокой культурой речи; - строить уроки и внеклассные мероприятия с использованием примеров из устного народного творчества и произведений татарской литературы.
Этапы:
На первом этапе работы (сентябрь 2013- май 2014гг) проводился анализ научных источников по проблеме исследования, изучалась степень ее разработанности; определялись теоретико-методологические исследования, были сформулированы цели, задачи, гипотеза. А также проведено анкетирование учащихся. На втором этапе работы (сентябрь 2014- май2015гг) внедрение проекта в урочную и внеурочную деятельность, формирование и систематизация приемов и форм взаимодействия с учениками. На третьем этапе (сентябрь 2015- май 2016гг) планируется провести обобщение полученных результатов, систематизировать и проанализировать творческие работы учащихся. Осуществить окончательную формулировку выводов и выработать практические рекомендации.
В данный момент идет второй этап работы над проектом, поэтому хочу остановиться на нем подробнее. В соответствии с целью и задачами проекта мною использована следующая модель коммуникативных качеств речи (СЛАЙД), которая является основой для выбора приемов и форм работы на уроке. Приведу несколько примеров. (БОГАТСТВО) Если беден словарный запас ученика, то выразить свое мнение, чувства ему трудно. Поэтому уже с начальных классов начинается работа по обогащению лексикона: запись новых слов в словари, составление словосочетаний и предложений, подбор синонимов и антонимов с использованием иллюстраций (слайд). (ПРАВИЛЬНОСТЬ) Специфика обучения и понимания татарской речи заключается в том, чтобы научить безошибочно узнавать отдельные звуки и звукосочетания татарского языка (слайд со звуками). Аудирование играет здесь существенную роль, оно включает в себя слушание текста, ответы на вопросы, беседа, пересказ и т.п. Тексты для аудирования подбираю на морально-этические темы. (ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ) Общеизвестно, что выразительность и точность языку придают пословицы и поговорки. Их можно использовать при введении нового фонетического явления, на уроках по лексике и грамматике. В условиях двуязычия особенно интересными я считаю задания на подбор аналогичных пословиц на русском языке. Например, детям предлагается пословица «Китап – белем чишм‰се» и они очень легко вспоминают русскую пословицу «Книга – источник знаний», «Кем эшлщми- шул ашамый» (СЛАЙД) Успех урока в значительной степени зависит от его оснащенности. Особо хочу подчеркнуть содержание учебников татарского языка и литературы. Это, кладезь пословиц и поговорок, народных примет. Он дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся. Тексты для чтения – база для организации воспитательного момента урока. Небольшие по объему, но емкие по содержанию, они способствуют воспитанию лучших качеств, присущих нашему народу: трудолюбие, доброта, взаимовыручка, порядочность и т.д. Кроме того, иллюстрации и задания носят национальный колорит. Формированию духовно-нравственной личности подчинено все: построение уроков, отбор дидактического материала, методические приемы и технологии, а также различные формы внеклассной работы – все направлено на расширение духовно-нравственной культуры детей. Созданный в школе этнографический музей помогает мне приобщить детей к истории и культуре села Серафимовский, близлежащих татарских деревень, а также города Туймазы. Здесь проводятся уроки-экскурсии, которые эмоционально воздействуют на учащихся. А участие детей в инсценировках по народным произведениям и пьесам татарских драматургов предполагает поиск экспонатов для музея и предметов татарского быта для декораций. В прошлом учебном году моя ученица на городской НПК выступила с исследовательской работой «Габдулла Тукай- великий воспитатель». Трудно переоценить воспитательное значение работы, послужившей ярким доказательством духовного воздействия произведений поэта на личность каждого ученика. Национальные праздники «Сабантуй», «Навруз», «Шежере», «С™мбе뉻, ставшие традиционными в нашей школе, учат детей любить родину, гордиться ее прошлым и настоящим, дают положительный эмоциональный настрой. Духовно-нравственное воспитание личности невозможно без литературы. Именно поэтому в традиции нашей школы входят литературные праздники «Дни Мусы Джалиля, Габдуллы Тукая», конкурсы чтецов, во время которых учащиеся в национальных костюмах с удовольствием декламируют, показывают инсценировки. Словом, духовно-нравственное развитие учащихся осуществляется в самых различных сферах школьной жизни. В рамках реализации ФГОС это особенно важно.
Участие на праздниках и конкурсах находит свое отражение в беседах на уроках и литературном творчестве учащихся: они пишут сочинения, стихотворения, тем самым обогащая свою речь. В народе говорят: «Су тир‰нлеген таяк бел‰н, кеше акылын теле бел‰н _лчил‰р» - «Глубину воды измеряют палкой, глубину человеческого ума - его языком». Таким образом, знание родного языка - это не только один из показателей высокой культуры и образованности человека, но и его национального самоутверждения. Именно на базе родного языка, через погружение в свою национальную культуру, ребенок формируется как личность: получая знания, выработанные человечеством, он готовится к жизни в современном поликультурном обществе.


Описание работы

1.Организационный этап (2013-2014)

1.Изучение соответствующей литературы по проблеме.
2.Выявление изученности проблемы, анализ материалов.
3.Диагностика: изучение интересов и потребностей учащихся.

Методы: обзор литературы, анкетирование, выступления на родительских собраниях.

Результаты: составление Карты интересов и увлечений семьи, выпуск стенгазеты «Язык мой - колыбель моя», оформление выставки «Обряды и традиция моей семьи».

2.Практический этап (2014-2015)


1.Планировние работы с учетом требований проекта.
2.Реализация проекта через уроки и внеурочную деятельность.
3.Выработка форм и методов нравственного воздействия на личность ученика через совершенствование работы с семьей.

Методы: проведение уроков, внеклассных мероприятий, сбор и систематизация авторских произведений детей, составление презентаций на заданную тему, участие в конкурсах и олимпиадах по предмету.

Результаты: авторские разработки уроков и внеклассных мероприятий, оформление Сборника «Наше творчество», выпуск электронного диска «Презентации к урокам татарского языка и литературы», оформление Словаря двуязычной семьи.

3.Заключительный этап (2015-2016)

1.Обобщение полученных результатов.
2.Публикация в СМИ статей по результатам проекта, а также творческих работ учащихся.
3.Выступление перед коллегами на ГМО с докладом: «Эффективные формы и методы духовно-нравственного воспитания и развития на уроках татарского языка и литературы и внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС».
4.Проведение районного семинара «Инновационные подходы к преподаванию татарского языка и литературы» с целью обмена опытом.

Выводы :

На втором этапе реализации проекта отмечены следующие результаты:

1. Повышение качества успеваемости за последние 2 года (См.приложение)
2. Результативность по предмету за последние 2 года.
2013год- Мухамадиева Лиана (8класс)- победитель муниципального конкурса “Лучший знаток родного языка”
2013год- победители муниципального конкурса школьных театров «Илkам чишм‰се» (11класс)
2013год- Мухамадиева Лиана (8класс)- призер муниципального этапа республиканской олимпиады школьников по татарскому языку и литературе
2013год- Хазиева Эльвина(9класс)- 2 место в НПК по теме «Габдулла Тукай- великий воспитатель», участник районной НПК
2014год- Сайфуллина Гульнур(4бкласс)-победитель в номинации «Ода родному языку» в районном конкурсе чтецов стихотворений поэтов- юбиляров 2014года.

Я пришла к выводу, что духовно-нравственное воспитание на уроках татарского языка и литературы является важным средством формирования у обучающихся доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.


Рекомендации:

Для детей:
Обязательное чтение произведений татарских классиков;
Посещение спектаклей Туймазинского татарского драмтеатра;
Участие на НПК по предмету.

Для родителей:

Организация семейного чтения книг;
Участие во внеклассных мероприятиях по предмету совместно с детьми;
Совместные выезды в музеи и татарские театры республики.































Приложение

Повышение качества успеваемости за последние 2 года


13 EMBED Диаграмма Microsoft Office Excel 1415