Разработка турнира знатоков русского языка для учащихся 6-7 классов


Булаевская средняя школа №4
Турнир знатоков русского языка
6-7 классы
Подготовила: учитель
русского языка и литературы
Даниярова А.Х
2015
Цель:
1) расширить кругозор учащихся по русскому языку, увеличить словарный запас;
2) воспитывать интерес к изучению русского языка, чувство коллективизма, дружеские взаимоотношения.
Здравствуйте, дорогие ребята и учителя нашей школы. Сегодня мы с вами собрались на праздник, посвященный русскому языку.
«Учите русский – годы к ряду.С душой, с усердием, с умом!Вас ждёт великая награда.И та награда  в нём самом» (С.Абдулла)
Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре -
Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!

Итак, мы начинаем турнир знатоков русского языка. Команды, на сцену!
Представляю вам жюри конкурса:
Хозина Г.Д., Кантаева М.Ж., Шаймерденова Ж.М.
Ведущий: команды должны представиться (название и девиз команды)
1. Знатоки: « И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями!»
2. Эрудиты: «Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней»
1конкурс. Подобрать антонимы1) рано – поздно
ночь - деньлёгкий - тяжёлый
низкий – высокий
2) прилетают - улетают
друг – враг
большой - маленькийбыстро - медленно
3) сильный - слабый
далеко - близкопервый - последний
широкий – узкий
4) теплый - прохладныйутро - вечер
много – мало
весёлый - грустный
Ведущий: Значение языка отмечают русские, казахские пословицы.
Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.
2 конкурс. Пословицы. Какая из команд расскажет больше пословиц о языках на русском и казахском языках
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Не ножа бойся, а языка.
Слово серебро, молчанье золото.
Хорошее слово, как весенний день.
3 конкурс «Найди лишнее слово»
В каждом ряду найти и подчеркнуть лишнее слово.
Красный, нежный, мирный, надёжный, синяя (ж.р)2. Мышь, луч (II скл), речь, печь, рожь 3. Посадил, вырастил ( приставка вы-), пошёл, положил, посмотрел4. Рисовать, читать, смотреть (IIскл.), сидеть, стелить5. Орёл, синица, заяц (животное), воробей
4 конкурс. «Интересные вопросы»
1.Чем кончается день и ночь?    (Ь на конце)
2. Чем кончается лето и начинается осень?    (Буквой О)
3. Что в человеке есть одно, а у вороны два, в лисе не встретиться оно, а в огороде три? (Буква О)
4. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы (аз-бу-ка) (ал-фа-вит)
5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
7. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
8. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс –ик)
9. Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы, мы, ты)
10. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я, мы)
11. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)
12. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я)
13. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
14. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)
5 конкурс. «Доскажи фразеологизм»
А) Дружнее этих двух ребят
На  свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольешь»)
 
Б) Мы исходили городок
Буквально (вдоль и поперек)
 
В) И так  устали мы в дороге,
Что еле  волочили (ноги).
Фальшивят, путают слова,
Поют (кто в лес, кто по дрова)
 
Г) Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу)
 
6 конкурс «Что значит фразеологизм?»
Ребята, вам необходимо раскрыть смысл фразеологизмов, подобрав синоним. Рукой подать (близко),
в час по чайной ложке (медленно),
морочить голову (дурачить, обманывать),
во весь дух (быстро),
прикусить язык (замолчать),
куры не клюют(осень много или много),
бить баклуши (бездельничать),
спустя рукава (плохо).
7 конкурс «Отгадай слово»
Это задание выполняет капитан. Ваша задача записать лишь конечное образовавшееся слово и отдать лист жюри.
1.  РАСПИСКА.  Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. Угадай слово, сложив все выделенные части слова вместе.
2.   ЗАВЯЗКА.   Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.
8 конкурс. «Эти хитрые приставки»  
Определите, какие из данных слов имеют приставки по-, приставку под- или подо- и какие вовсе не имеют приставки. Выделите приставки, если они есть.
Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить.
9 конкурс. “Красна речь пословицей”.
Нужно разобрать их по парам, чтобы получились пословицы.
Первая часть      Вторая часть
1) Новых друзей наживай,      а старых не теряй.
2) Ученый водит,        а неученый следом ходит.
3) Не отведав горького,            не узнаешь и сладкого.
4) Корень учения горек,            а плод сладок.
5) Человек от лени болеет,     а от труда здоровеет.
6) Грамоте учиться - всегда пригодится.
7) Не спеши языком,   торопись делом.
8) Кто хочет много знать,        тому надо мало спать.

10 конкурс. «Найди слово»
Ваша задача из данного слова образовать и записать за 2 минуты как можно больше слов
БЛАГОРОДСТВО
11 конкурс. Образовать от данных слов форму множественного числа: рука, яблоко, виноград, доктор, метро, море, клей, нога, мука, сон, шоколад, ружье 12 конкурс. Доскажи пословицу
семь раз отмерь- а речь короткая.
без грамоты хоть плачь - а корень свеж.
веревка хороша длинная – а один раз отрежь.
старый дуб – а с грамотой хоть вскачь.
бояться несчастья – в лес не ходить.
волков бояться- и счастья не видать.
13 конкурс. Отгадайте ребусы
14 конкурс. Домашнее задание (угадать, что обозначает мимика и жесты)
Предоставляется слово жюри
Подведение итогов. Награждение победителей.

3 конкурс «Найди лишнее слово»
В каждом ряду найти и подчеркнуть лишнее слово.
Красный, нежный, мирный, надёжный, синяя 2. Мышь, луч, речь, печь, рожь 3. Посадил, вырастил , пошёл, положил, посмотрел4. Рисовать, читать, смотреть , сидеть, стелить5. Орёл, синица, заяц , воробей
7 конкурс «Отгадай слово»
Это задание выполняет капитан. Ваша задача записать лишь конечное образовавшееся слово и отдать лист жюри.
1.  Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. Угадай слово, сложив все выделенные части слова вместе.
2.   Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.
3 конкурс «Найди лишнее слово»
В каждом ряду найти и подчеркнуть лишнее слово.
Красный, нежный, мирный, надёжный, синяя 2. Мышь, луч, речь, печь, рожь 3. Посадил, вырастил , пошёл, положил, посмотрел4. Рисовать, читать, смотреть , сидеть, стелить5. Орёл, синица, заяц , воробей
7 конкурс «Отгадай слово»
Это задание выполняет капитан. Ваша задача записать лишь конечное образовавшееся слово и отдать лист жюри.
1.  Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. Угадай слово, сложив все выделенные части слова вместе.
2.   Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.