Урок Басни И. А. Крылова (5 класс)



«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

(обобщение по басням И.А.Крылова)
«Его басни переживут века»
К.Батюшков Цели урока:
обучать проектной деятельности;
повторить знания о теоретико-литературных понятиях: "басня", "аллегория", "афоризм";
развивать и совершенствовать творческие способности, навыки и умения выразительного чтения, инсценирования;
формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;
уяснение общечеловеческой морали басен И.А. Крылова
Оборудование:
Презентация по басням Крылова;
портрет И.А. Крылова;
выставка книг о Крылове и детских рисунков по басням.
Ход урока:
Слово учителя.
Кто не слыхал его живого слова?Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим всё сильней.Со школьной парты с ними мы сживались,В те дни букварь постигшие едва,И в памяти навеки оставалисьКрылатые крыловские слова.(М.Исаковский)
О ком будем мы сегодня будем говорить?
Каким творениям И.А.Крылова мы посвятим урок? Конечно, басням. Сегодня мы займемся с вами проектной деятельностью: составим брошюру, посвященную жизни и творчеству великого баснописца.
Тема нашего урока: " Люблю, где случай есть, пороки пощипать!"

Эпиграфом к уроку возьмем слова русского поэта К.Батюшкова: «Его басни переживут века».
Мы будем работать в мастерских:
Мастерская «Биографы»
Мастерская «Литературоведы»
Мастерская «Художники»
Мастерская «Аналитики»
Ваши мастера:
Задания для групп (напечатать)
Биографы:
Биографы составляют рассказ о великом баснописце, используя материал учебника и доп. материал.
Литературоведы разгадывают кроссворд, подбирают примеры из басен.
Художники рисуют иллюстрации к басням.
Аналитики находят афоризмы (крылатые слова) в баснях.
Язык басен И. А. Крылова очень богат афоризмами (крылатыми словами). Они меткие, образные. Употребляя афоризмы в своей речи, мы делаем её более выразительной и эмоциональной.
Защита проектов групп.
Инсценирование басен группой учащихся.
У нас есть еще одна мастерская – АРТИСТЫ, которые подготовили инсценировку басен.
Выводы к уроку:
Чему служат басни? Указывают людям на их пороки, исправляют их.
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. 

Обращение к теме урока и к эпиграфу.
Рефлексия:
Чему научились на уроке?
Как в жизни нам помогают басни?
Какое у вас настроение после нашего урока?
Поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению.
Оценки за урок.
Урок окончен. Спасибо за работу.
Материал к уроку:
Для биографов: распечатать материал о жизни и тв-веДля худ: на а4- басни: Квартет, Ларчик, кукушка и петух, волк и ягненок, стрекоза и муравей, лебедь, щука и рак.
Литературоведы: кроссворд
1. Человек, пишущий басни (баснописец)
2. Вид литературного произведения (басня)
3. Иносказательное изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет (Аллегория)
4. Веселая и добродушная насмешка (юмор)
5. Известный русский баснописец XIX века (Крылов)
6. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления (олицетворение)
Аналитики:
“А ларчик просто открывался”
“А Васька слушает, да ест”
А вы друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь”
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник
Демьянова уха
Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку”
От радости в зобу дыханье спёрло”
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться”