Конспект внеурочного занятия Я — гражданин

Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
г. Моршанск Тамбовской области





РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
НА ТЕМУ «Я - ГРАЖДАНИН»
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «НАШИ ПРАВА»


ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования гражданственности, успешной социализации и интеграции в социум.


Форма проведения: Деловая игра
Необходимое оборудование: бейджи, цветная бумага, маркеры, магнитофон, свободные стулья, листы формата А4 с таблицами, цветные наклейки.




ПРОВЕДЕНИЕ: 12 декабря 2016 г.
Воспитатель – Мокшанова И.В.


ХОД ИГРЫ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Встреча участников, регистрация (бейджи, цветная бумага, маркеры)
Участники входят в подготовленное к игре учебное помещение, рассаживаются, звучит негромкая музыка.

Открытие

Воспитатель. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об основах правовых знаний.
Поднимите руку, кто в школе уже знакомился с таким или подобным правовым курсом.

Если говорить о целях гражданского образования, то наиболее узким подходом является следующий: снабдить учащихся знаниями об основных правах, политических и социальных структурах нашего общества, основополагающих законах этого общества. И это очень хорошо, когда молодые люди, вступая во взрослую жизнь, знают свои права и те законы, по которым живет наше общество. Но не менее важно и то, насколько социально зрелым окажется выпускник школы, насколько он будет готов воспринимать принципиально нестабильный, драматический, но в то же время хрупкий, требующий от человека воли и мужества, любви и заботы мир.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Знакомство. Разбивание льда

Каждый участник получает лист формата А-4
Если есть декларация прав, то должна быть и декларация обязанностей





Демократия это
Гражданин России обязан

Граждане должны знать, понимать и разбираться в том, что такое.





Граждане должны уметь
Граждане должны быть

Наиболее важные права человека






Наиболее важные права ребенка.
Я знаю свои права


Инструкция для участников: необходимо прочитать высказывания и закончить фразы.
В течение 10 мин. пообщаться как можно с большим числом участников встречи, найти среди них тех, кто думает также как вы, и записать его имя в соответствующий квадрат.
Инструкция для воспитателя: по окончании упражнения спросить у участников о количестве совпадения мнений по разным вопросам и подвести итог.

Дискуссия «Пустое кресло»

В жизни нам очень часто приходится делать выбор. Утром, когда мы одеваемся, мы думаем о том, что нам надеть. Когда вы пришли на игру и зарегистрировались, вам предложили взять бейдж, и вы выбрали определенный цвет, маркер, которым написано ваше имя, выбран вами стул, на который вы сели – тоже ваш выбор.
Одним из признаков демократии является право на осуществление определенного выбора. Попробуем реализовать это право в нашей аудитории.
В центре комнаты у нас стоят четыре стула, на которых закреплены высказывания.
Человек сам творит свою судьбу.
Жизнь человека зависит от случайного стечения обстоятельств.
Жизнь человека определяется тем, что на роду написано.
?

Воспитатель читает высказывания и предлагает участникам выбрать то, которое он считает правильным и занять место за этим стулом. Таким образом, формируются четыре маленьких группы. Если среди участников есть люди, несогласные ни с одним из высказываний, они могут собраться у стула №4 и сформулировать свою точку зрения.
Затем в течение 5 минут группы обсуждают аргументы в пользу своей позиции и выбирают выступающего. Воспитатель в это время готовит место для дискуссии и добавляет к стоящим четырем стульям еще один.
Выступающие от четырех групп садятся на стулья и начинают дискуссию, выдвигая аргументы, защищающие позицию группы.
Пятый стул остается свободным до тех пор, пока кто–то из участников группы не пожелает добавить что-либо к выступлению своего спикера. Тогда он садится на стул и высказывает свою точку зрения. Сесть на стул может любой участник дискуссии, но только один раз. В то время, когда он выступает, другие дискутирующие говорить не могут.
После того, когда выскажутся все сидящие на стульях, воспитатель предлагает участникам еще раз подумать и решить вопрос о неизменности своей позиции и затем подводит итоги дискуссии.

Дискуссия «Солнышко»
Каждый участник получает по 3-4 цветных листа небольшого формата (четвертая часть тетрадного листа) и маркер.
Воспитатель просит записать на каждом из этих листах случаи нарушения прав человека, прав ребенка, которые происходили либо с участниками дискуссии, либо с друзьями, близкими людьми, родственниками, или же случаи, свидетелями которых участникам дискуссии приходилось быть. На работу отводится 3-5 мин. Условие: один листок - один случай.
Когда все участники закончат работу, ведущий (воспитатель) предлагает всем сесть в круг и поочередно читать записи на листах, выкладывая их затем на стол (или на пол) таким образом, чтобы они образовали окружность. Из повторяющихся или близких по смыслу случаев выкладываем листочки в виде лучей. Таким образом, когда участники озвучат все случаи, получится фигура, напоминающая солнце.
Задача ведущего воспитателя заключается в том, чтобы обобщить все случаи. С разрешения участников он может предложить объединить их в группы (классифицировать) по различным признакам. Можно спросить: «Какие права чаще всего нарушаются?»
Плакат, подводящий итог
Ведущий предлагает участникам разделиться на группы по цвету бейджа (в группе должно быть не более 5 человек, количество групп 4 - 5).
Каждая группа получает лист формата А4, маркеры. В течение 15 – 20 минут группа должна нарисовать плакат на тему «Имею право.». По окончании работы группы представляют плакаты.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия. Оценка работы групп
Каждый участник получает по три цветных наклейки и приклеивает их на те плакаты, которые ему понравились, оценивая их следующим образом:
наклейка красного цвета - этот плакат я повесил бы в первую очередь;
наклейка зеленого цвета - этот плакат я повесил бы во вторую очередь;
наклейка желтого цвета - этот плакат я повесил бы в третью очередь.

Ведущий подводит итоги и благодарит всех за работу.

Рисунок 615