Программа профильной физкультурно-оздоровительной смены «РиФ» («Радость и Физкультура»)


филиал муниципального общеобразовательного учреждения
Ощепковская средняя общеобразовательная школа
Назаровская основная общеобразовательная школа
Абатского района Тюменской области
Утверждена
приказом директора
МАОУ Ощепковская СОШ
от «___»_________2015 №___
Директор школы
_______________С.А.ДесятовРассмотрена
на педагогическом совете
от «___»_______2015г.№____
Программа профильной физкультурно-оздоровительной смены «РиФ»
(«Радость и Физкультура»)
лагеря с дневным пребыванием детей


Содержание
Паспорт программы 3
Пояснительная записка 5
Анализ работы лагеря за прошлый год 5
Актуальность программы 7
Цель, задачи программы 8
Участники программы 9
Взаимосвязь с социумом 10
Нормативно-правовая база 10
Этапы реализации программы 12
Сроки действия программы 13
Содержание деятельности 13
Механизмы реализации программы 17
Содержание программы 18
Игровая легенда 27
План-сетка 32
Система контроля и диагностики 37
Условия реализации программы 38
Факторы риска и меры их профилактики 40
Ожидаемые результаты и критерии их оценки 41
Мониторинг воспитательного процесса 44
Список литературы и источники 45
Приложение 46
Паспорт программы
Полное название программы Профильная программа «РАДУГА» физкультурно - оздоровительная.
Цель Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, а также педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.
Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) Дети в возрасте от 6 до 16 лет.
4.Количество детей, участников программы I смена -15 детей.
5.Сроки реализации программы I смена –
6.Направления деятельности Физкультурно – оздоровительное
Трудовое
Досугово-творческое
Гражданско - патриотическое
7.Краткое содержание Среди вод хрустальных, вдалеке от глаз людских, лишь птичьим крылом овеянная, да огнем солнца опаленная сокрыта страна таинственная, имя ей – Радуга. Всякий человек, ступивший на землю этой страны, будет славен в веках, и оставит он во времени память о себе.
И по сей день объединяются люди в славные команды, дабы доказать в честной схватке, что достойны они ступить на землю страны этой и прославить в веках имя свое.
Состязаются между собой команды в вечной борьбе за право ступить на землю страны Радуги. Ибо только равный среди лучших способен выдержать тяготы борьбы, и лишь лучший среди равных достоин ступить на эту землю.
Игра развивается в течение 18 дней, т.е. во все периоды смены, каждый из которых имеет свои особенности.
8.Ожидаемые результаты 1. Безусловная безопасность всех мероприятий.
2. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
3. Развитие коммуникативных способностей и толерантности, расширение кругозора детей.
4. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной активности.
5. Личностный рост участников смены.
6. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.
9.Название организации Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Ощепковская средняя общеобразовательная школа
Назаровская основная школа
10.Почтовый адрес организации 627546, Тюменская область, Абатский район, с.Назарово, ул.Мира, 7.
11. Ф.И.О. руководителя организации Десятов Сергей Александрович
12. Телефон/ факс, электронный адрес, сайт Тел./факс (34556)32283
nas.schkola@mail.ru
адрес сайта: http:/оs.abatskobr.ru/
13. Автор программы Кознова Ольга Викторовна,
Меланич Наталья Павловна
Программа модифицирована учителем
Степочкиной Татьяной Валентиновной
14.Имеющийся опыт реализации программы Данная программа разработана в 2014 году, летом 2015г. будет апробирована и проанализирована.
15.Финансовое обеспечение программы Стоимость путевки I смена –
Калькуляция I смена – 100 руб.
Пояснительная записка.Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Каникулы в филиале МАОУ Ощепковская СОШ Назаровской ООШ традиционно рассматривают с двух позиций: с точки зрения детей и с точки зрения взрослых. С точки зрения детей, каникулы – это оптимальное время для отвлечения от обыденных, наскучивших занятий, развития творческого потенциала, включения в систему новых отношений, снятия накопившегося напряжения, восстановления сил, израсходованных в течение учебного года, новые возможности для личностного и социального роста. С точки зрения взрослых, каникулы – это продолжение процесса образования личности через активное взаимодействие ребенка или молодого человека с окружающей природной и социальной средой, значимое для растущего человека, расширение поля его социального взаимодействия, предоставление большей самостоятельности и конструктивное изменение видов осуществляемой деятельности.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. В условиях лагеря дневного пребывания продолжается реализация учебно-воспитательных программ школы: «Человек.Личность.Гражданин», «Семья», «Здоровье». Для этого школа имеет материально-технические средства (тренажеры, компьютеры, спортивный инвентарь, аудио и видео аппаратуру) для реализации поставленных целей и задач.
В 2014 г. разработана профильная физкультурно-оздоровительная программа «РиФ» («Радость и Физкультура»).
Анализ работы лагеря за прошлый год
 С 02 июня по 27 июня 2014 года на базе ФМАОУ Ощепковская СОШ Назаровская ООШ был организован лагерь с дневным пребыванием детей (1 смена) для детей в возрасте от 6 - до 16 лет в количестве 15 человек.
 Основной целью работы было:
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, а также педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей. 
 
 Достижение данных целей требовало решение следующих задач:
Создать систему физического оздоровления детей в условиях временного коллектива. (Вовлечь детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы; Выработать и укрепить гигиенические навыки; Расширить знания об охране здоровья).
2. Привить навыки здорового образа жизни, укрепления здоровья.
3. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и творческой деятельности.
5. Развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения
Для открытия лагеря с дневным пребыванием детей была подготовлена вся необходимая документация.
С родителями, желающими отправить своих детей в лагерь, проведена разъяснительная работа.
С педагогами и детьми проведён инструктаж по ОБЖ, ПДД и пожарной безопасности с записью в журнале по ТБ.
В тесном сотрудничестве пришкольный лагерь работал с учреждениями других ведомств: Абатский районный краеведческий музей. В целях здоровьесбережения в режим работы пришкольного лагеря были включены следующие мероприятия:
 - ежедневная утренняя зарядка,
 - спортивные игры на свежем воздухе,
 - сбалансированное двухразовое питание с включением в меню витаминосодержащих напитков.
Кроме того, в пришкольном лагере проводились различные развлекательные мероприятия, согласно плану-сетке 1 смены, что позволило создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка.
Результатом всей этой деятельности стало то, что дети проявили активность и творчество в проведении различных мероприятий, часто выступали инициаторами в их проведении, ведь каждому мероприятию сопутствовало награждение (призы, сувениры, грамоты, сладости) всех детей.
Наиболее запоминающимися для ребят стали такие мероприятия, как:
- «Здравствуй, лето!»,
- «Конкурс рисунков на асфальте»,
- «Фабрика звёзд»,
- «Мисс и мистер Лето»,
- «Сказки на новый лад».
Летним отдыхом, оздоровлением и занятостью в пришкольном лагере были охвачены дети, стоящие на различных видах учёта (8 человек).
Жизнь 1 смены пришкольного лагеря прошла отлично. Родители и дети остались довольны. Об этом говорят их устные отзывы.
В целом во время работы пришкольного лагеря царила отличная дисциплина, организованность. Сотрудники с любовью относились к воспитанникам. Взаимоотношение между ними хорошо влияло на поведение детей.
Никаких инцидентов, связанных с нарушением прав ребёнка не было выявлено.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных компаний. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных социальных и экономических условиях. Кроме того, правильная организации летнего отдыха детей способствует формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и оздоровления. ребёнка, что создаёт условия для социализации молодого человека с учётом реалий современной жизни.
Летний отдых детей должен быть насыщенным, полным событий и встреч. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг и игры должны побуждать подростков к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям.
Решение воспитательных и оздоровительных задач требует объединения усилия всех, кто непосредственно занимается организацией летнего отдыха детей. Это не происходит само по себе. Поэтому очень важно сегодня коллективно создать концепцию и программу в данном направлении и целенаправленно работать всем педагогам по её реализации.  
Важно, чтобы маленький человек почувствовал себя взрослым  в то же время остался ребёнком со своими радостями и интересами.                                    
 Ведь именно летом, когда самостоятельность и творчество ребёнка появляются в полной мере, необходим особый способ организации жизнедеятельности детей, с учётом их индивидуальных особенностей.

Актуальность программы
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях сельской местности;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе по организации летнего отдыха детей предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь.
Данная программа по своей направленности является профильной, т. е. включает в себя основное направление деятельности физкультурно-оздоровительное, кроме того, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в период летних каникул.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
Физкультурно – оздоровительное
Трудовое
Досугово-творческоеГражданско-патриотическое.
Цель и задачи программы
Цель: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, а также педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.
Задачи:
Создать систему физического оздоровления детей в условиях временного коллектива. (Вовлечь детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы; Выработать и укрепить гигиенические навыки; Расширить знания об охране здоровья).
2. Привить навыки здорового образа жизни, укрепления здоровья.
3. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и творческой деятельности.
5. Развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения
Участники программы
Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников): дети в возрасте от 6 до 18 лет, проживающие на территории Назаровского сельского поселения (с.Назарово, д.Черемшанка, д.Юрга, Абатского района Тюменской области), а также дети прибывающие на территорию для летнего отдыха, прошедшие медицинскую комиссию и оплатившие стоимость путевки. Количество детей – участников программы:
I смена -15 детей. В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря;
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
Руководители творческих мастерских
из числа педагогов
Комплексная программа «Академия творчества»
Администрация школы
Отдел образования Абатского района
Отдел по делам культуры, молодежи и спорта
МАУ МИДЦ Абатского района
Центр занятости
Краеведческий музей
Абатский РДК
АНО ЦСОН «Милосердие»
Взаимосвязь с социумом по реализации программы
Нормативно-правовая база
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
Постановление Правительства Тюменской области от 07.06.2010 № 160-П «Об утверждении положения об организации в Тюменской области детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием»
Распоряжение главы администрации Абатского муниципального района от 21.03.2014г. № 228
Приказ отдела образования администрации Абатского муниципального района от 28.04.2014г. № 106 «О проведении летней оздоровительной компании 2014 года»
Приказ отдела образования администрации Абатского муниципального района от 28.04.2014г. № 107 «О размере родительской платы на 1 ребенка на условиях софинансирования на организацию питания в лагерях с дневным пребыванием в общеобразовательных учреждениях Абатского муниципального района»
Этапы реализации программы
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия лагеря дневного пребывания начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и методического объединения классных руководителей по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Академия творчества»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «РиФ»;
формирование органов самоуправления,
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по лагеря с дневным пребыванием детей в будущем.
Экипажи завершают кругосветное путешествие на острове «Радости», на котором подводятся итоги смены, определяется экипаж-лидер, осуществляется заветная мечта экипажа.
Сроки действия программы

Программа реализуется за 18 дней.
I смена –
Содержание деятельности

Лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга» работает по следующим направлениям:
Спортивно - оздоровительная работа.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
Провести витаминизацию питания детей.
Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности.
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
спортивные игры;
эстафеты и соревнования;
спортивные праздники;
осмотр детей медицинским работником;
утренняя зарядка с использованием дыхательной гимнастики Стрельниковой;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий;
подвижные спортивные игры;
Организация активного досуга.
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
2. Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
Игра;
Конкурс;
Викторина;
Праздник;
Просмотр фильма;
Соревнование;
Эстафеты;
Трудовой десант;
Занятия в кружках.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
добровольное включение ребенка в досуговую деятельность;
альтернативное провождение времени;
свободное время;
совместное планирование досуговой деятельности.
Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
уровень целостного детского коллектива смены;
уровень отряда;
уровень организации досуга в группах по интересам;
уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
Организация кружковой деятельности.
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в периоде каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
презентация кружков на линейке в начале смены4ознакомление детей с режимом работы кружков;
самоопределение детей и запись их в кружки;
деятельность ребят в кружках;
текущее отражение результатов деятельности детей;
подведение итогов работы кружков в конце смены.
Организация трудовой деятельности.
Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Цель: подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.
Задачи:
Освоение социально – трудовых ролей.
Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.
Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
Формирование умений и навыков самообслуживания.
Работа по патриотическому воспитанию
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Формы:
экскурсия в школьный музей «Томичи в боях за Родину», по городу, в краеведческий музей
беседа «Символика Российской Федерации»
дискуссия на тему «Природа моего края»
конкурс рисунков «Чтобы не было войны!»
«Армейские забавы», конкурсно-развлекательная программа
Экологическая викторина, кругосветка
Механизмы реализации программы
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно – ролевую игру, как ведущий тип деятельности.
Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники. Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Сюжетно-ролевая игра «РАДУГА» - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых.
На протяжении всей смены дети активно вовлечены в самоуправление, которое осуществляется через совет капитанов, куда входят по одному представителю от каждой команды. Совет капитанов собирается каждый день. Все свои решения озвучивают на общем сборе. Совет капитанов
Общее собрание спортсменов
Команда культуры
Команда труда и социальной защиты детей
Команда редакторов и художников
Команда спорта

По окончании дня участники игры вносят свои предложения и пожелания, что дает возможность проанализировать деятельность лагеря, скорректировать дальнейшие действия. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи, который реализуется на отрядной «свечке» (Приложение 7).
Содержание программы
1. Красный цвет - Организация безопасного образа жизни
Внутренние ресурсы: учитель ОБЖ
Внешние ресурсы: ПЧ с.Ощепково, ГИБДД, УФСКН,
№ Коллективное творческое дело Форма проведения Цель коллективного дела участники Ожидаемый
результат
1. «Велосипед, не сделай бед!» Конкурс рисунков Реклама правил ПДД Лагерь,
ГИБДД Уменьшение детского травматизма
2. «Чтобы не было беды» Учебная тревога Формирование навыков эвакуация Лагерь
Уметь организовываться,
не паниковать
3. «Дорожный патруль» Спортивно – игровая программа Формирование потребности в соблюдении ПДД. Лагерь,
ГИБДД Безопасное движение
4. «Скажем наркотикам «Нет!» Познавательно – игровая программа Формирование потребности в ЗОЖ Лагерь,
МИДЦ Накопление опыта ЗОЖ, формирование у подростков мотивации ЗОЖ
5. «Мы – за будущее без наркотиков!» Конкурс плакатов Пропаганда ЗОЖ Лагерь, вожатые
Формирование у подростков мотивации ЗОЖ
6 «Здоровье – это модно!» Выступление агитбригад Пропаганда ЗОЖ Лагерь Осознание ценности жизнедеятельности  без вредных привычек
7 «Здоровы мы – здорова Россия!» Открытый антинаркотический марафон Профилактика употребления ПАВ, пропаганда ЗОЖ Лагерь Формирование у подростков мотивации ЗОЖ
8 «Жизненный мотив – это креатив» Акция, тренинг Профилактика правонарушений и социально опасных зависимостей Лагерь, МИДЦ Развитие волонтерского движения, формирование мотивации ЗОЖ
9 «Летний лагерь – территория здоровья» акция Профилактика правонарушений и социально опасных зависимостей Лагерь, МИДЦ формирование мотивации ЗОЖ
10 «Мы вместе» Конкурс фотоколлажейАктивизация творческого потенциала подростков Лагерь, вожатые Формирование творческих способностей
11 Отряд специального назначения экскурсия Профилактика правонарушений и социально опасных зависимостей Лагерь формирование мотивации ЗОЖ
12 «Курить и пить – здоровью вредить» Конкурс слогановПрофилактика правонарушений и социально опасных зависимостей Лагерь формирование мотивации ЗОЖ
2. Оранжевый цвет - Полноценное питание
Внутренние ресурсы: школьная столовая, мед. работник
Внешние ресурсы: Назаровский ФАП
№ Коллективное творческое дело Форма проведения Цель коллективного дела Участ-
никиОжидаемый
результат
1. «Витаминный ералаш» Игровая программа Активизация познавательной активности учащихся.
Развитие творческой деятельности детей. Лагерь, врач Расширение знаний о витаминах
2. «Формула
Правильного
Питания» беседа Дать научное обоснование рационального питания. Воспитатели, врач Культура питания
3. Жёлтый цвет - Спортивно – оздоровительное направление
Внутренние ресурсы: учитель физкультуры
Внешние ресурсы: ЦФОР
№ Коллективное творческое дело Форма проведения Цель коллективного дела участники Ожидаемый
результат
1. «Физкульт – Ура! Начинается с утра!»
Утренняя
зарядка Формирование навыка систематического занятия физ. упражнениями Лагерь, вожатые Применение ежедневно физ. упражнений
2. Товарищеская встреча Футбольный матч Пропаганда любимого вида спорта. Лагерь
Двигательная активность детей
3. «Спорт - залог здоровья» Малая Олимпиада Пропаганда ЗОЖ
Лагерь Желание играть в спортивные игры. Умение работать в команде.
4. «Здравствуй, лето!
Это мы!» Спортивно – игровая программа Уметь работать в команде Дети Желание играть в спортивные игры.
План проведения спортивных мероприятий в лагере с дневным пребыванием детей «Радуга»
при ФМАОУ Ощепковская СОШ Назаровская ООШ
№ Спортивное мероприятие Название мероприятия Место проведения Участники
1. Спортивно – игровая программа «Здравствуй, лето!
Это мы!» стадион Весь лагерь
2. Музыкальная утренняя зарядка «Чтобы день прошёл в порядке – начинаем мы с зарядки!» стадион
Весь лагерь
3. Спортивные игры по волейболу, баскетболу, пионерболу, футболу Спортзал, стадион
Лагерь
4. Познавательно – спортивная программа «Дорожный патруль» спортзал Весь лагерь
5. Спортивно – профилактическая
программа «Спорт против наркотиков!» спортзал Весь лагерь
6. Товарищеский матч
по футболу между отрядами «Мы за ЗОЖ» стадион 2 команды
4. Зелёный цвет - Экологическое направление
Внутренние ресурсы: экологический день
№ Коллективное творческое дело Форма проведения Цель коллективного дела участники Ожидаемый
результат
1. «Чистые берега реке Ишим!» Экологическая
акция Привести близлежащую территорию лагеря в порядок. Лагерь Содержание прилегающей территории в порядке
2. «Всемирный день окружающей среды» Праздничная программа Активизация творческого потенциала подростков Лагерь Воспитание экологической культуры
3. «Моя цветочная клумба» Социальный проект Благоустройство и озеленение пришкольной территории Лагерь, вожатые Озеленение, благоустройство территории школы
4. «Природа родного края» Экскурсия Обогащение знаниями и опытом общения с природой Лагерь, вожатые Воспитание любви и бережного отношение к природе
5. «Мода из отходов» Презентация моделей Умение дать вторую жизнь бросовому материалу. Лагерь, вожатые Проявление творчества
6 «Экологическая кругосветка» игра – путешествие Расширение кругозора Лагерь, вожатые Воспитание экологической культуры
5. Голубой цвет - Военно – патриотическое направление
Внутренние ресурсы: школьная программа «Человек. Личность. Гражданин»
Внешние ресурсы: Совет ветеранов
№ Коллективное творческое дело Форма проведения Цель коллективного дела участники Ожидаемый
результат
1. «В краю таежном, посреди Сибири, стоит наше село над рекою синей…» Кругосветка Изучение истории с.Назарово и Абатского района Лагерь, библиотека Воспитание любви к родному краю
2. Возложение венков в мемориальном парке митинг Почитание памяти воинов, погибших на фронтах войны лагерь Воспитание патриотизма
3. Акция «Всем отрядом в школьный парк» экскурсия Почитание памяти воинов Лагерь, школьный Воспитание патриотизма
4. «Завтра была война» Круглый стол Приобщение к общечеловеческим ценностям Воспитанники, ветераны ВОВ Воспитание патриотизма
5. Государственные символы России Викторина Лагерь, библиотека Воспитание патриотизма
6. Я люблю тебя, мой край родной! Выставка Расширение кругозора Лагерь, библиотека Воспитание патриотизма
6. Синий цвет - Медицинское обслуживание
Внутренние ресурсы: учитель биологии
Внешние ресурсы: Назаровский ФАП
№ Коллективное творческое дело Форма проведения Цель коллективного дела участники Ожидаемый
результат
1. Мое здоровье – в моих руках Минутки здоровья Профилактика
Лагерь Знания, навыки по теме
2. «Витаминная ярмарка» Праздничная
программа Расширение у детей знаний о ценности витаминов Лагерь Навыки рационального питания
3. «По тропинкам здоровья» Кругосветка Знакомство с полезными медицинскими советами и формирование навыка применения их в повседневной жизни. Лагерь Умение самостоятельно заботиться о здоровье
7. Фиолетовый цвет - Социально – психологическое направление
Внутренние ресурсы: классные руководители, воспитатели
Внешние ресурсы: МАУ КЦСОН «Милосердие»
№ Коллективное творческое дело Форма проведения Цель коллективного дела участники Ожидаемый
результат
1. «Я и коллектив» Игровые
занятия Осознание своих эмоций;
умение понимать эмоции других людей Весь
лагерь Умение регулировать
свое настроение.
2. «Жизненный мотив – это креатив» Игровые
тренинги Формирование ценностного отношения к своему здоровью Весь
лагерь Проявление заботы о своем здоровье
3. «Как поднять настроение?» экран Способствовать осознанию своего настроения.
Весь
лагерь Дети научатся анализировать своё настроение и самочувствие
Игровая легенда
Девиз лагеря: «Стань равным среди лучших, лучшим среди равных!»
В нашем лагере ребята не просто отдыхают и занимаются спортом. Смена – это увлекательная трехнедельная игра по захватывающему сценарию, в основе которого лежит "Легенда". Согласно Легенде, ребята объединяются не в обычные отряды, а в спортивные команды, чтобы в честной и справедливой борьбе выявить равного среди лучших, лучшего среди равных. Просто танцевать, петь, рисовать, соревноваться - безусловно, интересно. Но если это не просто состязание, а покорение Стихии Воздуха, состязание со Стихией Воды, не просто ориентирование в лесу, а поиск древнего клада, то весь окружающий мир превращается в сказку. В этом волшебном мире живут Огонь и Вода, мечты Леса и Рек, обитают сказочные птицы и звери и ждет своих победителей таинственная страна, на землю которой можно ступить, только пройдя множество непростых испытаний…

Детский лагерь «Радуга» – это небольшое государство, в котором есть свои правила, обычаи, праздники и, конечно же, своя валюта. По итогам дня каждый участник игры получает определенное количество очков. Заработанные за день баллы обмениваются на купюры, которые хранят казначеи «Радуги». Купюры открывают множество возможностей: с их помощью можно приобрести подсказки или дополнительные очки.
Положение
о денежной единице лагеря с дневным пребыванием «Радуга»
I. Общие положения.1. Денежной единицей страны «Радуга» является «Смайлик».
2. В обращение выпущены следующие номиналы денежной единицы: 1 1 смайлик, 3 смайлика, 5 смайликов.
3. Денежное вознаграждение в виде «Смайликов» может получить любой житель страны «Радуга» (см. Критерии получения денежного вознаграждения).
4. Запрещается использование «Смайликов» за территорией страны «Радуга» и их подделка.
II. Критерии получения денежного вознаграждения.
Денежное вознаграждение жителям страны «Радуга» начисляется по итогам каждого дня.
Назначение денежного вознаграждения за участие в лагерных мероприятиях:
Победитель любого лагерного мероприятия – 5 смайликов.
Призёр любого лагерного мероприятия – 3 смайлика.
Участник любого лагерного мероприятия – 1 смайлик.
Самостоятельная подготовка и проведение любого лагерного мероприятия – 8 смайликов.
Помощь в организации и проведении любого лагерного мероприятия – от 1 до 5 смайликов (в зависимости от степени участия).
Назначение денежного вознаграждения за трудовую деятельность:
Участие в любой трудовой деятельности – 1 смайлик.
За участие в трудовой деятельности существует система назначения премии согласно следующим критериям:
Дополнительный объём выполненной работы – 1 смайлик.
Отличное качество выполненной работы – 1 смайлик.
Инициатива, проявленная в трудовой деятельности – 3 смайлика.
Творчество и нестандартный подход к выполнению трудовой деятельности – от 1 до 3 смайликов.
Безвозмездная помощь товарищам в выполнении трудовой деятельности – от 1 до 3 смайликов.
В конце лагерной смены по итогам работы назначаются следующие дополнительные выплаты денежного вознаграждения за активное участие в жизни лагеря:
Член органов лагерного самоуправления: капитан команды, член судейской бригады, президент страны, бригадир трудовой бригады – 5 смайликов.
Активное участие в работе органов лагерного самоуправления, творчество, инициатива, самостоятельность, наставничество, проявленные в течение лагерной смены – 10 смайликов.Все действия спортсменов оцениваются по специальной системе. Каждый день баллы суммируются. К концу смены обязательно определится спортсмен-победитель, команда-победитель, заслужившая в честной борьбе право войти в город Радугу и оставить свое послание грядущему в капсуле времени.
Правила начисления баллов
1.За победу в соревновании
Пионербол, волейбол 10
Русская лапта 10
Спортивная эстафета 15
Веселые старты 15
Стрельба по мишени 20
2.Прочее
Пунктуальность, организованность 10
Креативность, умение мыслить 15
Поддержка и взаимопомощь в команде 15
Чистота в команде 20
Уважение к сопернику 10
Баллы снимаются заСквернословие и ненормативная лексика 20
Небрежное отношение к оборудованию 20
Оскорбление участников другой команды 20
Опоздание на занятия 10
Запрещенные вещи 25 (за каждого нарушителя)
Беспорядок в команде 20
III. Использование денежного вознаграждения в течение лагерной смены.
Все заработанные каждым жителем «Смайлики» автоматически регистрируются в его личной условной «Копилке».
По итогам работы лагеря все жители страны Радуга, в «Копилке» которых буде зарегистрировано 50 и более «Смайликов», награждаются почетной грамотой.
5
5
За территорией лагеря данная банкнота недействительна!
Подделка денежных знаков преследуется и жестоко наказывается!
FS № 0002

3
3
TS № 0001
За территорией лагеря данная банкнота недействительна!
Подделка денежных знаков преследуется и жестоко наказывается!

1
1
За территорией лагеря данная банкнота недействительна!
Подделка денежных знаков преследуется и жестоко наказывается!
OS № 0001


Легенда страны «Радуга»
Среди вод хрустальных, вдалеке от глаз людских, лишь птичьим крылом овеянная, да огнем солнца опаленная сокрыта страна таинственная, имя ей – Радуга. Всякий человек, ступивший на землю этой страны, будет славен в веках, и оставит он во времени память о себе.
Но сокрыта страна эта от глаз людских, дабы камни ее хранили память лишь о достойнейших, в праведном состязании доказавших ловкость тел да единство душ, гибкость ума да благородство к соперникам.
И по сей день объединяются люди в славные команды, дабы доказать в честной схватке, что достойны они ступить на землю страны этой и прославить в веках имя свое.
Состязаются между собой команды в вечной борьбе за право ступить на землю страны Радуги. Ибо только равный среди лучших способен выдержать тяготы борьбы, и лишь лучший среди равных достоин ступить на эту землю.
Много ли лет пройдет, то нам неведомо. Единожды побывавшему на Радуге не быть уже прежним. Манит спортсменов к себе страна мечтой сказочной, не уходит из памяти.
Примерный план-сетка реализации программы
«Радость и физкультура»
I смена
День Мероприятие Форма проведения Направление
День открытия лагеря
1. «Мое здоровье в моих руках»
2. «Здравствуй, лето! Это мы!»
3. «Мы вместе!» Минутка здоровья,
контроль антропометрии.
Спортивно-игровая программа.
Старт конкурса фотоколлажейПрофилактика
Спортивно-оздоровительное.
Досугово-творческое.
День вежливости
1. «Чтобы не было беды»
2.«Я и коллектив»
3. «Жизненный мотив-это креатив4. «Что я жду от лагеря?» Учебная эвакуация
Игровые занятия.
Игровые тренинги
Анкетирование
Учебная тревога
Социализация
День чистюль
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2. «Чистые берега реке Ишим!»
3. «Моя цветочная клумба» Музыкальная утренняя зарядка
Экологическая акция
Социальный проект Спортивно-оздоровительное
Экологическое
Экологическое
День экологии
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2. «Всемирный день окружающей среды»
3. «Экологическая кругосветка».
4. Мода из отходов» Музыкальная утренняя зарядка
Праздничная программа.
Игра-путешествие.
Презентация моделей Спортивно-оздоровительное
Экологическое
Экологическое
Досугово-творческоеДень сказки
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2. «Витаминный ералаш»
3. «Сказка – ложь, да в ней намек…» Музыкальная утренняя зарядка
Игровая программа
Инсценировка сказок Спортивно-оздоровительное
Оздоровительное, ЗОЖ
Познавательное
День наоборот
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2. «Путаница» Музыкальная утренняя зарядка
Игра Спортивно-оздоровительное
Досугово-творческоеДень цветов
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2. «Природа родного края»
3. «Бал цветов» Музыкальная утренняя зарядка
Экскурсия
Фотоконкурс Спортивно-оздоровительное
Экологическое
Экологическое
День России
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2.«Государственные символы России»
3. «В краю таежном, посреди Сибири стоит наше село над рекою синей…»
4. «Я люблю тебя, мой край родной!» Музыкальная утренняя зарядка.
Викторина
Кругосветка. Изучение истории с.Назарово и Абатского района.
Выставка в библиотеке Спортивно-оздоровительное
Патриотическое
Патриотическое
Патриотическое
День лагеря
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2. Товарищеская встреча по пионерболу.
3. «Летний лагерь – территория здоровья»
4. «Здоровы мы-здорова Россия!» Музыкальная утренняя зарядка
Соревнование
Акция
Антинаркотический марафон Спортивно-оздоровительное
Сопртивно-оздоровительноеПрофилактика правонарушений.
Профилактика
День знаний
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2. Музыкальная утренняя зарядка
Областной конкурс Спортивно-оздоровительное
Познавательное
День рекордов
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2. «Самый, самый, самый»
3. «Книга рекордов лагеря» Музыкальная утренняя зарядка
Конкурс
Презентация Спортивно-оздоровительное
Досугово-творческоеДосугово-творческоеДень спорта
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2. «Мы за ЗОЖ»
3. «Спорт – залог здоровья» Музыкальная утренняя зарядка
Товарищеский матч по футболу.
Малая олимпиада. Спортивно-оздоровительное
Пропаганда ЗОЖ
Пропаганда ЗОЖ
День ПДД
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2. «Дорожный патруль»
3. «Велосипед, не сделай бед»
4. Акция «Всем отрядом в школьный парк» Музыкальная утренняя зарядка
Спортивно-игровая программа
Конкурс рисунков
экскурсия Спортивно-оздоровительное
Безопасность
Безопасность
Патриотическое
День памяти
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2. «Завтра была война»
3. Возложение венков в мемориальном парке Музыкальная утренняя зарядка
Круглый стол
Митинг Спортивно-оздоровительное
Патриотическое
Патриотическое
День литературы
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2. «Моя любимая книга»
3. «Говорящая книга» Музыкальная утренняя зарядка
Литературно-тематическое чтение
Литературный проект Спортивно-оздоровительное
Культурно-досуговоеПознавательное
День профилактики
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2. «Берегите лес от пожаров!»
3. «Здоровье – эти модно!» Музыкальная утренняя зарядка
Конкурс плакатов
Выступление агитбригады Спортивно-оздоровительное
Экологическое
Пропаганда ЗОЖ
День здоровья
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2. «По тропинкам здоровья»
3. «Мое здоровье в моих руках» Музыкальная утренняя зарядка
Кругосветка
Контроль антропометрии Спортивно-оздоровительное
Формирование ЗОЖ
Оздоровительное
День закрытия лагерной смены
1. «Чтобы день прошел в порядке начинаем мы с зарядки!»
2. «Мы вместе!»
3.«Моя цветочная клумба»
4.«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
5. «Мы встретимся снова!» Музыкальная утренняя зарядка
Итоги конкурса фотоколлажей.
Презентация социальных проектов.
Концерт
Анкетирование
Спортивно-оздоровительное
Досугово-творческое.
Экологическое.
Досугово-творческоеРефлексия
Система контроля и диагностики по реализации программы
Диагностика
Вводная диагностика Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в коллективе:
- анкетирование, беседы;
- планерки педагогов.
Пошаговая диагностика Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы
Итоговая диагностика Анкетирование
Беседы
ЦветописьМониторинговые исследования
№ Мероприятие Ответственный
1 Совещание с педагогическим коллективом «Мониторинг в лагере» Начальник лагеря
2 Входное анкетирование Воспитатель,вожатый3 Рефлексия мероприятий. Воспитатель,вожатый4 Мониторинговое исследование «Выбор» Воспитатель,вожатый5 Мониторинговое исследование «Игра в слова» Воспитатель,вожатый6 Итоговое анкетирование Воспитатель,вожатыйВ течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.
Условия реализации программы
Научно-методическое обеспечение программы
Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и социальная, и оздоровительная – поскольку они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.Макаренко).
Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский)
Мотивационное обеспечение программы
Для эффективной работы в лагере активно используются:
Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
Организаторские дела (метод взаимодействия)
Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)
Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
Социально-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной социально-педагогической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты социально – педагогического сопровождения:
Диагностический;
Консультационный;
Прогностический
Практический.
Материально-техническое обеспечение программы
Финансирование из федерального бюджета, средств родителей;
спортивный зал;
школьная библиотека;
столовая;
спортивная площадка;
кабинеты;
ТСО;
художественные средства, игры настольные и др.;
аудиотека, фонограммы
канцелярские принадлежности
компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.
Кадровое обеспечение программы
В реализации программы лагеря принимают участие:
Начальник лагеря: 1 человек;
Вожатый: 1 человек;
Воспитатели: 1 человек;
Водитель автобуса: 1 человек;
Работники кухни: 2 человека;
Технический персонал: 1 человек.
Сопровождающий: 1 человек.
Факторы риска и меры их профилактики
Период Факторы риска Формы работы
Адаптационный Неблагоприятные погодные условия Отрядная и индивидуальная работа
Основной Отсутствие самодисциплины
Проблемы межличностных отношений детей в отряде Дополнительная работа педагогов, индивидуальный подход.
Проведение отрядных мероприятий на сплочение временного коллектива.
Заключительный Взаимоотношения между детьми разного возраста Дополнительная работа педагогов, индивидуальный подход.
Ожидаемые результаты и критерии их оценки
1. Безусловная безопасность всех мероприятий.
2. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
3. Развитие коммуникативных способностей и толерантности, расширение кругозора детей.
4. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной активности.
5. Личностный рост участников смены.
6. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.
Критерии оценки
- Медицинский осмотр (эффект оздоровления не ниже 95%);
- Утренняя зарядка (ежедневно);
- Витаминизация и контроль за организацией правильного питания (ежедневно);
- Спортивные игры на стадионе, в спортивном зале (ежедневно);
- Подвижные игры на свежем воздухе (принятие солнечных и воздушных ванн);
- Эстафеты, соревнования, турниры («Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие» и т.п.);- Игровые программы («Здоровье не купишь» и т.п.);
- Минутки здоровья (профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни);
- Тематический день (День здоровья).
Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:
Лидерские способности.
Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.
Умение общения с взрослыми и сверстниками.
Высказывание и отстаивание своей точки зрения.
Видение ошибок и умение находить пути их исправления;
Уважение мнения других.
В ходе реализации профильной физкультурно-оздоровительной программы «РиФ» («Радость и Физкультура») у воспитанников лагеря осуществляется развитие навыков организации и руководства проектной и исследовательской деятельностью через проекты «Здоровячки» (программа профилактики злоупотребления ПАВ), «Спортивный час» (программа формирования здорового образа жизни), «Юный пешеход» (программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма), направления социально-значимой деятельности: «Тимуровцы» (оказание помощи одиноким и престарелым людям), «Флористы» (закладка и наблюдение за ходом опыта на пришкольном участке), «Волонтеры» (разработка и проведение спортивных игр и эстафет), «Журналисты» (проведение социологических опросов детей и родителей о качестве работы лагеря, сбор и обнародование информации о мероприятиях в лагере), участие в областной акции, реализация проекта «Агропоколение». Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка.
Что ожидают дети?
Самовыражение
Приключения
Дружба
Новые знакомства
Яркий отдых
Открытие нового

Радость, эмоциональное удовлетворение
Высокую активность ребят
Проявление лидерских качеств
Взрослые ожидают
Воспитание чувства ответственности
Сохранение и укрепление здоровья
Осознания малой и большой Родины
Расширение кругозора и проявление творческих способностей

Мониторинг воспитательного процесса
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста в лагере введена валюта - «Смайлики». Денежное вознаграждение начисляется за участие в лагерных мероприятиях, за участие в трудовой деятельности, за помощь в организации и проведении любого лагерного мероприятия, за победу в соревновании. Все действия спортсменов оцениваются по специальной системе. Каждый день баллы суммируются.
В конце лагерной смены по итогам работы назначаются дополнительные выплаты денежного вознаграждения за активное участие в жизни лагеря, членам органов лагерного самоуправления, активным участникам в работе органов лагерного самоуправления.
К концу смены определяется спортсмен-победитель, команда-победитель.
По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.
Список литературы и источники
Конституция РФ.
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция о правах ребенка/ Советская педагогика, 1991, №16.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998.
Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
КаленицТ.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 1992.
Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.
Приложение 1
Анкета на входе
Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится:
а) петь,
б)танцевать,
в)рисовать,
г)смотреть телевизор,
д)играть,
е)заниматься спортом
ж) что-то ещё?
Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере?
Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
Анкета на выходе
Чему ты научился в лагере:
а)выучил песню,
б)научился танцевать,
в)играть в шашки,
г)шахматы
д) чему-то другому, назови?
Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
Ты пойдёшь на следующий год в лагерь?
Если не пойдёшь, то почему?
Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
Понравилось ли тебе, как кормили и готовили в лагере?
Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
Кто твой друг среди ребят?
Среди взрослых?
Что особенно понравилось в лагере:
а)спортивные мероприятия,
б)туристическая эстафета,
в)праздники,
г)экскурсии,
д)походы.
Приложение 2
Утверждаю
Директор
МАОУ Ощепковская СОШ
________________С.А.Десятов«_____»______________2015
Режим дня
лагеря с дневным пребыванием детей

время Пребывание детей
9.00-9.15 Зарядка
9.15-9.30 Утренняя линейка; подъем флага
9.30-10.00 Завтрак
10.00-10.40
10.40-11.20
11.20-12.00 Работа по плану отряда
ОПТ
Кружки
12.00-13.00 Оздоровительные процедуры:
спортивные и подвижные игры
13.00-14.00 Обед
14.00-14.30 Свободное время: общее мероприятие
14.30-16.00 Сон; спокойные игры, чтение художественной литературы, просмотр фильмов.
16.00-16.15 Линейка; итоги дня; спуск флага
16.30 Полдник; уход домой.
Приложение 5
Анкета по выявлению степени удовлетворенности
родителей организацией лагеря.
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью выявления степени удовлетворенности Вами организацией отдыха и оздоровления ваших детей
Удовлетворены ли Вы? ДА Частично НЕТ Затрудняюсь
организацией отдыха вашего ребенка организацией оздоровления вашего ребёнка организацией питания в лагере учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка в лагере возможностью проявиться способностям и умениям вашего ребенка организацией досуговой занятости, перечнем мероприятий участием ребенка в мероприятиях организацией работы кружков и секций взаимодействием всех организаций на территории микрорайона/села по организации отдыха и оздоровления детей оснащенностью настольными играми Ваши пожелания:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 6
Судейский журнал
Дата/
отряд Посещаемость Здоровье Чистота Участие в лагерных делах Участие в отрядных делах Дежурство по столовой Социально-значимая деятельность Наполнение школьного сайта информацией Итого за день
Баллы
«Олимпийцы» «Рекордсмены» Приложение 7
Анализ дня
Анализ дня – одна из воспитательных форм работы в детском оздоровительном лагере. Анализ дня подразумевает под собой анализ групповой и индивидуальной деятельности в кругу коллектива. Настрой. Подразумевает настрой коллектива на серьезную аналитическую работу. В качестве настроя может быть использована песня (как правило, выбирается лирическая песня), хорошо продуманная речь (должна содержать предварительный итог дня, что бы руководитель хотел услышать на анализе) или анализ может начинаться с тренинговых упражнений (выбирается в зависимости от готовности коллектива к работе).
Высказывание участников коллектива. Перед этим напоминаются основные правила общения в кругу: высказываются все поочередно; когда говорит один - все остальные просто внимательно слушают; ценным является мнение каждого участника анализа.
Выделяют два типа анализа: эмоциональный и конструктивный. Целью эмоционального анализа является закрепление положительных эмоций. Конструктивный анализ. Его целью является обсуждение деятельности, которую провела группа, выявление плюсов и минусов в работе. Сначала перечисляются все дела, которые запомнились. Затем начинается разбор дел. Ребята отвечают на вопросы: почему дело прошло так, а не иначе? Что они сделали для этого? что надо изменить на будущее? и кому бы хотелось сказать спасибо? Анализ заканчивается выводами, которые делает руководитель на основании тех высказываний и мыслей, сделанных участниками группы, и прощанием.
Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.
Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения, качества подготовки к делу, качества организации; причины того, что не получилось; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.
Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а был его равноправным участником. Тем не менее, он опосредованно управляет разговором через вопросы для анализа.
Вопросы к обсуждению:
Что мне удалось сегодня и почему?
Что нового и полезного я сегодня открыл для себя?
Как можно использовать достигнутое?
Что мне не удалось и почему?
Что отняло у меня слишком много времени?
Что я сделаю завтра для более рациональной деятельности?
и другие.
Обязательно нужно подвести итоги. Если на первых порах анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.
Чтобы анализ прожитых дней не был однообразным, можно применять различные варианты его проведения:
Метод анализа «Пять пальцев». Этот способ подведения итогов занимает 5 минут. Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее.
Мизинец (М) - «мысль»: какие знания и опыт я сегодня приобрел.
Безымянный (Б) - «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения
Средний (С) - «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело
Указательный (У) - «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их.
Большой (Б) - «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья.
Этот анализ можно сделать в форме личных дневников.
Метод оценки. Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.
«Я хочу сказать». Я хочу сказать» (в форме пресс-конференции). Каждому ребенку выдается листок бумаги, на котором он пишет первую фразу: «Я хочу сказать, что...». После того, как он написал первую фразу, он пишет все, что хочет сказать отряду о дне, об отряде и Т.д. Затем, не подписывая листок, сворачивает и опускает в коробку. После того, как все справятся с заданием, вожатый открывает коробку и поочередно зачитывает записки ребят. При этом, отвечая на поставленные вопросы, комментирует. К комментарию подключаются и ребята.
«Если бы я был…». Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы…
исправил…
сделал…
добавил…
«Цвета». Ребятам предлагается ответить на вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему?», после чего ответы коллективно обсуждаются.
Метод коллективного рассказа. Каждый ребенок по очереди произносит предложения на тему «На что похож сегодняшний день?».
Метод фотосъемки. Педагог задает ситуацию: ребята, представьте, что сегодня. Весь день снимал фотограф. Все что мы делали сегодня., он засняли на фотопленку. Но, увы, из-за неумелости фотографа, пленка засветилась. Давайте сейчас попробуем с вами восстановить каждый кадр этой пленки.
самые яркие, эмоциональные, веселые кадры;
и кадры, которые получились «не очень».
Выставка картин. Каждому ребенку предлагается нарисовать картину сегодняшнего дня (для этого заранее приготовить краски, фломастеры, альбомные листы). Каждый ребенок представляет свою картину - как она называется, что на ней изображено, и Т.д. Все работы вывешиваются на стенд.
Педагог сам или совместно с детьми ранее пишет вопросы, которые волнуют ребят или которые необходимо затронуть на вечернем сборе отряда. Затем листочки пускаются по кругу. Каждый пишет свое мнение. Итогом является озвучивание вопросов и ответов на поставленные вопросы (своего рода рассказов).
Рассказ-эстафета (с передачей предмета). К кому попадает предмет, тот и высказывается по дню. Что для меня сегодняшний день? Работает правило свободного микрофона, Т.е. кто хочет сказать, тот передает и говорит. Если ребенку нечего сказать, он передает предмет дальше по кругу. В завершении вожатый предлагает кому-то из ребят подытожить все услышанное. Если нет желающих, педагог подводит итоги сам.
«Ниточка». Перед началом огонька вожатый предлагает ребятам взять кусочек нитки. Разноцветные нитки – длиной от 10 до 30 сантиметров лежат рядом с вожатым. Во время обсуждения дня по схеме: Что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше? Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, наматывая ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраиваться на развернутую сцену дня или на короткую реплику.
«Строим дом». Каждый представляет лист («кирпичик»), на котором рисует, как он себя видит в сегодняшнем дне и комментирует свой рисунок. Из этих «кирпичиков» потом строится дом, а на крыше пишется анализ дня.
«Я». Перед ребятами лежит много картинок, на которых нарисована сложенная из различных предметов буква «Я». Каждый ребенок выбирает ту букву, которая, на его взгляд, больше похожа на него, а потом объясняет почему.
«Позитрон». Игроки садятся или встают в круг. Один игрок перебрасывает другому мяч – “положительный заряд”. Игрок, поймавший мяч, должен указать что-нибудь хорошее и перебросить мяч следующему участнику. Вариант = вожатый предлагает группе тему для высказываний. Начните с чего-нибудь нейтрального – погоды, событий в лагере. Затем перейдите к более глубоким и личным темам, касающихся отдельных участников или группы в целом. Эту игру можно использовать в течение всего дня, когда есть необходимость поделиться впечатлениями.