Опыт работы по теме: Ключевые аспекты в организации работы с детьми с высоким уровнем развития и слабоуспевающими

МОУ лицей «Экос»












«Ключевые моменты в организации учебного процесса с детьми с
высоким уровнем развития, со   слабоуспевающими  детьми»











Подготовила: Каграманян Е.В.,
учитель начальных классов.















Новоалександровск,2017

Характеристика класса
На начало года: 17 человек, 8- мальчиков, 9- девочек. На конец 1 полугодия : 18 человек, из них мальчиков-9, девочек-9.
Две семьи многодетные- Дидык А., Главатских С. Прибыл Ильминский Дмитрий, приказ №121 от 21.11.2016 г,г.Изобильный.
Коллектив 4 «б» класса существует с 1 сентября 2013 года. Основной состав не меняется. Во 2 классе прибыли Главатских Софья и Марьин Кирилл, в 4 классе прибыл Ильминский Дмитрий.
В классе обучается со 2 класса один ребёнок на индивидуальном обучении: Шелухин Виктор.
Успеваемость на 2 полугодие 2016-2017 учебного года:
На «Отлично»- 7 человек
На «Хорошо»-8 человек
На «удовлетворительно»- 3 человека


Начало формы
Все дети учатся в меру своих возможностей. Общий интеллектуальный
уровень (умственный, духовный) учащихся – выше среднего. Общий уровень
знаний средний. Есть ученики, которые не стабильны в обучении : 1 четверть «4» и «5», 2 четверть «5»( Стороженко Александр, Табунщиков Кирилл, Харебина Анастасия)
По успеваемости класс находится на среднем уровне. В классе 5-7 отличников. Есть ученики с высоким познавательным потенциалом и высоким уровнем самообразовательной активности –Рыбников Виктор, Рыжкова Маргарита, Рыбникова Софья, Панченко Вера, Такмакова Виктория, Табунщиков Кирилл, Ильминский Дмитрий.
На уроках ребята проявляют интерес к учебной деятельности, практически
всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные
вопросы. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать
самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в
умственной деятельности.
Класс владеет навыками самостоятельного труда. Некоторым обучающимся
свойственен замедленный темп деятельности –Дидык Андрей, Черкашина Виктория. Не всегда успевают за темпом класса Ходченков Дмитрий. Не показывают осознанности и систематичности знаний – Главатских Софья, не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости мышления: Главатских Софья, Ходченков Дмитрий, Черкашина Виктория. Этим обучающимся требуется дополнительное
стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых, в результате
чего они могут достигать некоторых результатов.
Вызывает озабоченность подготовка к урокам у Главатских Софьи, Ходченкова Дмитрия, Черкашиной Виктории .Они на замечания реагируют, воспринимают информацию, положение меняется при консультации с родителями.
Обучающиеся посещают консультации и дополнительные занятия. Кружок «Знайка».
У большинства в классе сформирована учебная мотивация. Класс принимает
активное участие во внеклассных и школьных мероприятиях. По мере своих
сил каждый ученик старается принять участие в делах класса и внешкольных
мероприятиях.
Классный руководитель: Каграманян Е.В




Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми.
Цель: -  выполнение Закона об образовании
- принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Как можно помочь слабоуспевающему ученику:  Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
     Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик. Как повысить работоспособность:
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Проводить физминутки.
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
Перфокарты.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
 “карточки-информаторы”,
“карточки-с образцами решения”, Учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка: - восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный) - внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное) - память (вербальная, невербальная)
Стремиться понять и принять каждого ребёнка
Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
Проявлять  разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость,   веру в возможности ученика
Уметь встать на позиции ученика
НЕТ насмешливому тону!
Уметь вести непринуждённый диалог
Стремиться к внешней занимательности
Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
Учить работать со словарями и другим справочным материалом
В обучении применять опережающее обучение, различные формы групповой работы. взаимоопрос, самоконтроль, конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
Применять частую смену видов деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
Стремиться к алгоритмизации деятельности
Это были алгоритмические выдержки. Пути действия намечены. А теперь чуть подробнее и конкретнее. В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами: 1.                  Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. 2.                  Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. 3.                  Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. 4.            Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома. 5.                  Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. 6.                  Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится. 7.                  Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. 8.                  Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.           Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться? Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
При закреплении.
При проверке домашнего задания.
При самостоятельной работе.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: ·        специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; ·        карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, ·        карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; ·        карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; ·        карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий. Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
Индивидуальные дифференцированные задания.
Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек. .
 Необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
слабому – выполнить посильный объем работы.
           Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве.  Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Награды” команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися Е.В.Каграманян использует новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организую индивидуально-групповую работу, применяю дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору, работу с «Портфолио»
На уроках и  дополнительных занятиях применяю «Карточки помощи-тренировочные упражнения», памятки для учащихся «Все правила русского языка ФГОС», использовать игровые задания – тренажёр «Считаем быстро и правильно ФГОС», которые  дают возможность работать на уровне подсознания.

В работе создаются специальные ситуации успеха. 

При опросе  слабоуспевающим  школьникам даю примерный план ответа, разрешаю пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями  и  пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. Используются:
Перфокарты



Разноуровневые карточки
Тесты
Периодически проверяю усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание  слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных  и  сложных разделах изучаемой темы, часто обращаюсь с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирую вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даю задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаю положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаю типичные затруднения в  работе   и  указываю способы их устранения, оказываю помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников подбираю задания по осознанию и исправлению ошибок: провожу подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаю (при необходимости) карточки-консультации, даю задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки, дифференцированные задания сильным и слабым ученикам. Индивидуальные консультации с родителями.
Результаты: Главатских Софья 3 четверть закончила с четырьмя «3», было шесть «3»

Ключевые моменты в организации учебного процесса с детьми с высоким уровнем развития.
Высокий темп выполнения заданий на уроках, дополнительные карточки, задания повышенной сложности.
Игровой-тренажёр «Считаем быстро и правильно»
Консультант-помощник учителя
Работа кружка «Знайка»
Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах школьных, муниципальных, краевых
Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах
Работа с портфолио
Настольные развивающие игры, головоломки на перемене
Результаты: победы учеников и учителя в конкурсах, олимпиадах, участие в проектах.

Рисунок 4Рисунок 3Рисунок 2Рисунок 6C:\Users\Школа\Desktop\Работа со слабоуспевающими 2016-2017 уч год\20161209_133814.jpgРисунок 7C:\Users\Школа\Desktop\Работа со слабоуспевающими 2016-2017 уч год\20161209_133826.jpg©ђ Заголовок 115