«Что такое погода. Народные приметы погоды».


Муниципальное образование Гулькевичский район, пос. Кубань
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 пос. Кубань муниципального образования Гулькевичский район
Гулькевичский район, пос. Кубань ул. Школьная,2
Урок окружающего мира по теме:
«Что такое погода. Народные приметы погоды».
З класс
Система Л. В. Занкова2014 год
Предмет: окружающий мир Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. «Развивающая система Занкова»
Класс: 3
Учитель: Кадигробова Ольга Алексеевна
Тема урока: «Что такое погода. Народные приметы погоды»
Задачи урока:
1. Дать элементарное понятие о погоде, выяснить от чего зависит погода, почему погода непостоянна; дать представление о том, как вести элементарные наблюдения за погодой.
2. Создать условия для развития УУД :Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: - организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
Ожидаемые результаты:
Предметные
знать что такое погода;
знать, из чего складывается погода;
знать, как предсказывают погоду;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
обогащение словарного запаса
Метапредметные:
уметь получать информацию из практической деятельности.
быть толерантным к мнению одноклассников.
уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа
Оборудование: презентация «Что такое погода»; видеоклип «У природы нет плохой погоды», ПК, проектор,Mimio Studio, система голосования, экран; кроссворд
Ход урока
Организационный момент.
- Отгадайте загадки.
Он давно по окнам лупит,
Видно капли из-за штор.
Если мама зонтик купит –
Я смогу пойти во двор. (Дождь)
 
Он с утра уже метет,
Бьется в окна спаленки.
Ваня погулять идет –
Надевает валенки. (Снег)
 
Он спустился утром рано,
Белый-белый и густой.
Воздух вымазал сметаной.
Отгадай, кто он такой. (Туман)
 
Страшно выйти на крылечко –
Он сегодня просто лют.
Льдом сковал и нашу речку,
И большой соседний пруд.
А теперь задам вопрос –
Кто зимой нам щиплет нос? (Мороз)
 
Летний гость все раскалил,
Стал асфальт, как печка.
"Ох, скорей бы дождь полил!" –
Просит наша речка.
"Сохнуть я уже устала,
Из-за гостя мельче стала!" (Зной)
-О чём мы сегодня будем с вами говорить?
- Правильно о погоде. Послушайте песню «У природы нет плохой погоды» (Приложение1)
 – Что можете сказать о погоде осенью? (Меняется, с утра – солнце, днем – облачность, вечером – осадки.)
– Дежурные «синоптики», сообщите прогноз погоды на сегодня.
Октябрьский гром – зима бесснежная.
Перелетные птицы летят высоко – будет много снега.
Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
Отлет журавлей сигналит, что кончилось лето, наступила осень.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Сентябрь – новосел осени, желтый месяц, златоцвет.
Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.
II. Мотивация учебной деятельности.
В календаре погоды вы ежедневно отмечали, как в нашей местности изменяется температура воздуха, облачность, осадки, направление ветра. Давайте откроем календари наблюдений и ответим, какие изменения происходили.
Глухим и слепым выглядит современный человек (особенно горожанин), оставшись наедине с природой. Не видит, не слышит, как объясняется с ним природа на языке звуков, движений, красок.
Наша задача – научиться понимать язык природы, познакомиться с многообразием народных примет.
III. Повторение изученного.
«М е т е о р о л о г и ч е с к и й к р о с с в о р д» (атмосферные явления) – работа в группах.
П о г о р и з о н т а л и:
2. Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки.
3. Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути –
В них ни въехать ни войти!
5. У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил. 7. Когда он отдыхает,
На время все стихает,
И листья не колышутся,
И шороха не слышится.
П о в е р т и к а л и:
1. Воздушные вихри, возникающие в том случае, когда быстро поднимающаяся масса теплого воздуха закручивается сильным ветром.
4. Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла,
И сады, и огороды
Всей округе полила.
5. Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела –
Стала улица бела.
6. Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
– Посмотрите сценку «Ветер, солнце и мороз» по мотивам украинской народной сказки.
Автор. Встретились прохожему трое. Он поздоровался и пошел дальше. Каждый из троих доказывал, что путник приветствовал только его одного. Спорили, спорили и решили узнать правду у самого путника. Догнали его и спросили:
– Кому ты, добрый человек, поклон отвесил?
Путник. А вы кто такие будете?
Солнце. Я – Солнце.
Мороз. Я – Мороз.
Автор. Третий назвался Ветром.
Путник. Ветру я поклонился.
Солнце (разозлившись). Ах, так! Сожгу твою ниву, с голоду помрешь!
Мороз. Я превращу тебя в ледяную сосульку!
Ветер. Не бойся, иди с миром. Налетит жара – подую прохладой, воды принесу, не сгорят твои посевы. А в лютую стужу теплом дохну, отогрею!
– Как вы думаете, что сильнее: мороз, ветер, солнце? А что важнее для человека? (Солнце.) Почему? (От него зависит жизнь на Земле, оно делает погоду.)
– Что такое погода? Погода – состояние атмосферы в рассматриваемом месте в определенный момент или за ограниченный промежуток времени (сутки, месяц). Обусловлена физическими процессами, происходящими при взаимодействии атмосферы с космосом и земной поверхностью. Характеризуется метеорологическими элементами и их изменениями.
– Что мы имеем в виду, когда говорим о погоде? (Состояние неба, облаков, количество осадков, силу и направление ветра, температуру воздуха и т. д.)
– Какая наука занимается изучением погодных условий? (Метеорология.)
– Что вам известно об этой науке?
О том, что приготовила погода на завтра и в ближайшие дни, мы обычно узнаем вечером, сидя у радиоприемника или телевизора, когда диктор объявляет: «Передаем сводку погоды». (Приложение2)
Новую страницу в предсказании погоды открыли специальные спутники. За сутки над одной и той же точкой земной поверхности такой спутник пролетает дважды – один раз днем, второй раз ночью – и видит вокруг с помощью приборов на пять тысяч километров. Спутники службы погоды позволяют предсказать тайфуны, ураганы, смерчи, снежные бури, помогают следить за движением циклонов.
Наука «метеорология» сравнительно молодая. А потребность предвидеть погоду появилась у человека давно, когда первобытные люди стали пахать землю и разводить скот. Засухи и наводнения, ливни и ураганы, морские штормы и черные бури, запоздалые или ранние заморозки и другие стихийные бедствия часто уничтожали посевы и лишали людей пищи, корма для скота, разрушали жилища. Нужно было научиться вовремя узнавать о ненастье и предвидеть погоду. В результате многолетних наблюдений появились народные приметы погоды.
IV. Изучение нового материала.
– Откройте учебник на странице 13–14. Прочитайте народные приметы. О чем все они говорят? (Об изменении погоды.)
– На какие группы можно разделить эти приметы? (Приметы хорошей погоды, приметы ненастья.)
– Прочитайте приметы хорошей погоды. Будьте внимательны, не ошибитесь.
Учащиеся читают н а р о д н ы е п р и м е т ы хорошей погоды:
џ если днем приятный теплый ветер дует с водоема на сушу;
џ вечерняя заря имеет золотисто-желтую окраску с розовым оттенком;
џ после захода солнца в низинах, над водоемами появляется стелющийся туман;
џ дым от костра и из труб поднимается прямо вверх.
– Прочитайте приметы ненастья:
џ если днем жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака;
џ вечерняя заря приобретает ярко-красную или багровую окраску;
џ дым из труб и от костра стелется низко над землей;
џ цветки мальвы, ноготков закрываются;
џ не стрекочут кузнечики;
џ ласточки летают низко над землей;
џ бурундуки издают булькающие звуки.
– Докажите свои предположения. (Днем жарко и душно, летают ласточки, цветут ноготки, одуванчики, стрекочут кузнечики.)
Русский народ, вникая в ход развития природы, научился по приметам строить краткосрочные и долгосрочные прогнозы, объясняя это тем, что «не примечать – хлебушка не едать», «без примет ходу нет».
Знания эти передавались из поколения в поколение, и до наших дней дошли лишь наиболее верные, наиболее тонко отражающие закономерности в явлениях природы. Так сложился народный календарь – наследие наших предков, своего рода колыбель научного естествознания.
Вы, конечно, читали сказку Маршака о двенадцати братьях-месяцах. Помните, она начинается так: «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не было так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются».
– Кто знает, откуда у братьев-месяцев их имена? Почему первый месяц года мы называем январем, третий – мартом, седьмой – июлем, а десятый – октябрем? Кто придумал месяцам названия и что эти названия означают? А вот послушайте!
Нынешние названия месяцев существовали еще в Древнем Риме, более двух тысячелетий назад. И хотя календарь наш с той далекой поры претерпел немало изменений, названия, порядок и количество месяцев в году – двенадцать! – сохранились до наших дней.
– Дежурные рубрики «Это интересно» представят вашему вниманию народный календарь на осень.
Убран богатый урожай. Наступает осень. Деревья одеваются в золотые и багряные уборы, травы на лугах желтеют и сохнут. Это месяц «жовтень», или «желтый». Сейчас его называют сентябрем. Десятый месяц был назван октябрем, от латинского слова «октобер» – восьмой.
Октябрь – «листопад» или «грязник».
Ноябрь – «грудень». Почему «грудень»? Потому что уже ударили морозы, но снегу еще мало и на месте недавней грязи лежат замерзшие комья земли – «грудки».
Одиннадцатый месяц назван ноябрем, от латинского «новембер» – девятый.
V. Проверка домашнего задания.
– Давайте проведем аукцион «Осенние приметы».
Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света.
Р а б о т а п о г р у п п а м: какая группа последней назовет примету осени, та и выигрывает.
VI. Изучение нового материала.
Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Прочитайте приметы, написанные на доске.
Лягушки квакают – к дождю.
Бабье лето ненастно – осень сухая.
Комары в ноябре – быть легкой зиме.
Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.
Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход.
– Как вы думаете, это простые приметы или сложные?
– Почему вы так думаете? (Эти приметы легко наблюдать, трудно ошибиться.)
– Правильно. Но есть приметы очень сложные.
Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. Это признак будущей ясной погоды.
Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба. Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-два солнце взойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.
Динамическая пауза
Звучит композиция «Времена года». Под музыку выполняем движения.
( Как кружатся листики, ловим снежинки, шлёпаем по лужам)
– Сегодня ребята будут выступать в роли лекторов. Они приготовили интересный материал по теме урока.
Ваша задача – внимательно слушать, запоминать интересные факты, задавать вопросы по выступлению и составить письменный план лекции.
Т е м а л е к ц и и «Живые барометры».
1-й ученик. Уже давно замечено, что некоторые растения и животные довольно точно предсказывают погоду. Известен, например, такой исторический факт. Осенью 1974 года французская армия вступила на территорию Голландии. У голландцев не было достаточного количества солдат и вооружения, чтобы оказать сопротивление противнику. Они открыли шлюзы каналов и затопили дороги, обочины, поля. Путь французским войскам был закрыт, они стали готовиться к тому, чтобы покинуть Голландию, как вдруг командующий войсками отдал приказ задержать отступление. Основанием для такого приказа было полученное командующим сообщение о том, что неожиданно пауки начали энергично плести паутину. А так они обычно ведут себя при наступлении сухой и холодной погоды. И действительно после временного потепления наступили морозы. Вода замерзла, и уже ничто не могло остановить французские полки.
2-й ученик. Предсказать погоду можно по поведению птиц. Так, например, воробьи, обычно подвижные, драчливые, порою становятся вялыми, сидят, нахохлившись, – это перед дождем. Но вот они в продолжительное ненастье оживились и зачирикали – значит, можно ожидать наступления ясной погоды. Нередко воробьи среди зимы начинают собирать пух и перья около курятников и тащить их в свои укрытия, словно собираются вить гнезда и выводить птенцов. Оказывается, как показали наблюдения, чуткие птицы утепляют ночлеги: через несколько дней наступят сильные морозы. Ранний отлет многих птиц в предосеннее время, как правило, предшествует похолоданию.
3-й ученик. Остро чувствуют атмосферные изменения многие виды рыб. Например, сом перед грозой и ненастьем обязательно всплывает, пугая верховодок. Рыба голец в ясную погоду лежит на дне аквариума без движения. Но вот голец начинает сновать вдоль стенок аквариума – жди ненастья. А если голец начинает сильно метаться по аквариуму, то будет дождь. Подмечено, что ошибается голец в 3–4 случаях из 100!
4-й ученик. На изменения погоды чутко реагируют и растения. Например, заячья капуста, которая растет в густых ельниках, перед ясной сухой погодой на ночь закрывает свои цветки. Если этого не произошло, утром надо ждать дождя. Многие садоводы заячью капусту сажают в горшки и держат ее в квартире вместо барометра.
5-й ученик. Аналогично реагирует на изменения погоды и остальная природа – вода, почва, небо. Сельские жители, например, знают, что перед сильным ненастьем, которое обычно связано с приближением циклона, а следовательно, со значительным понижением давления, в водоемах (колодцах, прудах, ключах) повышается уровень воды, в канавах, на болотах появляются пузыри, слышно бульканье, острее начинает ощущаться запах гниющих листьев и травы или водорослей (понижение давления способствует распространению вширь и вверх запахов гниения, которые при высоком давлении обычно держатся у самой поверхности земли).
К о н к у р с 1. Впишите в пословицы названия осенних месяцев и докажите свою правоту.
Холоден ... (сентябрь), да сыт.
... (Ноябрь) – ворота зимы.
В ... (сентябре) и лист на дереве не держится.
... (Октябрь) – ложка воды, ведро грязи.
В ... (ноябре) мужик с телегой прощается, в сани забирается.
За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
К о н к у р с 2. Учитель спрашивает, дети отвечают, ответы учитель фиксирует на доске.
Плохая погода (ненастье).
Пора сбора урожая (осень).
Осадки (дождь).
Июнь, июль, август (лето).
Листья пожелтевшие по ветру летят (листопад).
– А теперь проявите смекалку. Вставьте эти слова в русские приметы и поговорки, посвященные осени.
Поздний (листопад) к суровой и продолжительной зиме.
В сентябре лето кончается, (осень) начинается.
Сырое (лето) и теплая осень – к теплой зиме.
В осеннее (ненастье) семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.Весной (дождь) парит, осенью мочит.
За каждую правильно составленную примету – 2 очка.
К о н к у р с 3.
– Какие вы знаете народные приметы, дающие ориентиры? (Необходимо осмотреться.)
– С какой стороны холма появляются первые проталины? А с какой стороны холмов, деревьев, камней задерживается последний снег?
– С какой стороны холма трава растет гуще и выше в обычное лето, а с какой – в засушливое?– У отдельно стоящих деревьев ветки бывают гуще с какой стороны? Почему? Кора светлее с какой стороны? (С южной, выгорает.)
– Больше смолы на коре с какой стороны? (С южной стороны.)
– Где растут мох и лишайники? (Мох и лишайники больше растут на северной стороне деревьев и пней.)
– Куда «смотрят» цветы? (Многие цветы «смотрят» на солнце, хотя его и не видно.)
– Где чаще всего растут грибы? (Грибы чаще растут в тени – с северной стороны.)
(За правильный ответ – 3 очка.)
К о н к у р с 4.
– Какие приметы, помещенные в учебнике, проиллюстрированы?(Стрекочут кузнечики, стелется туман, дым от костра, цветы закрываются.)
– Попробуйте проиллюстрировать другие приметы (одну примету хорошей погоды, другую – ненастья.)
К о н к у р с 5. В и к т о р и н а «Народные приметы». (Приложение2)
– Предсказывать погоду можно по поведению растений, животных. Предлагаю вашему вниманию приметы, в которых надо дописать:
1. Названия животных.
… купается к ненастью. (Ворона.)
… выходят из-под земли – хорошей погоды не жди. (Кроты.)
… кричат к дождю. (Журавли.)
… работают – погода меняется. (Пауки.)
Когда … после заката солнца неустанно летают – жди ясной погоды. (Летучие мыши.)
… много и долго поют – сохранится хорошая погода. (Жаворонки.)
… летают высоко – на сухую погоду. (Ласточки.)
… перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром. (Воробьи.)
... стаями с криками вьются над гнездами – погода переменится. (Грачи.)
… проснулись рано и жужжат сильно – к хорошей погоде, теплу.(Мухи.)
2. Названия растений.
Отцветают … – падают холодные росы. (Розы.)
… перед дождем поднимает ветви. (Ель.)
… сближает листочки, наклоняется – перед ненастьем. (Клевер.)
Закрыт цветок … – жди дождя. (Фиалки.)
Если рано утром … развернут венчики – жди ясной погоды. (Ноготки.)
Листья … закручиваются книзу – к сухой погоде. (Папоротник.)
Если летом много … , то зима будет теплой. (Щавель.)
С листьев … обильно капает влага – перед ненастьем. (Ива.)
Если нет … , то нет и гречихи. (Рябина.)
Если на … много шишек – год будет добрый. (Сосна.)
VII. Рефлексия деятельности.
Старайся наблюдать различные приметы.
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранних хлад, опасных винограду.
А. С. Пушкин
– Как вы понимаете эти слова?
Учитель демонстрирует плакат «Цветочные часы».
– Как вы думаете, что это? (Ответы детей.)
– Тайну цветочных часов человеку удалось разгадать: различные цветы в разное время суток открывают и закрывают свои лепестки.
А сколько ещё неразгаданных тайн у природы. Будьте природе другом – и она обязательно поделится с вами своими секретами.
П о д в е д е н и е и т о г о в к о н к у р с о в.
Тестирование по теме «Погода» (использование системы голосования) (Приложение 3)
– На следующем уроке мы продолжим разговор о погоде.
Домашнее задание. Обсудите с родителями, какая погода характерна для нашего города летом, осенью, зимой и весной. Сравните с сезонами прошлого года. Вспомните, что вам известно о климатических поясах.