Технологическая карта урока математики в 1 классе с использованием Цифровой лаборатории ЛабДиска ГЛОМИР


Технологическая карта урока математики в 1 классе с использованием Цифровой лаборатории ЛабДиска ГЛОМИР

Предмет
математика

Класс
1
УМК « Перспектива»

Тип урока
урок открытия нового знания


Технология построения урока
проблемно-диалогическая

Тема
Величина. Длина. Единицы измерения длины.

Цель
Создание условий для овладения учащимися знаниями о величинах, длине, единицах измерения длины, способах измерения величины

Основные термины, понятия
величина, длина, мера, единицы измерения длины, сантиметр, отрезок, линейка


Планируемый результат

Предметные умения:
- иметь представление о понятиях "величина", "длина";
- уметь измерять длину отрезка разными способами (на глаз, наложением);
- уметь измерять длину отрезка мерами;
- уметь измерять длину отрезка при помощи линейки;
- знать единицу измерения длины - см;
- уметь строить в тетради отрезок заданной длины;
- уметь выполнять сравнение, сложение и вычитание именованных чисел.

















Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на признаки классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Организация пространства

Формы работы
Ресурсы

Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная



Книгопечатная продукция
Л.Г. Петерсон. Математика. 1 класс.
Технические средства обучения
Компьютер
Медиапроектор
Интерактивная доска
Цифровая лаборатория ЛабДиск


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока
Дидактические задачи

Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный

Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.
Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.
- Почему это важно?





Учащиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
Учащиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»











аааактуали

Предметные:
- правильно называть геометрические фигуры;
- правильно называть цвет фигуры, ее форму, размер.
Метапредметные (УУД):
познавательные:
- осуществлять классификацию;
- обосновывать действия при осуществлении классификации;
- выполнять анализ;
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


























































































Рассмотрите фигуры.
- Какое задание вы бы выполнили с этим рядом фигур?

- Выполните задания, которые вы предложили.

- Могу ли я утверждать, что синий цвет >желтого?
- Какие из знакомых вам свойств предметов вы можете сравнить с помощью знаков > < = ?



















Учащиеся предлагают назвать данные фигуры, распределить их на группы по цвету, форме, размеру.






- Размер

















Постановка учебной проблемы



Постановка учебной проблемы











Предметные:
- выполнять задание по изменению свойства фигуры в зависимости от указанного признака.
Метапредметные (УУД):
познавательные:
-ориентироваться в собственной системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
-высказывать свое предположение;
коммуникативные:
-точно и полно выражать свои мысли


- Как вы думаете, существуют ли еще свойства предметов, которые вы можете сравнить с помощью этих знаков?
Работа в группах
Каждой группе я предлагаю выбрать фигуру из ряда, с которым вы работали в начале урока. На обратной стороне фигуры записана буква, указывающая на свойство, которое необходимо изменить: цвет, форму, размер.
Выполнив задание по изменению свойства фигуры, вы получите цепочку из фигур и составите слово. К каждой фигуре прикреплена карточка с буквой.
Получившееся слово записываете на доске.
1 группа выбирает фигуру, стоящую 1-ой справа.
ф р ц, ф,р


2 группа выбирает 2-ю слева фигуру.
ц ф р ц,ф



3 группа выбирает фигуру, стоящую перед желтым квадратом.
Р ц ф ф,р
Учащиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с незнанием этих свойств.














Учащиеся выполняют задание.
Получают слово "длина".


Формулирование проблемы, планирование

Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке.


- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?
- Слышали ли вы это слово?
- Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, что такое длина?

- Надо ли вам узнать, что такое длина?
- По какому плану будете работать?

1. Что такое "длина".
2. Можно ли сравнить длины.
3. Как измерить длину.
4. Каковы единицы измерения длины.
- Для чего все это вам нужно знать?


- Что такое длина.

- Да
Учащиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на неточность высказываний.

- Учащиеся ставят перед собой учебные задачи.
Задачи фиксируются.

Открытие нового знания
Предметные:
- знать отличительные особенности прямой линии, луча, отрезка;
- владеть двумя способами сравнения длин отрезков: на глаз, наложением;
- владеть сравнением длин отрезков при помощи выбранной меры;
- знать общепринятую единицу измерения длины - см;
- уметь измерять длину отрезка при помощи линейки;
- уметь строить в тетради отрезок заданной длины.
1. Выдвижение гипотезы.
- Какие у вас есть предположения, мысли?
- Подумайте, у каких предметов вы можете измерить длину?
- А у каких геометрических фигур?








- Докажите, почему.





- Отрезок.








Учащиеся объясняют свой ответ тем, что только у отрезка есть и начало, и конец.



























































































Личностные:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
- практическая работа с ЛабДисками
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


- Сравните длины этих полосок.











- Длина какой полоски больше, меньше.
- Какой способ сравнения длин вы использовали, чтобы ответить на вопрос?
- Сравните длины этих отрезков.
Отрезки изображены на доске.




а


с к
б

- Длина какого отрезка больше, меньше?
(а<б, б>а)
- Какой способ сравнения вы использовали?
- Я вам предлагаю, используя этот же способ, сравнить длины отрезков с и к.
-Попробуйте применить второй способ: наложение.
- Как же вам сравнить длины этих отрезков, если ни один из известных способов не подходит?
- Выполните измерение.

- Можете ли вы теперь сравнить длину отрезков?
- Почему это стало возможным?
- Ребята,я тоже решила узнать длину отрезков к и с. Но измерять я их буду своими полосками-мерами. Отрезок с я измерю зелёной полоской, а отрезок к- жёлтой.

Я записала:
с=4з
к=2ж
с>к
- Согласны ли вы с моими рассуждениями?
Почему?
- Можно ли сравнивать длины отрезков, измеренных разными мерами?

- На какие из поставленных учебных задач вам уже удалось найти ответ?
Вы пришли к выводу, что нельзя измерять длину разными мерами.
Люди издавна искали единую меру для измерения длины: шаг, локоть, палец.
- Как вы думаете, точны ли эти единицы измерения длины?
Почему?
Попробуйте измерить длину класса шагами учителя и ученика.
Сделайте вывод.
-Да, это действительно неудобно и неточно. Мы с вами живём в век высоких технологий, и я вас сегодня познакомлю с очень умным прибором. Это настоящая научная лаборатория. Это цифровой измеритель Лабдиск. Он многое может: измерить ваш рост, пульс и температуру, определить, в какой точке земного шара вы находитесь и показать это место на карте, вычислить, в каком направлении и с какой скоростью вы двигаетесь, измерить освещенность вашего рабочего места и уровень шума на перемене. Хотите, я научу вас с ним работать?
- Попробуем теперь измерить длину класса с помощью ЛабДиска?
Мерить будем так. Включаем прибор - нажимаем на вот эту большую кнопку снизу (учитель показывает). Включаем датчик расстояния – нажмите на линейку. Вместо чисел у вас теперь черточки. Прибор ничего не меряет. Смотрите, что я делаю: беру ручку или ключ, подцепляю и открываю окошечко датчика сзади Лабдиска. Направляю прибор на противоположную стену и читаю на экране расстояние до нее. Цифры до точки показывают расстояние в метрах, с этой величиной мы познакомимся с вами позже, две цифры после точки – это сантиметры.
- Может быть, кто-то из вас ее уже знает или слышал о ней?
- Как вам проверить свои предположения? Где вы можете получить ответ на этот вопрос?
- Самой точной единой единицей измерения длины стал 1 см.
2. Формулирование правила
-Что вы узнали о длине?
- На каком инструменте вы можете увидеть см?
- Значит, при помощи какого инструмента вы будете измерять длину отрезка?
Попробуйте рассказать, как правильно измерить длину отрезка при помощи линейки.
3. Первичное закрепление.
Работа по учебнику с.68 №3,4;
с. 69 №5, 6.

Какая из учебных задач так и осталась не решена?
Работа в группах
Измерьте длину отрезка и положите обратной стороной на нужный прямоугольник.
(Отрезки начерчены на карточках).

2 см
4 см

8 см
5 см



в
е

ч
и


7 см
3 см

6 см
2 см


л
и

н
а


Получилось ли у вас слово?
Попробуйте объединиться с рядом сидящей группой.
Что такое величина?
Почему длина является величиной?















Учащиеся высказывают мысль о том, что использовали два способа сравнения: на глаз, наложение.














- На глаз

Учащиеся испытывают затруднение.

Учащиеся испытывают затруднение.
Учащиеся высказывают предположение, что можно использовать меру, которой можно измерить длину отрезка.
Учащиеся выполняют измерение отрезков мерой-полоской.
с<к, к>с
- Измерили длину отрезка мерой.

Учитель производит измерение отрезков полосками разной длины (зелёная – короткая, жёлтая – длинная)







Учащиеся обращают внимание на возникшее противоречие, т.к. отрезок был измерен разными мерами.












Учащиеся обращают внимание на то, что у каждого человека различна длина шага, локтя, пальца.


- Измерение неточное, т.к. длина шага учителя и ученика различна.







Использование ЛабДисков







-Да






Дети с помощью ЛабДиска измеряют длину класса








Учащиеся высказывают свои предположения






- В учебнике











Учащиеся высказывают свои предположения.







-Что такое длина?




Учащиеся выполняют задание. В результате получается слово "величина".

Такое свойство предмета, которое можно измерить и результат измерения выразить числом и которое можно сравнить с помощью знаков > < =



Применение нового знания
Предметные:
- уметь строить в тетради отрезки заданной длины.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Выполнение разноуровневых заданий.
1 уровень
Построить отрезки АО=4 см, МК= 2 см.
2 уровень
Построить отрезки АО=4 см, МК на 2 см больше, чем отрезок АО.
3 уровень
Построить отрезок АК, длина которого равна сумме длин отрезков АО=4 см, МК=6 см.
Учащиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом: синий - самый легкий, зеленый - средней степени сложности, красный - самый сложный. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его.











Рефлексия учебной деятельности








Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
Проверьте себя.
Попробуйте заполнить таблицу.
Работа в парах















- Оцените свою работу. Напишите слово «Я» на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
















Учащиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.















Учащиеся отмечают слово «Я» на выбранной шкале


Уважаемая Анна Павловна, отредактируйте выделенный фрагмент в уроке и отправьте назад. Урок будет размещен на сайте КРИРО (страница «Электронная публикация).



















величина или
форма?


длина

единицы измерения

прибор для измерения длины

не понял

понял, но ?

понял



15