Урок — исследование с использованием комплекта лабораторного оборудования Весовые измерения


Конспект урока математики 1 класс по теме «Взвешивание. Килограмм» с использованием комплекта учебного оборудования «Весовые измерения».
Учитель: Киселева Ю.П.
1. Актуализация знаний (слайд 1)
(На слайде записаны выражения: 8+2 и 8-2. Учитель читает задачу, обучающиеся называют выражение, являющееся решением задачи, и объясняют свой выбор).Учитель. Одна улитка проползла 8 см, а другая на 2см больше. Сколько см проползла вторая улитка?
Ученики. 8+2
Учитель. Длина ручки 8 см, а длина ластика 2см. На сколько сантиметров ручка длиннее ластика?
Ученики. 8-2
Учитель. Мама собрала 8 стаканов ягод, а дочь – на 2 стакана меньше. Сколько стаканов ягод собрала дочь?
Ученики. 8-2
Учитель. Длина одного отрезка 8см, а другой на 2 см длиннее. Найдите длину 2-го отрезка.
Ученики. 8+2
Учитель. Какая знакомая величина встретилась в задачах?
Ученики. Длина.

Учитель. В чем измеряли длину ручки и ластика и путь улиток, длину отрезка?
Ученики. В сантиметрах.

Учитель. Что такое величина?
Ученики (с помощью учителя) Величина – это такое свойство (признак ) предметов, которое можно измерить и результат записать с помощью числа.

На доске:
Величина –длина, единица –см.
2. Самоопределение к деятельности
Перед вами 2 ящика.
Давайте их изучим. Рассмотрите их внимательно и сравните. Что вы можете о них сказать?
(цвет и размер – одинаковые)(слайд 2)
- Но всё же, я вас уверяю, эти ящики разные! В чём же их отличия? (?, предположение, что разный вес).
- Быть может, мы это узнаем, когда возьмём их в руки? (2 ученика пробуют на вес)
- Что теперь вы можете о них сказать? (один легче, другой тяжелее)
- Так чем же отличаются эти два ящика? (тяжесть, вес)
- А какое действие помогло нам определить, что один из двух ящиков тяжелее? (взвесили, попробовали на вес).
Молодцы. Вы определили тему нашего сегодняшнего урока:
Взвешивание (слайд 3)
3. Знакомство с весами, проблемная ситуация.
Скажите, а для чего нужно взвешивать предметы и всегда ли это нужно делать???
Сравните, например: Кто тяжелее Медведь или Колобок? (слайд 4). Нужно их взвешивать?
А теперь сравните: Кто легче Нюша или Крош??? (слайд 5).
А каким прибором измеряют вес предметов? (весами)
А где вы в жизни встречали весы?
Весы бывают самые разнообразные (слайд 7)
4.Совместная работа по открытию новых знаний:
- обратите внимание на свои рабочие столы, как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (взвешивать предметы и сравнивать их массы).
- А ещё вы узнаете о единице веса.
Работать сегодня вы будете в парах, поэтому давайте вспомним правила совместной работы:
Работать дружно, говорить тихо, слушать внимательно. (слайд 8)
Готовы к открытиям?
Итак, мы выяснили, что предметы могут отличаться по тяжести, весу. В математике вес можно называть и по-другому: масса
Вес = масса
На доске: Величина - масса
Как вы считаете, почему эти весы на ваших столах называются чашечными? (потому что есть чашечки)
5. Практическая работа
Теперь вы превращаетесь в юных исследователей. Перед вами разные предметы: две прищепки, шарик, деревянная пробка и скрепка.
Вам необходимо сравнить их массы при помощи весов, а результаты этого исследования занести в таблицу
У любого исследователя есть план работы. Это карточка - помогайка, она поможет вам в проведении исследования. (слайд 9,10,11)
Ход исследования:
Возьмите две прищепки. Положите их на две чаши весов. Сравните их вес. Результаты занесите в таблицу.
Возьмите одну прищепку и шарик. Положите их на две чаши весов. Сравните их вес. Результаты занесите в таблицу.
Возьмите деревянную пробку и скрепку. Положите их на две чаши весов. Сравните их вес. Результаты занесите в таблицу.
1 Чаша с прищепкой… опустилась
осталась на одном уровне с прищепкой
поднялась
2 Чаша с шариком… опустилась
осталась на одном уровне с прищепкой
поднялась
3 Чаша со скрепкой… опустилась
осталась на одном уровне с деревянной пробкой
поднялась
Давайте проверим результаты исследования (по вопросам карточки).(слайд 12)
Посмотрите на слайд(13), сравните яблоко и грушу (Я больше Г)
Вывод: Масса одного предмета тяжелее, если на весах
он расположен ниже другого предмета (слайд 14)
Сравните огурец и лимон (О = Л)(слайд 15)
Вывод: Предметы имеют одинаковую массу, если на весах
они расположены на одном уровне (слайд 16)
Сравните апельсины и бананы (А меньше Б).(слайд 17)
Вывод: Масса одного предмета легче, если на весах
он расположен выше другого предмета (слайд 18)
ФизминуткаА вы знаете, как древние люди взвешивали предметы? (варианты)
Раньше они пользовались различными мерками: камнями, яблоками и другими предметами. Представьте, если бы древний человек пришел в современный магазин и попросил бы взвесить ему риса массой в пять камней. Это было бы нормально? (нет)
А почему?
Посмотрите на доску (слайд ): Кто тяжелее Медведь или колобок? (Медведь)
А теперь? Кто легче Нюша или Крош? (нельзя дать ответ).
Более 200 лет назад люди придумали единую меру веса и назвали её килограмм. На доске: Единица – килограмм(кг)
Килограмм
кг
(слайд 20)
Математика – наука, требующая точности и краткости и специально для неё это длинное слово сократили до кг, но называют его полностью.
Для определения массы различных предметов пользуются гирями, весом в 1, 2 и 5 кг. (слайд 21)
Первичное закрепление.
ПОДУМАЙ:
Индюк весит 10 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (слайд 22)
В большом ящике лежало 12 кг муки, а в маленьком пакете 12 кг гвоздей. Какой ящик тяжелее? (слайд 23)
5 кг + 2 кг = Масса арбуза - ____ килограммов (слайд 24)
Запись в тетради
Сколько весит зайчик?
4 кг = 1 кг + ЗАЙЧИК
ЗАЙЧИК= 4 кг – 1 кг
Зайчик весит 3 кг (2кг+2кг-1кг)
(слайд 25)
Найдите МАССУ арбуза (слайд 26)
5кг+5кг-3кг=7кг
Рефлексия
С каким новым свойством предмета познакомились?
Какие новые слова узнали?
Что вы научились сегодня делать?