Урок Физики — фронту

Шаронина Валентина Анатольевна, учитель физики МОУ-СОШ с. Баскатовка Марксовского района
Разработка рассчитана на учащихся 9 класса, но можно использовать и для 7-11 классов.
Тема и форма урока: Повторительно-обобщающий «Физики – фронту»
Пояснительная записка: В 2015 году наша страна отмечает 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Это была страшная война! 4 года сражений, 1418 бессонных дней и ночей. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали как могли» все. Но до сих пор остался неоцененным по достоинству, огромный труд, который внесли ученые страны. И я хочу этот урок посвятить вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом.
Цели и задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с основными изобретениями советской науки военных лет; раскрыть ее роль в победе; закрепить умения и навыки учащихся по изученному материалу на уроках физики 7 класса.
Воспитательные: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа.
Развивающие: развивать интерес к физике, военной технике и отечественной истории.
Наглядные пособия: презентация.
Целевая аудитория: Урок рассчитан на учащихся 9 класса, можно использовать для учащихся 7 – 11 классов.
Средства и методы решения поставленных задач: с помощью повторения, изученного в основной школе материала: законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы, решая задачи, делая небольшие сообщения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оформление: воздушные шары, цветы в вазе, плакат с лозунгом «Физики - фронту!»
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учащихся и поздравление с великим праздником Днём Победы.
2. Эмоциональный настрой.
- 9 мая - День победы – это великий праздник для нашей страны, его празднуют во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив. Вспомним и почтим всех минутой молчания.
(Звучит метроном. Все встают.)
Звучит голос Левитана (о начале войны). [6]
Ученик 1.
Они накинулись, неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово «Выстоять»,
Когда и выстоять нельзя,
И есть душа – она всё вытерпит,
И есть земля – она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона.
( Илья Эренбург - советский писатель, поэт, публицист). [1]
Ученик 2.
- В первые дни войны прозвучала по радио песня на стихи Василия Лебедева – Кумача, Музыка А.В. Александрова «Священная война», в которой прозвучал призыв ко всем гражданам нашей великой страны.
Звучит отрывок из песни «Священная война». [4]
Ученик 1.
- И весь народ встал на защиту своей Родины, по велению своего сердца, движимый чувством долга!
3. Введение в тему.
Учитель.
Ребята, а как вы думаете без чего не было бы Победы? (оружие)
Так о чем пойдет речь на уроке?(О значении научных изобретений в победе).
- Конечно, без вооружения не смогли бы мы победить столь сильного соперника. А разработкой вооружения и техники занимаются ученные физики и сегодня на уроке мы рассмотрим какой же вклад они сделали для Победы, сможем использовать свои знания по физике.
- Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель.
4. Основная часть.
Самолеты.
Ученик 1.
Интересный факт:
Названия большинства советских воздушных кораблей происходят от фамилии их создателей.
Истребитель Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина, стремительность и «живучесть» машине придавал новый мощный, надежный двигатель с воздушным охлаждением.
Истребитель Як-3 сконструированный в 1943 году в конструкторском бюро А.С.Яковлева - самый легкий и маневренный истребитель Второй мировой войны. [2]
Ученик 2.
Штурмовик Ил-10 конструкции С.В.Ильюшина, созданный в 1944 году, обладал мощным двигателем и вооружением, усиленной броней; он был прозван фашистами «летающим танком», «черной смертью».
Пикирующий бомбардировщик ТУ-2, созданный в конструкторском бюро А.Н.Туполева, специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета. Он мог летать на высотах до 9,5 км при дальности полета 2100 км и развивал скорость до 570 км/ч.
Задание 1.
Рассчитайте время за которое бомбардировщик ТУ-2 мог долететь до цели, если она находилась на расстоянии 2100 км. [3]

Посмотрите, что творится В небе пламя как идет, Это русская Катюша Немцам песенку поет! И дрожат в окопах фрицы От Катюши боевой.
В.: Знаете ли вы про какое изобретение говорится в этом стихотворении?
(артиллерийская установка реактивная, обеспечиваюшая мощный массированный огонь; любовно названная «катюша»).
Ученик 1.
Интересный факт:
- Знаменитую песню «Катюша» (Музыка: М.Блантер Слова: М.Исаковский) на фронте переделывали много раз, вот одна из версий:
«Пусть фриц помнит русскую «катюшу», Пусть услышит, как она поет: Из врагов вытряхивает души, А своим отвагу придает!...»
Задание 2.
Сила, действующая на снаряд первой советской боевой ракетной установки «катюша», громившей захватчиков с самого начала ВОВ, 19,6 кН. Выпущенный из неё снаряд летел на расстояние 8 км. Какую работу совершала установка по выпуску всех своих снарядов, если их у неё 16? [3]
III. Танки.
Ученик 2.
Интересный факт:
В начале Второй Мировой войны СССР испытывал большую нехватку танков, в связи с чем было принято решение в экстренных случаях переоборудовать в танки обычные тракторы. В 1943 году под руководством инженера Ж.Я.Котина, в очень короткие сроки был создан новый тяжелый танк И С- 2 массой 45 тонн. Технические характеристики танка в лучшую сторону отличались от параметров предшествуюших моделей: толщина брони была 90-120 мм, развиваемая скорость до 52 км/ч (на 30% больше, чем у отечественных машин этого класса; раньше так быстро могли передвигаться лишь легкие и средние танки). Танк ИС-2 был оснащен мощным вооружением: пушкой 122-миллиметрового калибра и четырьмя пулеметами. [2]
Задание 3.
Определите давление танка массой 60т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 м3.
IV.
«Подводная лодка Приказ, боевая тревога, Аврал, значит все по местам, Подводная лодка уходит, К глубоким и дальним морям! Мы пили забортную воду, Таков был морской ритуал, Прошел это всякий подводник, Матрос и седой адмирал!...» [1]
Подводная лодка.
Ученик 1.
Интересный факт.
На 22 июня 1941 года, день вторжения германской армии в Россию, СССР располагал самым большим в мире подводным флотом: 218 подлодок, из которых 205 было в исправном состоянии, кроме того, 91 лодка находилась в стадии постройки или на испытаниях. [2]
Задание 4.
Найдите архимедову силу, действующую на подводную лодку М, если её длина 57м, ширина 4,5 м и погружена она на 3 м? Определите силу давления воды на корпус лодки, если глубина погружения 60 м.
V. Еще об одном чуде техники говорится в стихах из песни «День Победы»( стихи:Владимир Харитонов).
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели
Это день мы приближали как могли. [5]
Ученик 2.
Интересный факт:
- В этой всем известной песне говорится о Дне Победы над фашизмом. Металлурги наряду с другими специалистами внесли свой большой вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Для изготовления брони танков и пушек применялась сталь, для производства корпусов самолетов использовался алюминий. Сплав меди и 50 % цинка латунь хорошо обрабатывается давлением и имеет высокую вязкость. Использовался для изготовления гильз, патронов и артиллерийских снарядов, так как обладает хорошим сопротивлением ударным нагрузкам, создаваемым пороховыми газами.
Задание 5.
Назовите 5-6 изобретений науки и техники изготовленных из материалов производимых в мартеновских печах.
VI.
«Словно прирос к плечу солдата автомат, Всюду врагов своих заклятых бил солдат. Бил солдат их под Смоленском, Бил солдат в посёлке энском, Пуль не считая, глаз не смыкая, Бил врагов солдат.»[1]
(Отрывок из «Балладе о солдате»).
Ученик 2.
Интересный факт:
- Основное стрелковое оружие российской пехоты - автомат Калашникова был разработан в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитальной палате. Сержанту Калашникову была присуждена Сталинская премия. И сейчас АК не потерял своей актуальности: на него могут крепиться подствольный гранатомет ГП-25 или ГП-30, устанавливаться ночные или оптические прицелы и приборы для беззвучной или беспламенной стрельбы. [2]
Задание 6.
Пуля при вылете из ствола автомата калашникова имеет скорость 715 м/с. Какое время пройдет после выстрела если цель находится на расстоянии 45метров?
Итоговое задание.
Разгадайте кроссворд. (см. приложение 1)
5. Подведение итогов урока.
-И сейчас я хотела бы подвести итог нашего урока. Если к началу войны промышленная база Германии превышала советскую в 3-4 раза, то уже к концу 1943 года была одержана экономическая победа над Германией.
Военная промышленность дала фронту в 1943г. 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудий всех видов боевой техники, оружия.
В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей армии, а её полное перевооружение. Таких фактов история до этого не знала!
6. Домашнее задание для тех, кто заинтересовался наукой и техникой военных лет.
1.Написать эссе о значении науки в победе в войне 1041-1945 г.
2. Разработать проект на тему «Техника военных лет».
Звучит музыка «День Победы» .[5]
Данный урок лучше проводить накануне Дня Победы в качестве повторительно-обобщающего, в 9 классе, когда изучены все темы. Можно провести и как внеклассное мероприятие по предмету.
После проведения данного урока, необходимо закрепить полученный результат, обязательно провести проверку домашнего задания.
Проведённый урок имел большое эмоциональное воздействие на учащихся, а также были повторены основные темы 9 класса по механике и гидростатике.




































Список литературы

Браверман Э.М. Подвиг. Материалы для физико-технического вечера ко Дню Победы, 1995 г.
Военно-исторический журнал № 5, 2002 г. с.24-30. А.И. Миренков «Обеспечение действующей армии вооружением, боевой техников, материальными средствами в 1941-1943 годах».
Кикоин И.К.«Физики - фронту» - Физика в школе № 3, 1995 г.,с.4-8.
Песня «Священная война» сл. Василия Лебедева – Кумача, муз. А.Александрова
Песня «День победы» сл. В. Харитонов, муз. Д. Тухманов.
Запись объявления Левитана о начале войны.
































Приложение 1
Разгадайте кроссворд
По горизонтали:
Средство защиты военной боевой техники, вооружения, различных оборонительных сооружений от воздействия снарядов, пуль и поражающих факторов взрыва.
Артиллерийская установка реактивная, обеспечиваюшая мощный массированный огонь.
Военный самолет, предназначенный для атаки наземных целей противника с небольшой высоты.
Фамилия создателя автомата АК-47.
Человек, который работает в отрасли производства металла из горных пород или металлолома.
По вертикали:
Основа всех технических изобретений.

б
р
о
Н
я










к
А
т
ю
ш
а






ш
т
У
р
м
о
в
и
к






К
а
л
а
ш
н
и
к
о
в

м
е
т
А
л
л
у
р
г
и














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115