Юмор в рассказе Н.Н. Носова Мишкина каша 2 класс.


Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов
«Учитель года»
Тема урока: «Юмор в рассказе Н.Н. Носова «Мишкина каша»
Категория: начальные классы.
Номинация: литературное чтение.
Учитель начальных классов
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа п. Возрождение»
Хвалынского района Саратовской области
Пузырникова Светлана Александровна
e-mail: spuzyrnikova@mail.ru
2016 год
Тип урока: открытие нового знания.
Место урока в системе уроков: 2-й урок.
Педагогические технологии: технология критического мышления
Цель: знакомство с приёмами создания юмористического произведения на примере рассказа Н.Н. Носова «Мишкина каша».
Задачи:
Обучать умению находить признаки юмористического рассказа.
Создать условия для развития мышления, речи, творческих способностей детей;
Создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
Создать условия для формирования УУД:
личностных:
формировать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку,
способствовать осознанию нравственных понятия и моральных норм, таких как поддержка, понимание, взаимопомощь, честность, трудолюбие, дружба;
формировать умению выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устно высказывать своё мнение по поводу героев и обсуждаемых проблем);
познавательных:
формулировать умение на первоначальном уровне анализировать художественный текст, структурировать знания при сопоставлении текстов; искать информацию, представлять найденную информацию;
коммуникативных:
принимать участие в коллективном выполнении творческих заданий (чтение по ролям);
выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
проявлять самостоятельность в групповой работе;
регулятивных:
формировать умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.
Оборудование:
компьютер; мультимедийный проектор;
Презентация к уроку Microsoft Office PowerPoint 2007;
учебник «Литературное чтение» В.Ю.Свиридова 2 класс, Самара: Издательский дом «Федоров», 2012;
портрет Н.Носова и обложка книги «Мишкина каша» (формат А4);
карточки с темой урока;
улыбающееся солнышко (формат А4), карточки с приёмами юмористического рассказа, которые крепятся на доску на лучах солнца;
«волшебная» палочка с лентой зелёного цвета для проведения физминутки для глаз;
карточки самооценки учащихся (солнышко);
закладки. 
Орг. момент. Создание эмоционального настоя на урок.
Слайд 2
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Александровна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Давайте улыбнёмся друг другу. Ваши красивые замечательные улыбки - это настоящий подарок для меня. И именно улыбка, ребята, станет визитной карточкой нашего урока.
(вешаю на доску солнышко, за которым сюрприз).
II. Актуализация опорных знаний.
1) Приём «Ассоциативный ряд».
-Попробуйте подобрать слова, близкие по значению к слову улыбка?
(Смех, веселье, шутка, радость, юмор.)
- А знакомо ли вам такое слово как юмор? Вот о юморе мы сегодня и поговорим.
262890165735Юмор в рассказе
00Юмор в рассказе

Слайд 3
- Сегодня мы совершим путешествие по страницам смешного и весёлого рассказа. А чтобы узнать автора, посмотрите на слайд.
2) Приём «Отсроченная отгадка»
Кто это?
Это детских книг творец. Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор показать нам всем хотел!
Слайд 4
- Чтобы узнать кто это, посмотрите на выставку книг. Давайте прочитаем названия произведений ….
- Это …
Слайд 5-6
- Молодцы, это Николай Николаевич Носов.
83439083185Юмор в рассказе
00Юмор в рассказе
238633083185Н.Н. Носова
00Н.Н. Носова

3) Приём «Мозговой штурм»
- Что вы о нём знаете?
4) Работа в группах.
- У вас на столах лежат кастрюльки жёлтого, зелёного и синего цвета. Объединяемся в группы по цвету.
Задание: Каждая группа получает небольшой текст с биографией писателя. Необходимо выбрать самые интересные факты из биографии писателя и представить их.
Текст 1. Родился Николай 10 ноября 1908 года в Киеве в семье актера.
Николай Николаевич Носов сначала поступил в художественный институт в Киеве.
Но в 1929 году он перевёлся в институт кинематографии в Москве.
После окончания обучения – он стал режиссёром и постановщиком мультфильмов.
Текст 2. В 1938 году в журнале «Мурзилка» были опубликованы его первые рассказы.
Самыми популярными историями стали рассказы о Незнайке.
После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными, и автор получил Государственную премию Крупской.
Текст 3. Николай Николаевич много всего знал и умел: занимался музыкой, пением, играл в шахматы, увлекался фотографией, техникой. В своей жизни он поменял много профессий. О том, чтобы стать писателем он даже и не думал. У него подрастал сын, который просил всё новых и новых историй. Вот Носов и стал сочинять забавные рассказы, которые мы так любим.
- Что же в биографии писателя вам показалось интересным?
- Один из рассказов мы сегодня и прочитаем.
Слайд 7
5) Приём «Прогнозирование по опорным словам»
На столе лежат продукты: масло, сахар, даже фрукты,Соль, вода, конечно, манка. Молоко налито в банке.Достаем кастрюлю с полки, трудимся мы словно пчелки.
- Как вы думаете, что будут делать герои рассказа?
- Рассказ так и называется «Мишкина каша». Бывает каша манная, пшённая, гречневая, а «мишкину кашу» вы пробовали?
- Что можно сказать про название рассказа, не кажется ли оно вам необычным и даже смешным?
- Значит рассказ, который мы с вами прочитаем, будет какой? (смешной, весёлый)
3358515107950«Мишкина каша»
00«Мишкина каша»
224155136525Юмор в рассказе
00Юмор в рассказе
1833880107950Н.Н. Носова
00Н.Н. Носова

III. Целеполагание.
- Давайте вместе с вами прочитаем тему урока ….
- Слайд 8
– А теперь, пользуясь опорными словами, сформулируем цели и задачи урока
5) Приём «Незаконченные предложения»
- Посмотрите на тему урока и найдите ключевое слово. (юмор)
- Попробуем сформулировать цель урока.
Цель: знакомство с … (приёмами создания юмористического рассказа)
Задачи:
Уточнить значение слова… (юмор)
Познакомиться с …
Определить, чему учит (учат) …
Научиться читать …
6) Артикуляционная разминка. Чистоговорки.
- Для того, чтобы правильно произносить звуки при чтении поработаем с чистоговорками.
Ю – ю – ю – книги я читать люблю.
М – м – м – пирожок я сладкий съем.
О – о – о – с папой мы идём в кино.
Р – р – р – трудный я решил пример.
- В этой чистоговорке спряталось ключевое слово из темы нашего урока. Произнесите его …
IV. Работа по теме урока.
1) Лексическая работа.
- Чтобы понять содержание рассказа, давайте с вами выясним, что же такое юмор?
Слайд 9 Обратимся к словарю Ожегова.
2 клик Юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия.
Проще говоря - это когда мы смеёмся над героем и в тоже время сочувствуем ему.
- Вы говорили рассказ смешной, весёлый. А теперь мы можем сказать, что этот рассказ …. юмористический.
Выключить проектор!
2) Знакомство с приёмами создания юмористического рассказа.
- Написать такой рассказ очень сложно. Ребята, посмотрите на солнышко, которое появилось в начале урока. Заглянуло оно к нам не просто так. Солнышко поможет нам разгадать секреты юмористического рассказа. Секреты эти спрятались на лучиках. Давайте посмотрим, что же это за секреты.
(чтение детьми с пояснением)
- смешной заголовок («Мишкина каша» или «Живая шляпа»)
- смешная ситуация
- переоценка героем своих возможностей (ребёнок думает, что он уже взрослый и всё может, а на самом деле всё не так то и просто)
- ситуации неожиданности (это когда с ребятами происходят события, которых они никак не ожидают)
- ситуация игры (выполнение ребёнком несвойственной для него роли)
- разговорная речь
- Это, например, когда герои говорят: шлёпнулся вместо упал; нёсся вместо бежал.
- диалог (это разговор двух или более людей)
- эмоциональные слова. (Это такие маленькие слова, которые делают нашу речь яркой и выразительной)
- Для того, чтобы учиться читать выразительно, проведём небольшую интонационную и дыхательную разминку.
- Итак, вдохнули глубоко и пробуем произнести слова
- ах (ух) с печальной интонацией;
- ах (ух), когда вы испугались;
- ах (ух) с радостью.
Включить проектор!
- Обратили внимание, что не все лучики раскрыли нам свои секреты. О других секретах вы узнаете в старших классах.
Секреты, о которых мы с вами узнали, нам и предстоит найти в рассказе Носова «Мишкина каша»
Слайд 10 3) Словарная работа.
-Мы не можем приступить к чтению, пока не выясним значение некоторых слов
Печь - сооружение из камня, кирпича для отопления помещений и приготовления пищи.
Керосиновая лампа- осветительный прибор, наполненный горючей жидкостью.
Колодец -  Укрепленная срубом узкая и глубокая яма для получения водыСлайд 11 Физминутка «Солнышко лучистое»
4) Просмотр отрывка из диафильма.
- Мы с вами познакомимся с интересным рассказом, о настоящих и верных друзьях Кольке и Мишке, которые вместе и в радостные, и в трудные моменты жизни. Возможно, в роли Кольки выступает сам автор Н.Н. Носов. Он рассказывает забавную историю из своего детства.
Слайд 12 Просмотр диафильма
- Как вы думаете, почему крышка приподнялась и что увидели мальчики?
Выключить проектор!
-Откройте учебники на странице 96. Найдите вопрос. Начинаю читать со второй строки со слов «Вдруг смотрю …»
- Приготовились. Кто будет внимательно слушать и следить, тот с лёгкостью справится со следующими заданиями.
3) Приём «Чтение с остановками».
Выразительное чтение учителем (с. 96-98)
- Почему у ребят не получалось быстро сварить кашу?
Чтение учителем с.98-99 до слов вся вышла.
- Как поступят мальчики в этой ситуации?
- Кто внимательно слушал текст, тот сможет найти секреты юмористического рассказа, которые использовал Носов. А если кто-то затрудняется, Солнышко вам поможет.
4) Выборочное чтение.
Ребята называют приём и зачитывают отрывок или предложение из текста.
IV. Физминутка для глаз с лентой.
Учитель делает круговые движения вправо, влево, вверх по 3 раза. Дети следят глазами за движением ленты.
V. Работа в парах.
- Перед вами текст. Его нужно прочитать и подготовиться к выразительному чтению. А читать вы будете по ролям.
Вы, наверняка знаете, что 2016 год объявлен годом… кино. Фильм по рассказу Н. Носова «Мишкина каша» был снят в 1958 году. Представьте, что современный режиссёр задумает снять фильм по этому рассказу, ведь он, действительно, очень смешной. Ему понадобятся ребята на роль Мишки и Коли. Предлагаю вам попробовать себя в роли артистов. Помните, что читать надо выразительно, эмоционально. Вспомните разминку.
- Кто готов, поднимает руку. Итак, мы приглашаем вас на сцену…
1) Чтение по ролям.
- С вашего позволения в пробах приму участие и я.
Учитель: и вдруг крышка на кастрюле приподнялась…
К.: - Мишка, что это? Почему каша лезет?
М.: - Куда?
К.: - Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!
Учитель: Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.
М: - Не знаю, с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже?
Учитель: Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твёрдая.
К.: - Мишка, - куда же вода девалась? Совсем сухая крупа!
М.: - Наверно, испарилась. Надо ещё подлить. Ах, чтоб тебя! Куда же ты лезешь?
- Аплодисменты ребятам!
2) Взаимооценка.
- Какая пара вам понравилась больше всего? Почему?
- Они заслуживают бурных аплодисментов. В вашем успехе я и не сомневалась, ведь школа, в которой вы учитесь носит имя замечательного актёра театра и кино …
Олега Ивановича Янковского.
- Вот такой весёлый и интересный рассказ мы начали сегодня читать. Мы не только прочитали, но ещё и узнали про секреты, которые использовал Носов.
VI. Закрепление изученного.
- Солнышко спряталось за тучку, чтобы проверить, как вы запомнили секреты юмористического рассказа, расположенные на его лучиках.
1) Приём «Да – Нет».
Над доской справа висит карточки «Да» и слева карточка «Нет».
- Ребята, попрошу вас встать. Вытяните руки перед собой. Если вы услышите приём, относящийся к юмористическому рассказу, то вытянутые руки поверните в сторону карточки «Да». Если в юмористических рассказах это не встречается, то поверните руки в сторону карточки «Нет»
Смешной заголовок
Печальная ситуация
Переоценка героем своих возможностей
Смешная ситуация
Ситуации неожиданности
Разговорная речь
Отсутствие неожиданностей
Эмоциональные слова
Диалог
Ситуация игры
- Молодцы! (открыть солнышко) Я очень рада, что вы справились с заданием.
VII. Итог урока.
- Любите ли вы читать юмористические рассказы? Почему?
- Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься.
- Чему Николай Николаевич хотел научить ребят в этом рассказе? (чтобы дети, смеялись над своими недостатками и избавлялись от них)
- Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком-либо забавном случае.
Включить проектор!
1) Домашнее задание по выбору.
Пересказать прочитанный отрывок от лица Мишки.
Составить небольшой юмористический рассказ, используя изученные секреты.
Поделиться фирменным рецептом приготовления каши в вашей семье.
- Смогли ли мы достигнуть поставленных целей?
- Как вы запомнили, что такое юмор?
- Я благодарю вас за работу и хочу вам пожелать: Улыбайтесь! Улыбайтесь больше! От этого жизнь ваша будет светлее и радостнее.
VIII. Рефлексия.
- У вас на столах лежат 3 разных солнышка.
Если вам было весело и интересно – возьмите весёлое солнышко
Если вам на уроке было скучно - возьмите грустное солнышко
Если затрудняетесь ответить - задумчивое
- Выберите то, которое соответствует вашему настроению, и положите его на ладошку.
- И давайте вместе с вами прочитаем стихотворение
Я держу в ладошках солнце.Я дарю его друзьям.Улыбайтесь – это просто!Лучик солнца - это вам!
- Я благодарю вас за работу и хочу вам пожелать: улыбайтесь, улыбайтесь больше! От этого жизнь ваша будет светлее и радостнее.
Спасибо за работу! Прикрепите ваше солнышко на доску.
- На память о нашей встречи мне хотелось бы подарить вам закладки.