Разработка урока Юмор в литературном произведении. Н.Носов Мишкина каша. 2-й класс

08 апреля 2016 года
ТЕМА : Юмор в литературном произведении. Н.Носов "Мишкина каша". 2-й класс

Тип урока: систематизация знаний.
Место урока в системе уроков: 2-й урок.
Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения
Цель: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста.
Задачи:
Обучать умению давать характеристику героям.
Создать условия для развития мышления, речи, творческих способностей детей;
Создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
Создать условия для формирования УУД:
личностных:
формировать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку,
способствовать осознанию нравственных понятия и моральных норм, таких как поддержка, понимание, взаимопомощь, честность, трудолюбие, дружба;
формировать умению выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устно высказывать своё мнение по поводу героев и обсуждаемых проблем);
познавательных:
формулировать умение на первоначальном уровне анализировать художественный текст, структурировать знания при сопоставлении текстов; искать информацию, представлять найденную информацию;
коммуникативных:
принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, спектаклях;
выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
проявлять самостоятельность в групповой работе;
регулятивных:
формировать умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.
Ход урока
Звучит музыка
I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
А начнем мы наш урок с обычного вдоха, но вдохнем мы в себя не только глоток кислорода, но и красоту дня, тепло солнечных лучей, доброту людей.
Ребята, пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Выключить музыку.
II. Актуализация опорных знаний.
Не всегда люди делятся своими знаниями, впечатлениями только с помощью слов.
слайд Я предлагаю вам смоделировать обложку к книге, в которой содержится произведение, прочитанное нами на предыдущем уроке.
– Что читатель должен обязательно увидеть на обложке? (Название книги, имя, фамилию автора, иллюстрацию, жанр произведения)
Приступая к выполнению задания, давайте вспомним правила работы в группах. (ответы детей)
слайд
Работай дружно по плану.
Умей выслушать другого.
Уважай мнение других.
Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения
РАЗДАТЬ конверты
– Я предлагаю внимательно рассмотреть представленный каждой группе материал и выбрать только то, что необходимо для создания модели обложки Приступаем к работе. (самостоятельная работа)
– Ну, а теперь давайте посмотрим, что же у нас получилось.
(Анализ работ: всё ли учли при моделировании обложки, правильно ли указали автора, тот ли жанр выбрали, подходит ли иллюстрация, название произведения?)

слайд
– Замечательно. Постарались вы на славу. Ребята, посмотрите, ваши обложки не уступают обложкам, которые сделали профессиональные художники оформители.

– Пока вы трудились, я тоже создавала свою обложку.
слайд Посмотрите и оцените мою работу. Что-то не так? (Название указано не верно)

– Почему произведение так названо? (Кашу варил Мишка)

слайд
Внимание! Внимание! Все мы в ожидании. Нам сейчас дадут совет, Как сварить вкусную кашу на обед!

– Кто первый поделится опытом приготовления каш? А в этой группе есть повара профессионалы? Выслушаем ещё один рецепт.
III. Проверка домашнего задания.
(Заслушиваются рецепты приготовления домашних каш)
На столе лежат продукты: Масло, сахар, даже фрукты, Соль, вода, конечно, манка, Молоко налито в банке. Достаем кастрюлю с полки. Трудимся мы словно пчелки. Мешаем воду с молоком, Становится смесь кипятком. Всыпаем манку тонкой струйкой. Процесс оценен даже Муркой. Добавим сахар, соль Молчок. Плиту отключим. Слышь – щелчок! Кастрюлю плотно закрываем. Конечно, масло добавляем. Минут 15 кашу ждем. Тут время быстро пробежало. А блюдо нас очаровало. Мы пробу быстро с него сняли. За обе щёки ВСЁ умяли.


– Если бы Коля и Миша знали эти рецепты, то история, описанная Н.Носовым, произошла бы?
слайд (Дыхательная гимнастика. Варим кашу)
IV. Сообщение цели урока. Сегодня снова наш рассказ.
слайд
С тобою прочитаем. Характеры друзей Поближе мы узнаем.

V. Работа по теме урока.
1. Чтение I части рассказа цепочкой до слов: «Вся вышла».
– Кто герои этого рассказа? (Коля и его друг Мишка)
– Похожи ли характеры у мальчиков?

2. Работа по содержанию текста произведения.
– Давайте разберемся. Найдите и прочитайте все реплики Мишки.
Что можете о нем рассказать?
слайд
Как его характеризуют слова: «Чего там суметь!», «Чего там её варить!» (Он самоуверенный, т.е. слишком уверенный в себе человек.)
– А были основания для такой уверенности? Умел ли варить кашу? Найдите подтверждение, что он никогда кашу не варил? («Я видел, как мама варит»)
– Как вы думаете, видеть, как делают другие, и делать самому – это одно и то же?
– А почему же он тогда за всё берется? (Он легкомысленный, безответственный, не задумывается о последствиях
· Подведем итог.
слайд
2. (Запись на слайде):
Мишка:
самоуверенный;
легкомысленный;
безответственный;
не задумывается о последствиях.
– Может, он отрицательный герой? (Нет, потому что Коля и мама очень обрадовались, когда приехал Мишка.)
– Найдите в тексте слова, которое произносит Коля, уважительно отзываясь о Мишке.( «Ну, Мишка, ты специалист».)
– Что обозначает это слово? (.................)

3. Словарная работа
слайд
– Специалист – тот, кто обладает знаниями в какой-нибудь области науки и техники.
– Вы согласны, что Мишка на самом деле такой специалист? С какой интонацией вы бы произнесли это слово, чтобы оно соответствовало характеру Мишки? (С иронией) (Ирония – тонкая скрытая насмешка)
– Произнесите: «Ну, ты и специалист!» – в переносном значении.
– А почему же Коля уважает Мишку и скучает по нему? (С ним весело, интересно, он легко относится к возникшим трудностям, не унывает.)
– Как таких людей называют? (Оптимист -человек, воспринимающий события оптимистически, в позитивном свете)

VI. Физкультминутка.
А теперь давайте отдохнем. слайд

«Каша-малаша».
Каша-малаша, ты так хороша, (Правая рука сжата в кулак, выполнять перед собой небольшие помешивающие движения (как будто мешаем кашу в кастрюльке ложкой) Если добавить стакан молока. (Левой рукой, как будто держащей стакан молока, «вылить» его в воображаемую кастрюльку) Масло и сахар мы в кашу кладем (Правой рукой положить в кастрюльку «масло», затем левой рукой – «сахар») И эту кашу деткам даем. (Дети подносят обе ладони ко рту) Каша-малаша, ты так хороша, (Правая рука сжата в кулак, выполнять перед собой размашистые движения, помешивая «кашу») Если добавить кувшин молока. (Двумя руками, как будто держащими кувшин молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю) Масло и сахар мы в кашу кладем. (Правой рукой положить в кастрюлю «масло», затем левой рукой – «сахар») И эту кашу взрослым даем. (Дети подносят обе ладони ко ртам взрослых, участвующих в игре) Каша-малаша, ты так хороша, (Две руки сжаты в один кулак, выполнять перед собой широкие размашистые движения, помешивая «кашу») Если добавить ведро молока. (Двумя руками, как будто держащими ведро молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю Масло и сахар мы в кашу кладем (Правой рукой положить в кастрюлю «масло», затем левой рукой – «сахар») И эту кашу великанам даем. (Поднять обе руки вверх и показать «великана»)
Повторить упражнение левой рукой.

Продолжение работы по теме.
– Какой характер у другого мальчика? Давайте прочитаем Колины реплики. Каким вы его представляете?
Запись на доске: слайд
Коля:
осторожный;
сомневающийся;
разумный.
– Подтвердите – словами текста.
– Получается, что Коля – положительный герой? Вы согласны с этим?
– Как его характеризуют эти слова: «Мы все слушали, только я ничего не запомнил. Зачем, – думаю, – раз Мишка знает?» (Он с легкостью перекладывает решение трудных задач на плечи друга и легко подчиняется ему.)
– Похожи ли характеры мальчиков? (Характеры у них разные, поэтому они и дружат, друг друга дополняя.)
– А всегда ли герои бывают либо положительными, либо отрицательными? (Не обязательно, это только в сказках так бывает. В рассказах герои – обычные люди со своими достоинствами и недостатками.)
– Вам нравятся эти друзья?
– Хотите оказаться на их месте? Это легко сделать.

4. Работа с иллюстрациями.
– Рассмотрите иллюстрации на слайде. К каждой иллюстрации подберите подходящий эпизод из произведения. Не забывайте, что вы работаете в группах. Распределите роли между собой и приготовьтесь прочитать текст вслух.

Итог урока.
– Что же вы узнали о мальчиках? (Что они друзья, и они разные по характеру.)
-А какой возраст детей?
– Примерно такие, как вы, а значит, они ваши ровесники.
-Кто из героев вам больше понравился?

5. Работа с пословицами.
Коля и Миша разные по характеру, но они похожи тем, что умеют дружить. Объясните значение пословиц. Какой смысл заложил в них народ или какую мудрость хотел донести до нас народ.
Дружба – великая сила.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Без беды друга не узнаешь.
Дружба любит дело.
Скатерть со стола и дружба сплыла.
Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
Вода у друга лучше, чем у врага мёд.
За дружбу дружбой платят.
Две кошки в мешке дружбы не заведут.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
Друга на деньги не купишь. Друг – твоё зеркало.
Не в службу, а в дружбу.

Домашнее задание.
Обратите внимание: для домашней работы я вам предлагаю несколько вариантов заданий. Предоставляю вам возможность выбора. (Слайд с домашним заданием)
Ребята, к следующему уроку вам нужно:
Найти и подготовить чтение по ролям самых смешных эпизодов.
Найти интересные пословицы о дружбе.
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

САМООЦЕНИВАНИЕ
– А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой на уроке, выберите зелёный цвет, если вы могли бы работать лучше – желтый цвет, если вам не удалось раскрыть себя – красный.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
– Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе! Я довольна вашей работой.
Молодцы. Спасибо за урок!














13PAGE 15


13PAGE 14315