Открытый интегрированный урок по истории и осетинской литературе


Открытый интегрированный урок по истории и осетинской литературе
Тема: «Литературный и исторический аспекты в этнографическом очерке
К.Л. Хетагурова «Особа»
Учителя: Кокоева А.Т.; Тибилова Р.Т.
План
проведения открытого
интегрированного бинарного урока
по этнографическому очерку К.Л. Хетагурова
«Особа»
Тема: «Литературный и исторический аспекты в этнографическом очерке К.Л. Хетагурова «Особа»
Урок 1.
Оргмомент как позитивный эмоционально-психологический настрой.
( ставится видеоролик)
Учитель 1: Здравствуйте ребята. Тема сегодняшнего нашего урока «Литературный и исторический аспекты в этнографическом очерке К.Л. Хетагурова «Особа»
Постановка задач и целей:
Учитель 1: Постановка целей.
1. Знакомство с этнографическим очерком К.Л. Хетагурова «Особа»
2. Погружение в историю традиционной культуры осетинского народа изучаемого периода)Учитель 2: Постановка задач. Исходя из целей сегодняшнего урока нужно решить следующие задачи:
- познакомиться с историей написания этнографического очерка «Особа»;
- вспомнить основные обряды и обычаи осетин;
- овладеть основными терминами урока.3. О произведении «Особа»
3.1 литературно-публицистический аспект (даты написания, издания, биографич. данные и т.д.) 1-2 предложения под запись.
Теперь ознакомимся с историей написания этнографического очерка «Особа» и его структурой.
К написанию очерка поэт приступил , по всей вероятности по высылке его за пределы Терской области (1891 г.), когда он находился у своего престарелого отца, который по его просьбе писал заметки о быте , нравах и исторических событиях начала века. Очерк частично был опубликован в 1894 году в газе «Северный Кавказ», затем в 1902 г. в дополненном и несколько переработанном виде появился в журнале «Кавказский вестник» (№7).
В очерке отражаются быт, нравы, хозяйство осетин, в нем вся история вольнолюбивого народа . Коста хорошо понимал, что пройдет еще несколько десятков лет – и заглянуть в прошлое туземцев Кавказа будет совершенно невозможно. Иллюстрации к произведению были творением рук знаменитого осетинского художника Махарбека Туганова. ( Какие вы можете вспомнить картины М.Туганова?) (Народный суд, Собачья скала, Примирение кровников, Посвящение коня покойнику).
Учитель1: исторический аспект
Как важно знать историю своего народа! Как нужно представлять свои корни и хранить давно сложившиеся традиции! Тогда и почва под ногами будет тверже, и русло жизни шире, и руки увереннее.
Название произведения «Особа» грузинского происхождения и может быть переведено выражением осетинщина. Словом особа характеризовали явление отсталое, не соответствующее современным требованиям жизни. В частности это период до присоединения Осетии к Российской империи (Вспомните дату присоединения ). Российская империя обещала осетинам защиту от врагов, покровительство в переселении на равнину и торговле, следовательно это со временем сказалось на развитии культуры и быта горцев. И вот Коста в своем очерке на примере Нарской котловины, откуда он был родом , пишет об этой «отсталой» жизни, характеризуя все аспекты повседневности горцев. (Сословия, жилище и утварь, одежда, пища, детство, отрочество, свадьба, похороны, право).Познакомимся с существовавшими сословиями у осетин.
Доклады детей
Сословия
Термины :Сословие -социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству2. Калым -  выкуп, вносимый женихом родителям невесты.
1. Стыр или тыхджын мыггаг — большая или сильная фамилия.
2. Фарсаг (от фарс — бок, сторона) — находящийся с боку, живущий около, действующий заодно.
3. Кавдасард — рожденный в яслях.
4. Алхад, саулаг, цагъайраг — купленный, черный мужчина, сахарец.
5. Ирад - калым
2) Жилище и утварь.
Термины :1.Аул -  традиционное поселение сельского типа у кавказских народов.
2. Сакля - Хижина, жилище кавказских горцев. 
(Хадзар, Уат, Уазагдон, хазна , цыкурайы фардыг)
3)Одежда.
Термины: Черкеска – у кавказских горцев узкий длинный кафтан.
Бурка - Длинный плащ из тонкого войлока с козьей шерстью.
1. Арчъита 
4) Пища.
Перерыв с угощением (1-2 осетинских блюда).
Урок 2.
Традиции и культура осетин (ТКО): от рождения до смерти.
Учитель 2: Теперь послушайтео детстве и отрочестве наших предков, как они воспитывались и какие игры у них были.
Рассказ учителя: Детство. Отрочество. (Сохранились ли какие – нибудь игры наших предков до сегодняшнего дня?)
Учитель 1: Рассказ учителя о свадьбе.
Показ видеоролика
(Вопрос: Сегодня осетинская невеста нередко переодевается, т.е. у нее может быть и традиционный национальный свадебный наряд, и европейское платье. Ваше отношение к этому моменту).Учитель 2: Рассказ учителя о похоронах.
(По окончании рассказа: Ребята, какие траурные ритуальные традиции сохранились до нашего времени?)Учитель 1: Как вы думаете, почему прежде чем оплакивать убитого, осетины оплакивали убийцу? Вы сможете ответить на этот вопрос, прослушав информацию о простом осетинском праве. Рассказ учителя о праве.
Выводы:
Мы можем сказать, что этнографический очерк К.Л.Хетагурова «Особа» является неоценимым даром осетинской литературы, т. к. в нем с простой и в тоже время красочностью описываются все стороны жизни наших предков.
Чтение этого произведения дает возможность окунуться в историю Осетии со всеми ее плюсами и минусами, познакомиться с традиционной культурой осетин. Историю и культуру своего народа должен знать каждый представитель того или иного этноса, ведь именно это делает нас его полноценными, в духовном смысле, потомками. Ведь человек не знающий историю своей Родины, своего народа, не знающий своего языка является лишь формальным его представителем. Об этом сказано и в кодексе Аланской чести ЦИТАТА «Не считай Себя осетином (аланом) пока не усвоишь языка, обычаев, песенного и танцевального искусства своего народа.»Самостоятельная работа
Домашнее задание (прочитать этнографический очерк «Особа»)
Оценки