Методическая разработка классного часа во 2 классе «Ёлочка, живи!» в рамках конкурса «Сохраним лесную красавицу» Республиканской природоохранной акции «Елочка живи»


2948940-430530
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКАмуниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №116 города Донецка»
Методическая разработка классного часа во 2 классе
«Ёлочка, живи!»
в рамках конкурса «Сохраним лесную красавицу»
Республиканской природоохранной акции «Елочка живи»

Подготовила Зятина Вита Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ «Школа № 116 города Донецка»
Петровский район г. Донецка

Цели: привлечь внимание детей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников; развивать интерес к проблеме сохранения хвойных деревьев; способствовать воспитанию экологической культуры человека.
Оборудование: искусственная елка, рисунки детей, презентация  с музыкой, песнями.
Сценарий классного часа
Звучит запись песни «Ёлочка»

Ученик 1
Почему снежок идёт?Почему на речке лёд?Это к нам зима пришла —Много снега намела.Почему у нас в гостяхЁлка в ярких огоньках?Потому что к нам идётЗимний праздник — Новый год!
- Послушайте стихотворение «Событие» Сергея Михалкова о маленьком
защитнике природы.
Ученик 2
В снегу стояла ёлочка-
Зелёненькая чёлочка,
Смолистая, здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её-
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда- то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения-
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, Кто разодел её?
Сынишка лесника!
- Берите пример с поступка этого мальчика!
Вступительное слово учителя
Скоро приближается праздник «Новый год». А какой же праздник без
ёлочки, без хоровода вокруг неё? Но мы должны помнить, а что же её ждет
после праздника…Что с ней случится?

Проблемный вопрос
-Как вы думаете, а нужна ли елочке помощь человека? В чём? Почему?
(высказывания детей)
- Новогодний праздник по продолжительности очень короткий, и для того, чтобы принести радость нескольких дней, люди ставят елочку, которая росла, может быть,  десятки лет. После праздника ель обратно в лес не вернешь, она погибла сразу, как ее срубили. Не слишком ли велика цена: жизнь 10-20 летнего дерева и короткий праздник в несколько дней?
Ученик 3
Елочка зеленая, снегом запушенная,
Смолою вся пахучая, иголками колючая.
Стоит в лесу красавица, своим нарядом славится!
Вот подходит Новый год, человек пилу берет.
Пять минут и от пилы нет уж этой красоты.
Что росло десятки лет,  на поляне больше нет!
Но есть и другие елки, ничуть не хуже иголки,
И так же блестят и сверкают, и кроной своей восхищают.
И сделаны они на славу из экологически чистого материала!
- Задумайтесь ребята, когда в магазин идут ваши родители: КАКУЮ ЖЕ ВЫБРАТЬ ЕЛЬ?
 Дети высказывают альтернативные предложения:
- Ель можно купить искусственную в магазине.
- Вырастить во дворе ель и наряжать ее на улице и мн. др.
- Давайте послушаем стихотворение Ирины Токмаковой и узнаем, какой
Выход можно найти, чтобы помощь ёлочке.
Живи, ёлочка!
Ученик 4
Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому? Никому! Просто ветру, метели,
Такой же красивой не спиленной ели!

Учитель
- Какой выход нашли родители?
Учащиеся
- Купить для праздника искусственную ёлочку.

Учитель
-Как замечательно, что одну ёлочку мы уже сохранили.
Учитель
- Ребята, к нам в гости пришел Доктор Всяческих наук. Давайте его послушаем.
Доктор Всяческих наук
- Ель растет 150-200 лет. Обычай украшать ёлку пришел к нам
издавна. Когда день начинал увеличиваться, люди в ожидании теплых дней
шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу.
- Накануне 1700 года царь Петр 1 специальным Указом определил, как
отмечать день начала нового года. Слушайте: «В знак того доброго
начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с
Новым годом.
По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое
украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить
стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого
случится, и зажигать огни».
Итак, благодаря Петру 1 Новый год приходит к нам с 31 декабря на 1 января.
Со временем еловые и сосновые украшения с улиц переместились в дома, квартиры. Выполняя указ Петра 1, которому уже более 300 лет, и мы украсили наш дом еловым деревом.
Учитель
- Посмотрите на нашу ёлочку, чего ней не хватает?

Учащиеся
- Украшений.

Игра «Нарядите ёлочку»
- Наряжая нашу красавицу, говорите «да» или «нет».
Что висит на ёлке?
Звонкая хлопушка?
Мягкая ватрушка?
Голосистый петушок?
Старый глиняный горшок?
Белые снежинки?
Рваные ботинки?
Красные фонарики?
Хлебные сухарики?
Яблоки и шишки?
Зайкины штанишки?
Старые газеты?
Вкусные конфеты?
- Ну, вот мы и нарядили нашу ёлочку.
- А какой же праздник без песен вокруг ёлки?
Физкультурная минутка
Исполнение песни «В лесу родилась ёлочка».

Доктор Всяческих наук

- Песне этой, ребята, более 100 лет, и примерно половину своей жизни стихотворение «прожило» безымянным. Кто-то думал, что текст сочинил сам композитор, другие считали, что слова народные. А вы знаете, кто написал знаменитую «Ёлку»?
- Её автор Раиса Адамовна Кудашева, жившая 1878-1964г. Музыку написал композитор Леонид Бекман.
Учитель
- Ну, что же, настроение хорошее, много нового и интересного о
ёлочке узнали, можно теперь заняться конкурсной программой.
Итак, вы готовы?
1-ый конкурс «Загадочный».
1.Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блестки-любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду
Наряд мне надевают всего лишь раз в году. (Новогодняя елочка)
2. На деревья, на кусты с неба падают цветы,
Белые, пушистые, Только не душистые. (Снег, снежинки)
3. Красавица, какая, стоит, светло сверкая.
Как пышно убрана... Скажите, кто она? (Новогодняя ёлка)
4. Полетают в небесах и растают на носах. (Снежинки)
5.У нее все ветки праздничной расцветки. (Елка)
6.С метелкой, в шляпе из ведра
Директор зимнего двора (Снеговик)
7.Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Ель)
8. Она в серебро с жемчугами одета
-Волшебная внучка волшебного деда (Снегурочка)
9. У меня длинней иголки, чем у елки
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. ( Сосна)

2-ой конкурс знатоков стихотворений о ёлочке.
3-ий конкурс. Сочини «Сказка про елку»
Дети составляют сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения.
«Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?) Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»

Беседа
Лес – это прежде всего “легкие нашей планеты”. Деревья вырабатывают кислород, без которого ни люди, ни животные не могут обходиться ни минуты, если в воздухе мало кислорода – становится трудно дышать.
Деревья растут медленно, а праздник бывает каждый год. Если каждый срубит для себя елочку, то очень скоро планета превратится в пустыню. Стоит ли из–за нескольких праздничных дней губить лесное чудо?
Чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет.
К Новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор.
Дерево, трава, цветы и птицы
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Каждый из нас может сберечь дерево, лес, планету. Нужно только постараться. Каждый из вас может заменить живую ёлочку искусственной.
Не обязательно покупать искусственную ель в магазине, можно сделать самому.  Нужно только захотеть и приложить немного старания.
«Ель в лесу должна расти,
Людям красоту нести.
Не рубите ель, друзья!
Красоту губить нельзя!»
Ученик
Не рубите, люди, ёлки!
Ароматны пусть иголки,
Пусть прекрасны их стволы,
Вы рубить их не должны!
Ученик
Ведь когда придёт февраль,
Март или апрель,
Выкинете всё равно
Вы сухую вашу ель.
Ученик
А в лесу растёт она,
Жизни радости полна!
Вы купите из пластмассы
Ёлку. Она многоразовая,
Хватит вам её на много лет!
Ученик
- В счастливый Новый год билет.
Люди не должны природу
Ради радости губить.
Она приносит счастье людям
Тем, что просто МОЖЕТ БЫТЬ!
Ученик
Прикоснитесь лучше сердцем
К красоте земных лесов.
Если вырубите ели,
Лес закроют на засов.
Ученик
Покупая у торговцев
Нагло срубленные ёлки -
Поощряете уродство
Человеческой души:
Эгоизм и браконьерство,
Жажда денег всеми средствами...
Не рубите, люди, ёлки,
Не губите вы леса!
Итог внеклассного мероприятия
-Какова была тема нашего классного часа?
-Какой вывод следует сделать?
-Чем мы можем помочь природе?

Учитель
- Я думаю, что наша встреча сегодня не пройдет даром. Вы станете
настоящими защитниками лесов.
- Не рубите, берегите красавицу леса!


Литература
Журнал "Педагогический мир" (методические разработки, презентации, сценарии) - http://pedmir.ru Сайт «Сценарии школьных и внешкольных праздников» (http://www.uroki.net/scenar.htm)
Сайт «Внеклассные мероприятия» (http://school-work.net)
Сайт uroki.net для классного руководителя