Конспект интегрированной ООД (образовательная область «Познание» + «Художественно-эстетическое развитие») с детьми 4-5 лет на тему: «Космос»


МБДОУ "Детский сад № 130 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Приволжского района г.Казани







Ахметова Елена Николаевна и Измагилова Алёна Геннадиевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 130 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Приволжского района г.Казани








Конспект интегрированной ООД
(образовательная область «Познание» + «Художественно-эстетическое развитие»)
с детьми 4-5 лет на тему: «Космос»
Адаптированная рабочая программа МБДОУ «Детским садом №130», составленная на основе программы «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой

Время занятия 20 мин.







Конспект ООД с детьми 4-5 лет на тему «Космос»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания о геометрических фигурах; Пополнить словарный запас: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин; Дать первоначальные сведения о планетах; Дать представление о костюме космонавта – скафандр;
Развивающие: Совершенствовать изобразительные умения и навыки; Развивать пространственное воображение, мелкую и общую моторику;
Воспитательные: Воспитывать любознательность, аккуратность.
Материалы к занятию:
Изображение портрета Ю. Гагарина, собак Белки и Стрелки, созвездий, Луны, скафандра, воздушный шарик; Набор геометрических фигур, образец ракеты, составленной из этих фигур; Листы бумаги с нарисованными и ракетами из геометрических фигур, карандаши; Модель космонавта.
Оборудование: интерактивная доска, аудио- и видеозаписи, аудиоаппаратура.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картинок; проведение беседы о космосе; загадывание загадок; рисование ракеты пластилином; чтение стихотворений (С. Есенин “Звёзды”, И. Бунин “Огни небес”, А. Лугарёва “Космический сон”); разучивание пальчиковой гимнастики «На ракете улетим»; выкладывание из счетных палочек ракеты, звезды.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы узнаем с вами много интересного и познавательного.
(Звучит космическая музыка и на экране появляется звездное небо, космическое пространство).

Воспитатель: Дети, посмотрите на эти картинки, что вы видите?
Дети: Звезды, планеты.
Воспитатель: Правильно. Отправимся мы с вами в космическое путешествие к звездам. А прежде чем отправиться, давайте поговорим о планете, на которой мы с вами живем. А мы, на какой планете с вами живем?
Дети: на планете Земля.
Воспитатель: Правильно, Земля (показывается глобус-макет земли). Почему на планете виден голубой цвет? Что это?
Дети: Голубой цвет – это реки, океаны и моря.
Воспитатель: Наша планета Земля-это часть Вселенной. Люди с давних времен смотрели на небо и задумывались, а что там дальше за облаками и мечтали подняться выше облаков. Люди изобрели телескопы, это специальные приборы, которые позволяют людям видеть то, что расположено очень далеко от Земли.
Потом люди изобрели космические корабли. Космические корабли долго испытывали, чтобы полеты на них были безопасны для человека. В космос первыми полетели не люди, а первый успешный полет в космос совершили собачки Белка и Стрелка. (Показать детям фотографии животных). А вы знаете, каких животных еще отправляли в космос?
Дети: Крысы, черепахи, обезьяны.
Воспитатель: Правильно. После того, как полет собачек прошел успешно, в космос полетел первый человек. Скажите, дети, кто знает, как зовут первого космонавта?
Дети: Юрий Гагарин (показ фотографии космонавта)
Воспитатель: Этот полет Ю.Гагарин совершил 12 апреля 1961г. с тех пор этот день празднуется, как День Космонавтики. А хотите посмотреть как же Ю.Гагарин совершал этот полет?
Дети: Да.
Показывается видео «Первый полет в космос»
Воспитатель: Мы с вами поговорили о нашей планете, теперь давайте готовиться к отправлению и узнаем о других интересных планетах Солнечной системы. Ой, дети, посмотрите а кто это к нам пришел? Как вы думаете, кто это?
Дети: космонавт.
Воспитатель: Правильно, это космонавт. Детям показывается космонавт. А космонавт может полететь в космос в шортах или в футболке?
Дети: нет.
Воспитатель: Обратите внимание, какой у него костюм. Этот костюм называется скафандр. Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту не будет чем дышать. В скафандре же есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы вне космического корабля. Кроме того скафандр оснащен радиосвязью на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля
Воспитатель: А как вы думаете, на чем можно отправиться? Может быть на самолете?
Дети: нет, это очень далеко.
Воспитатель: может быть на воздушном шаре?
Дети: Нет. На космическом корабле.
Воспитатель: Где мы его возьмем?
Дети: Сделать.
Воспитатель: дети делятся на команды и проходят к своим столам, где, уже приготовлены геометрические фигуры и шаблоны космических кораблей. (Приложение 1)
Воспитатель: Какие замечательные корабли у вас получились. Теперь мы готовы к полету (дети ставят стульчики друг за другом парами). Отправимся в путешествие к планетам Солнечной системы.
Динамическая пауза «Космонавты высаживаются на планеты»
Дети становятся в ряд, и выполняют команды: Члены экипажа космического корабля постройтесь друг за другом, встаньте в круг, встаньте парами. Команда космического корабля высадилась на большую желтую планету, высадилась на две маленькие синие планеты, высадились на красную планету.
Воспитатель: Я вам предлагаю, макеты планет, которые мы с вами посетим, закреплять вот сюда, на макет солнечной системы.
Первая планета из 9 планет Солнечной системы, - это Меркурий - самая близкая к Солнцу планета, на этой планете очень сильные перепады температуры от +350 до -170 градусов. (Показ изображения).
Следующая планета Венера. Венера считается сестрой Земли. Планеты почти идентичны по размеру, химическому составу, весу и плотности. Другими словами, Венера состоит из почти тех же типов материалов, как Земля и примерно в тех же пропорциях. Венера имеет вулканы, горы и песок, как и Земля. Однако, если они и близнецы, то Венера является злым близнецом. Как вы думаете почему?
Дети: потому что на ней очень жарко.
Воспитатель: Правильно. Венера - это смертельный мир, где температура поверхности достаточно горяча, чтобы приготовить еду в считанные минуты. Там нет мест, где вы бы смогли спрятаться от этой изнуряющей жары. Атмосфера, главным образом состоит из углекислого газа, что делает Венеру высокотоксичным местом. Ни одно живое существо никогда не сможет выжить на Венере. Венера находится так близко к Земле, что она кажется самым ярким светилом на ночном небе.
Дальше мы летим на Марс. Марс иногда называют красной планетой, потому - что она имеет большое количество железа, а железо, когда ржавеет, становится красно-бурым. Марс имеет самые высокие горы и самые глубокие каньоны в Солнечной Системе. Самый глубокий каньон на Марсе будет простираться от Нью-Йорка до Лос-Анджелес на Земле. Гранд-Каньон на фоне него выглядят крошечными. Марс имеет

также самый большой вулкан в Солнечной системе – Олимп, который почти в 3 раза больше, чем гора Эверест.
А сейчас нас ждет самая крупная в Солнечной системе планета Юпитер. Земля может поместиться внутри Юпитера 1000 раз. Юпитер является бушующей планетой. Существуют бури, которые простираются по всей атмосфере, и большинство из бурь, кажется, никогда не закончатся. Множество различных облачных образований и штормов в атмосфере Юпитера делают планету очень красочной.
Впереди нас ждет планета с кольцами - Сатурн. Во многих отношениях, Сатурн похож на Юпитер, но он немного меньше. Это вторая по величине планета в нашей Солнечной системе. Сатурн является самой дальней планетой, которую можно увидеть с Земли без телескопа. Поскольку Сатурн такая легкая планета и вращается очень быстро, он не имеет форму идеального шара, как большинство других планет. Как и Юпитер, Сатурн шире в середине и более узкий вблизи его северного и южного полушария.
Давайте немного отдохнем, проведем космическую разминку.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун. Он восьмым идёт по счёту,
А за ним уже потом
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: Молодцы ребята. Впереди нас ждут планеты Уран, Нептун и Плутон.
Уран имеет кольца, хотя они и не так вытянуты, как кольца Сатурна. Кольца Урана состоят из частиц пыли и больших камней.
Нептун. Никакая другая планета в Солнечной системе не имеет ветра, столь же сильные, как на Нептуне.
Плутон - Карликовая планета. Плутон был единственной планетой, название которой придумал ребенок. После того, как планета была обнаружена в 1930 году, 11-летняя девушка, которая жила в Оксфорде, Англия, по имени Венеция Берни, предположила, что это новую планету необходимо назвать в честь римского бога подземного мира. Дед Венеции направил это предложение в обсерваторию Лоуэлла и это название было принято. Плутон вращается вокруг Солнца по орбите, которая имеет не точный круг как все остальные планеты Солнечной системы. Скорее орбита Плутон имеет форму яйца. Кроме того, его орбита не лежит в той же плоскости, что у остальных планет. Орбита Плутона смещена выше и ниже орбит других планет в нашей Солнечной системе.
Вот и пришло время возвращаться домой, но прежде чем вернуться, давайте выйдем в открытый космос. Для этого наденем скафандры. Когда вы покинете корабль, то будете находиться в состоянии невесомости, как будто будете летать. Звучит «космическая музыка», дети «летают» в невесомости.
Воспитатель: возвращаемся на корабль и летим домой. Пока мы будем лететь, вспомним, на каких планетах мы побывали(дети перечисляют планеты с помощью воспитателя).
Подвижная Игра «Космонавты»
Дети, мы с вами долго путешествовали, пришлось мало двигаться, давайте поиграем в игру «Космонавты». Расставляем стульчики в количестве меньшем, чем количество детей. Воспитатель читает стихотворение:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты
На какую захотим, на такую полетим
Но в игре один секрет - опоздавшим места нет.
Дети бегают, а когда воспитатель произносит последнюю фразу, дети должны занять места на стульчиках. Опоздавшие выбывают.
Воспитатель: Дети, что нового мы сегодня узнали?
Как называется наша планета?
А на каких планетах мы с вами побывали сегодня?
Как звали собачек, которые были в космосе?
А как звали первого космонавта?
Как называется космический костюм?
Кто из вас хочет быть космонавтом?
Что вам понравилось сегодня на занятии?
Молодцы, ребята, вы очень внимательно слушали мой рассказ, все запомнили, из вас получатся настоящие космонавты.


















Приложение 1




Материал к занятию «День космонавтики»Рисунок 1Материал к занятию «День космонавтики»тђ Заголовок 2тђ Заголовок 315