Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с применением элементов наглядного моделирования «Поможем пингвиненку»


Приложение №22
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в средней группе
с применением элементов
наглядного моделирования
«Поможем пингвиненку»

Гусач Е.В., воспитатель
пгт. Дубровка – 2016 г.
Задачи:
Упражнять детей в умении составлять рассказ о времени года (весна) с использованием мнемотаблиц.
Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята у нас сегодня гость? Кто это? 
Дети: Пингвиненок.
Воспитатель: Ребята, а где живут пингвины?
Дети: Пингвины живут в Антарктиде
Воспитатель: Молодцы, правильно! Пингвиненок приехал к нам в гости и очень удивился, в Антарктиде сейчас тоже весна, но она совсем не такая как у нас. Ему очень хочется побольше узнать о нашей красавице – весне, а потом рассказать о ней своим братьям и сестрам. Пингвиненок обращается к нам за помощью. Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь?
Воспитатель: Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок, послушать мелодии весны. Итак, давайте поговорим о весне, а потом попробуем составить красивый рассказ о ней, чтобы Пингвиненок смог рассказать его своим братьям и сестрам. Что же такое «весна»? 
Дети: Это время года.
Воспитатель: У меня есть картинки со временами года. Сколько их? 
Дети: 4
Воспитатель: Я предлагаю встать друг за другом и показать, что за чем наступает. Наступила весна, затем приходит что? 
Дети: Лето.
Воспитатель: Какое время года приходит после лета? 
Дети: Осень.
Воспитатель: А какое время года сменяет осень? 
Дети: Зима.
Воспитатель: А теперь посмотрите на доску. Что вы видите? 
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Как вы думаете, почему оно здесь появилось? 
Дети: Весной чаще светит солнышко.
Воспитатель: Я каждому из вас буду давать солнышко в руки, а вы скажите какое солнышко весной (яркое, теплое, ослепительное, желтое, весеннее, веселое, лучистое, блестящее, большое…
А у нашего солнышка чего - то не хватает. 
Дети: Лучиков.
Воспитатель: Для того чтобы лучики появились нужно придумать красивое предложение про весну. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной».
Дети: Весной солнце светит ярче, теплее.
Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.
Весной тает снег.
Весной появляются проталинки.
Весной на деревьях появляются зелёные листики.
Весной появляется молодая и зеленая травка.
Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.
Весной просыпается медведь.
Весной зайчик, белочка меняют свои шубки.
Весной с юга прилетают птицы.
Весной люди снимают шубы и надевают легкую одежду.
Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.
Воспитатель: Вот и засияло наше солнышко. А я предлагаю прочитать Пингвиненку стихотворение о весне и вы мне в этом поможете. Повторяйте за мной.
Физминутка «Весна»
Весенний день! (хлопают в ладоши)
На дворе звенит капель, (встряхивают кистями рук)
По полям бегут ручьи (волнообразные движения руками)
На дорогах лужи (соединяют руки перед собой)
Выползают муравьи («пробегают» пальчиками по бедрам к колену)
После зимней стужи
Пробирается медведь (имитация движений медведя)
Сквозь лесной валежник
Стали птицы громче петь (делают взмахи кистями рук)
И расцвёл подснежник (складывают из ладошек «бутон»)
Воспитатель: Отгадайте загадку
Словно крылья, паруса,
Это, что за чудеса,
Не коптит и не шумит,
По волнам легко скользит!
Дети: Кораблик.
Воспитатель: Почему я загадала загадку о кораблике.
Дети: Весной дети любят пускать кораблики в ручейках.
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы нам ничего не забыть и составить правильный и красивый рассказ о весне, я приготовила вам картинки- напоминалки. Как вы думаете, какая картинка будет первой, о чем мы здесь будем рассказывать? (обсудить все картинки) Пингвиненок с нетерпением ждет ваших красивых рассказов. Кто готов попробовать первый?
Рассказы детей 4 -5
Воспитатель: Сложно ли было составлять рассказ? Почему? Что вам помогло? Ребята как вы думаете, у нас получилось помочь Пингвиненку? А для чего мы составляли рассказы о весне? А я предлагаю подарить Пингвиненку наши картинки - напоминалки. Зачем?
Дети: С помощью них ему будет легче вспомнить и рассказать о весне своим сородичам.