Разработка интегрированного урока (информатика и экономика) Тема:Применение табличного процессора Excel в разделе «Домашняя экономика»(8 класс)

1
Тема раздела: Информационные технологии в домашней экономике (Флипчарт 1)
Класс: 8
Тема №1: Применение табличного процессора Excel в разделе «Домашняя
экономика»
Цель: познакомить учащихся со структурой семейного бюджета, научить создавать таблицы в Excel, применяя полученные знания на практике (Флипчарт 2)
Задачи:
Образовательные:
Ознакомить с задачами домашней экономики и научить проводить действия над ячейками.
Развивающие:
Развить логическое мышление, познавательный интерес, навыки ведения домашней бухгалтерии и работы на компьютере, работы с электронными таблицами.
Воспитательные:
Воспитание информационной культуры учащихся и развитие интереса к
обучению; формирование навыков аккуратности, внимательности,
самостоятельности, дисциплинированности, усидчивости.
Тип урока: интегрированный урок информатики технологии, объяснение нового материала
Вид урока: урок-эксперимент
Методы обучения:
словесные
наглядные
практические

Межпредметные связи:
информатика
технология
экономика


Планируемые результаты:
Знать: правила ввода, редактирования, форматированных данных  электронных таблицах Excel; структуру семейного бюджета.
Уметь: создавать электронные таблицы в Excel; применять полученные знания при планировании семейного бюджета.
Комплексно-методическое обеспечение: интерактивная доска, флипчарт,  ПК, карточки – задания для практической работы.

Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.)
“Мало иметь хороший ум, важно уметь применять его”
Рене Декарт
Преподаватель информатики: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим нестандартный  урок: применение информационных технологий на уроках технологии.
II. Повторение (7мин.) (Флипчарт 3)
1.Каково главное назначение электронных таблиц? (выполнение расчетов)
2. Как условно называются документы, созданные в MS Excel? (рабочая книга)
3.Сколько листов содержит рабочая книга? (три)
4.Строки в MS Excel нумеруются (целыми числами)
5.Столбцы в MS Excel нумеруются (латинскими буквами)
6.Что является основным элементом электронной таблицы? (Ячейка)
7. Как называется группа смежных ячеек? (диапазон)
8.Какие типы данных могут храниться в ячейках (число, формула, текст)

III. Объяснение нового материала. (15 мин)
(Флипчарт 4) Учитель информатики: Мы продолжаем знакомство с табличным процессором Excel
1. Ввод данных.

        В ячейки рабочего листа вводятся два вида данных: постоянные значения (числа, текст, дата/время) и формулы. Числа включают цифры и символы-разделители: десятичная точка, процент, знак числа, круглые скобки, денежное обозначение (тг. или $). Текст – это последовательность букв, цифр, специальных символов.
        Формулы строятся как выражения для вычисления нового значения.
Для ввода данных в ячейку необходимо сделать её активной и ввести данные с клавиатуры. Данные появляются в ячейке и строке формул в верхней части окна. В момент ввода данных в строке формул становятся доступными кнопки Ввод, Отмена (ввод прекращается и данные, поступившие в ячейку – удаляются)и значком13 QUOTE 1415-окно мастера функций. Для завершения ввода следует нажать Enter. Процесс ввода данных закончится и активной станет соседняя ячейка.

2. Форматирование данных (Флипчарт 5)

За форматирование данных в ячейках отвечают несколько разделов ленты и диалоговое окно команды Главная – Ячейка – Формат – Формат ячеек.
Табличный процессор может работать с числами, текстом, формулами. После нажатия клавиши ввода программа сама определяет тип данных и в соответствии с этим выравнивает данные по разным краям ячейки. Тип данных влияет на их отображение в таблице
Для типа данных предусмотрены числовые форматы:
Числовой формат;
Процентный;
Формат даты и т.д.
В отличие от текстового процессора в таблицах можно выравнивать данные не только по горизонтали, но и по вертикали (демонстрация).

3. Редактирование данных.

Редактировать содержимое ячейки можно несколькими способами:
выделите ячейку и редактируйте её в строке формул;
дважды щелкните в ячейке мышью или выделите ячейку нажмите F2, в этом случае данных можно проводить непосредственно в ячейке. Завершив редактирование ячейки, нужно нажать клавишу Enter.

(Флипчарт 6) Учитель технологии:
Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Дети и родители вместе образуют семью. Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из величайших. Ни одна нация, ни одна культурная ценность не сумели обойтись без семьи. Для каждого человека семья – начало начал.
(Флипчарт 7) Семья выполняет ряд функций: репродуктивная (воспроизводство общества), регулятивная, коммуникативная (общение членов семьи), рекреативная (воспитание членов семьи), социальная и экономическая.
Экономические функции семьи:
организация семейного потребления и ведение домашнего хозяйства.
накопление частно-семейного имущества.
финансовая деятельность по формированию и использованию бюджета семьи.
(Флипчарт 8) Все эти функции семьи изучает «Домашняя экономика» – это умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные средства их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход времени и денег.
Наша деятельность всегда направлена на удовлетворение каких-либо потребностей.
Потребность - осознанное желание иметь что–либо. При составлении списка потребностей семьи и установлении очередности их удовлетворения нам нужно учесть разумность потребностей. Каждый человек для удовлетворения своей потребности должен хорошо работать и хорошо зарабатывать.
Существуют ложные (неразумные) и рациональные (разумные) потребности. Удовлетворение ложных потребностей не приносит пользы, а чаще дает вред. Это потребность в курении, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого.
(Флипчарт 9) Следует различать материальные и духовные потребности. К материальным относятся: потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей. К духовным относятся: потребность в культуре, общении, знаниях, искусстве.
Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц, год). Бюджет – в переводе с английского денежная сумка.
(Флипчарт 10) Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности.
Расход – затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.
Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам – бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.
Цель составления семейного бюджета контроль над финансовым положением семьи, достижение поставленных финансовых целей (квартира, машина, образование детей, отдых), уменьшение незапланированных и ненужных расходов, осознанное планирование будущих покупок, формирование внутренней финансовой дисциплины.

IV.Самостоятельная работа учащихся за компьютером (15 мин)
(Флипчарт 11) Практическая работа №1
Задание: Заполнить таблицы «Семейный доход», «Виды доходов» по образцу.
V. Рефлексия. (5мин) (Флипчарт 12)

Синквейн (стихотворение из пяти строк)
1 строка: одно существительное (ключевое слово IT экономика)
2 строка: два прилагательных или причастия
3 строка: три глагола
4 строка: фраза из четырех слов
5 строка: существительное


(Флипчарт 13)
Д/з. 1. Учебник «Информатика» § 26. Стр.176 «Проверь себя»
2. Конспект по теме «Домашняя экономика»
3. Заполнить таблицы « Семейный доход» и «Виды расходов»


Приложение 1
Практическая работа №1
Тема: «Ввод, редактирование и форматирование данных в табличном
процессоре Excel»
Цель: Научиться вводить данные в ячейки электронной таблицы,
осуществлять их редактирование и форматирование.
Алгоритм выполнения практической работы:
1.Запустить табличный процессор Excel.
2. В ячейку А1ввести заголовок таблицы «Семейный доход», выполнить объединение ячеек (А1:С1) - Главная – Выравнивание - ;
3.Заполните таблицу по образцу.

Измените ширину столбцов (если это необходимо);
Для данных ячеек А2:Аn установите «Текстовый» формат: Главная – Ячейка – Формат – Формат ячеек – Число – Текстовый
Для данных A1:В2 выполните выравнивание текста: Главная – Ячейка – Формат – Формат ячеек - Выравнивание: по горизонтали - по центру, по вертикали - по центру;
Оформите границы таблицы
4. Переименуйте название ярлыка «Лист1» на «Семейный доход»
5. Сохраните работу в своей папке под именем «Домашняя экономика».



Приложение 2
Домашнее задание
Задание 1: Заполнить таблицу «Семейный доход»
Члены семьи
за 1 месяц



















Итого:



Семейный доход:
Заработная плата членов семьи
Пенсии, стипендии, пособия
Доход от личного подсобного хозяйства
Доход от других источников

Задание 2: Заполнить таблицу.
Виды расходов
Название статьи расходов
Расход за1 мес.(тг.)

Питание


Одежда


Коммунальные услуги ( кварт.плата, свет, вода)


Хозяйственные товары


Товары личной гигиены, в том числе косметика и парфюмерия


Сотовая связь


Канцелярские товары


Увлечения (DVD, компьютер, книги, кружки, секции, рукоделие, театр и т.п.)


Услуги (транспорт, парикмахерская, химчистка, медицинские, образовательные и т.п.)


Кредиты


Итого:




Терминология раздела «Домашняя экономика»

Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные средства их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход времени и денег.

Потребность - осознанное желание иметь что–либо.

Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц, год).

Бюджет – в переводе с английского денежная сумка.

Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности.

Расход – затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.

Расходы равны доходам – сбалансированный бюджет.

Когда расходы превышают доходы, бюджет имеет дефицит.

Если доходы больше расходов бюджет называется избыточным.



15