Урок в объединенных 6 и 7 классах Роспись по камню «И оживают даже камни!..»

Урок в объединенных 6 и 7 классах
Роспись по камню «И оживают даже камни!..»

Тема 6 класса: Анималистический жанр – роспись божьей коровки
Тема 7 класса: Выражение настроения через смайлик

Цель урока: Развитие умения увидеть форму, цвет, декор в необычном материале, а именно камне, и передать единство этих качеств в росписи объемных материалов.

Задачи урока: развивать и закреплять умение выполнять роспись объемной формы; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами художественной культуры.

Для проведения урока понадобится: слайдовая презентация, камни, готовые работы с росписью, кисточки разных размеров, краски гуашь (акрил), карандаши простые, фломастеры, ластик, клеенка, кусочки плотного картона, технологические карты, тексты с информацией, салфетки, баночки с водой, сундучок.

Схема урока (этапы):
1. Мотивационный этап. Задача: включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
2. Актуализация знаний. Задача: повторить изученный материал
3. Постановка учебной задачи. Задача: обсудить цель урока и обдумать проект достижения цели, через задачи
4. Открытие нового знания. Задача: познакомиться с нетрадиционным материалом для росписи, технологией выполнения росписи
5. Самостоятельная работа. Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
6. Профилактический этап. Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии
Возвращение самостоятельной работе (этап 5)
7. Этап показа получившихся работ, рефлексия учебной деятельности. Задача: подвести итоги занятия, оценить получившиеся результаты.

Перед началом урока раздать на парты листы с текстом о божьей коровке и смайликах.
1. Мотивационный этап

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Ребята, скажите, для чего нам нужны глаза? Правильно, видеть красоту природы, окружающего мира, людей. Наши глаза видят и тех, кто нуждается в нашей помощи: голодную птицу, упавшего товарища. Они помогают совершать нам добрые поступки.  Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь.
Теперь посмотрели все на меня.  Всем, всем добрый день!  Прочь с дороги наша лень!  Не мешай трудиться,  Не мешай учиться! 
Все ли готовы к уроку, все ли у вас на месте?

2. Актуализация знаний

- И начинаем мы сегодняшнее занятие с небольшой разминки.

Интеллектуальная разминка (кроссворд)

Прозрачная водорастворимая краска
Изображение предметов, расставленных в художественном порядке
Выразительное движение мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств
Изображение человека (или группы людей), передающее облик человека, его характер
Жанр, в котором изображают животных
Материал для выполнения графических работ (в косметике, то чем девочки любят красить ресницы)

1
А
К
В
А
Р
Е
Л
Ь

2
Н
А
Т
Ю
Р
М
О
Р
Т

3
М
И
М
И
К
А

4
П
О
Р
Т
Р
Е
Т

5
А
Н
И
М
А
Л
И
С
Т
И
К
А

6
Т
У
Ш
Ь



- Если вы правильно впишете слова, то в выделенных клетках увидите название материала, с которым сегодня будете работать. И увидите, что спрятано в этом волшебном сундучке.
(камни, отдельно работы готовые)
Дети делятся на пары. Каждой паре карточки с заданием. Если не могут ответить, помогает другая пара.
Когда дети справятся с заданием, из сундучка достаются камни

3. Постановка учебной задачи

-Как вы думаете, что можно сделать с обычным камнем, который буквально валяется у нас под ногами?
Ответы детей
Здесь выводится тема урока на слайде «И оживают даже камни!..»
Достать готовые работы

- Таинственной ночью глубокой
Под светом волшебной луны
Цветут на горе одинокой
Раз в тысячу лет валуны

Но мы с вами тысячу лет ждать не будем. Камни будут оживать и расцветать в ваших умелых руках.

Скажите, ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока?

Ответ детей – раскрасить, нарисовать.
- Этот вид творчества называется – роспись по камню, значит, правильно будет: выполнить роспись по камню
Записать на доске сформулированную цель

- Но как вы думаете, можно просто сразу взять и расписать камень, ничего не зная, как следует выполнять роспись?
Через какие задачи мы сможем правильно и красиво выполнить свою работу

Ответы детей
Узнать сведения из истории росписи
Посмотреть работы других людей
Познакомиться с этапами работы
Записать задачи на доске

- Молодцы, ребята!

Раздать детям технологические карты

4. Открытие нового знания

(слайды). Немного о росписи по камню, готовые работы

- Рисунки на камнях – один из древнейших видов искусства.
Камень был, наверное, первым предметом, который человек взял в руки осознанно. Использовать его как основу для творчества люди стали тоже очень давно, вспомните наскальные рисунки древних людей.
Роспись на камнях и сегодня очень популярна, например, в восточных странах. В современном мире художники придали ему новое звучание и открыли росписи на камнях новое применение от декоративного убранства сада до элементов дизайна квартир. А лучшие из лучших работы попадают прямиком на витрины музеев и арт-галерей.

- Сегодня на уроке вы будете волшебниками, которые способны оживить даже камень. И для этого у нас есть даже волшебные палочки. Какие, ребята?

- У вас, в зависимости от того в каком классе вы учитесь, будут немного разные задания.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карточки с текстом, которые лежат у вас на столе и ознакомьтесь (2-3 минуты).
- В 6 классе мы знакомились с анималистическим жанром, выполняли задания. Давайте вспомним, что такое анималистический жанр?
Ответ детей

- В этом жанре мы и продолжим работу. Вам нужно при помощи технологической карты расписать камень в виде божьей коровки. Вы уже познакомились с этой милой букашкой, что вы можете рассказать о ней?

- А теперь вопрос к 7 классу.
Ребята, скажите, а как можно увидеть, что чувствует человек? Как проявляются его переживания?
Ответы детей
- Правильно, мы можем понять это по выражению лица
Вы все знакомы со смайликами, используете их при общении по телефону, интернете. Скажите что это? (Ответы детей)
И как вы, наверно уже поняли, вы выполняете роспись смайлика.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Когда появился первый смайлик и кто его автор?
Когда празднуется День рождения смайлика?
- Молодцы!

- Говорят, что в каждом камне есть душа,  Которая стремится к небу, Познать тот мир, в котором не был

Начав расписывать камни, вы очень скоро научитесь определять, какая душа живет в том или ином камне – кошачья, собачья, совиная... Предлагаю выбрать из этих камушков, те в которых живет душа божьей коровки (6 класс), и в котором может проснуться веселый смайлик (7 класс) Удачи вам! 

5. Самостоятельная работа
- Посмотрите технологические карты и скажите, что нам понадобится для работы?
Дети отвечают и приступают к работе. Включить негромкую музыку

6. Профилактический этап
Физминутка
- Какое сейчас время года? Представьте, что мы сейчас на улице. Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. И начали лепить снеговика. Изобразите, как мы лепим снеговика: ставим снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. И веселые, отдохнувшие - снова на урок.
С таким же отличным настроением мы продолжаем работать.

Возвращение к самостоятельной работе (этап 5)

7. Этап показа получившихся работ, рефлексия учебной деятельности

Выставка готовых работ.

- А теперь посмотрим, что получилось у наших волшебников!
Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные у вас получились работы.

- Как выдумаете, достигли мы сегодня поставленной цели урока?
- Каким способом мы осуществили это?
- Что нового ты узнал на уроке?
- Где можно применить полученные сегодня знания и умения?
- В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
- Как тебе было интереснее всего работать в паре или одному? Почему?

Домашнее задание:
- Ребята, а вы хотите, чтобы ваши работы сохранились? Ведь у тех, кто выполнял ее гуашью, она может испортиться от влаги, частых прикосновений. Чтобы этого не случилось роспись надо покрыть прозрачным лаком. Но делать это следует только взрослому человеку! Попросите дома родителей помочь вам.


Приложение № 1
Задание для 1 группы. Интеллектуальная разминка (кроссворд)

Прозрачная водорастворимая краска

Выразительное движение мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств

Жанр, в котором изображают животных


Задание для 2 группы. Интеллектуальная разминка (кроссворд)


Изображение предметов, расставленных в художественном порядке

Изображение человека (или группы людей), передающее облик человека, его характер

Материал для выполнения графических работ (в косметике, то чем девочки любят красить ресницы)

Приложение № 2
Да здравствует смайлик!
Отцом смайлика-колобка принято считать американского художника Харви Болла. Он впервые изобразил его, выполняя в декабре 1963 года поручение руководителей объединяющихся крупных страховых компаний: придумать символ, способный поддержать корпоративный дух и хорошее настроение сотрудников.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Графическое изображение круглого лица, передающего эмоции, приобрело большую популярность одновременно со становлением и развитием блогов и интернет-форумов.
А 19 сентября 1982 года профессор Университета Карнеги-Меллона Скотт Фалман впервые предложил использовать три символа, идущие подряд двоеточие, дефис и закрывающую скобку, для обозначения «улыбающегося лица» в тексте, который набирается на компьютере :-) - (.
И теперь каждый год 19 сентября отмечается необычный праздник - День рождения дружелюбного электронного символа - День рождения «Смайлика».
На сегодняшний день смайлики это целая динамично  развивающаяся система символов.
Ещё несколько лет назад смайлики были не такими разнообразными, а посмотрите, что с ними стало теперь! Использовать их можно их не только в смс, скайпе , аське и в соц страничках, но и для оформления творческих школьных работ. Попробуйте – получится так забавно!
Можно смайликом удачным
Очень многое сказать!
Он бывает очень смачным,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Так что слов не подобрать!
Метким смайлом можно снова[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Натроение поднять,
И, не вымолвив не слова,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Про себя всё рассказать!
Удивиться, улыбнуться,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
С добрым утром пожелать,
Можно чем-то  поделиться[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Или предложить играть.
Смайлик дарит нам подарок,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Море радости, цветов.
Он бывает очень ярок,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
С ним не нужно лишних слов!
С ним легко в любви признаться[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Или что-то предложить,
И при том не расстеряться,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Все стесненья отложить! [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Автор: Ольга Вивтоненко


Да здравствует смайлик!
Отцом смайлика-колобка принято считать американского художника Харви Болла. Он впервые изобразил его, выполняя в декабре 1963 года поручение руководителей объединяющихся крупных страховых компаний: придумать символ, способный поддержать корпоративный дух и хорошее настроение сотрудников.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Графическое изображение круглого лица, передающего эмоции, приобрело большую популярность одновременно со становлением и развитием блогов и интернет-форумов.
А 19 сентября 1982 года профессор Университета Карнеги-Меллона Скотт Фалман впервые предложил использовать три символа, идущие подряд двоеточие, дефис и закрывающую скобку, для обозначения «улыбающегося лица» в тексте, который набирается на компьютере :-) - (.
И теперь каждый год 19 сентября отмечается необычный праздник - День рождения дружелюбного электронного символа - День рождения «Смайлика».
На сегодняшний день смайлики это целая динамично  развивающаяся система символов.
Ещё несколько лет назад смайлики были не такими разнообразными, а посмотрите, что с ними стало теперь! Использовать их можно их не только в смс, скайпе , аське и в соц страничках, но и для оформления творческих школьных работ. Попробуйте – получится так забавно!
Можно смайликом удачным
Очень многое сказать!
Он бывает очень смачным,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Так что слов не подобрать!
Метким смайлом можно снова[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Натроение поднять,
И, не вымолвив не слова,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Про себя всё рассказать!
Удивиться, улыбнуться,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
С добрым утром пожелать,
Можно чем-то  поделиться[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Или предложить играть.
Смайлик дарит нам подарок,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Море радости, цветов.
Он бывает очень ярок,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
С ним не нужно лишних слов!
С ним легко в любви признаться[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Или что-то предложить,
И при том не расстеряться,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Все стесненья отложить! [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Автор: Ольга Вивтоненко

Приложение № 3

Божья Коровка
Помните, как найдя в траве красно-черного жучка и посадив его на ладошку, пели: «Божья коровка, улети на небо: Там твои детки кушают конфетки!». И божья коровка действительно улетала. А мы смотрели вслед и примечали: если полетит высоко, значит, будет ясная погода, а если полетит к земле, то будет дождь. Происхождение названия «коровка», скорее всего, связано с биологической особенностью жучка: он может давать молоко, причем не обычное, а рыжее! Такая жидкость выделяется в случае опасности из пор на сгибах конечностей и отпугивает хищников, увидевших в коровке свой потенциальный обед. Такую же задачу выполняет и яркая окраска, говорящая о несъедобности крылатой коровки. В старину верили, что коровка, по-научному называемая кокцинеллидой, напрямую связана с Богом, живет она на небе и лишь изредка спускается на землю. По славянским поверьям, божья коровка относится к небесному стаду Перуна. Она осуществляет посредническую связь между небом и землей, между могущественным богом и людьми. Поэтому ей приписывалась магическая сила, способность влиять на погоду. Люди старались не убивать божьих коровок, чтобы не навлечь божьего гнева. Еще одна гипотеза происхождения эпитета «божья» связана с тем, что раньше это прилагательное употреблялось в значении «мирная, кроткая, безобидная». Этого жучка принято считать травоядным, а на самом деле он – хищник, впрочем, полезный. Наиболее распространенная, семиточечная божья коровка поедает тлю, которая наносит вред культурным растениям. Так что она могла получить такое название и за спасение посевов от нашествия вредителей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Легенда о божьей коровке
Когда-то давным-давно жила была маленькая серенькая козявочка. Её никто не замечал, кто же заметит на серой земле копошащуюся серенькую козявочку. Она считала, что это несправедливо, ведь она много трудилась и приносила пользу всему живому, она одна боролась с полчищами злой тли. Но никто не ценил её труд. Остальные насекомые гордились своими яркими красками. А жуткий вредитель, старикашка-ворчун колорадский жук, смеялся над ней. И однажды она проснулась от того, что лучик солнца ласково гладил её и говорил: «Поверь в себя! Ты достойна большего!» Она подумала: «Бог такой мудрый и справедливый, столько красок он нашёл для других, неужели он не даст немного и мне?! И вообще, если я очищу все листочки от серой тли, то тогда на зеленом фоне я, даже со своей серой окраской буду выделяться!» И она приступила к работе. Каждый день она делала больше, чем в предыдущий. Ведь ей хотелось быстрее стать заметной. И однажды, оглянувшись, она увидела зелёный сад, совсем очищенный от тли. Деревья и кустарники шелестели, и в этом шелесте она услышала: «Спасибо! Ты спасла нас, ты подарила нам жизнь, ты самая лучшая!» Ей еще никогда никто не делал комплименты, и она покраснела!!!  С того дня все насекомые обратили внимание на красивую, яркую букашечку! Она была так счастлива, и излучала такое тепло и радость, что все стали называть её «Божья коровка», а дети ласково «Солнышко-небушко». И когда люди берут её в руки и просят полететь на небушко и исполнить желание, она с радостью это делает, ведь она «Божья» и знает, что каждый может получить всё, что захочет.


Приложение № 4
Выполнение росписи по камню. Веселый смайлик

Технологическая карта
Для выполнения росписи годятся только гладкие камни. Камни с пористой структурой будут сильно впитывать краску. Прежде, чем начать работу, камни обязательно хорошо вымыть и просушить.
Оборудование: камушек для росписи, кисточки, карандаш простой, ластик, краски акриловые или гуашевые, клеенка, небольшая плотная картонка, баночка с водой, влажная и сухая салфетки. Плотная картонка нужна для того, чтобы во время работы не брать камень непосредственно в руки (можно размазать непросохшую краску). Картонку можно поворачивать, как нужно, приподнимать, но только осторожно, чтобы камешек не слетел с нее.
№ п.п.
Этап работы
Инструменты и материалы
Изображение
Примечание

1
Покрыть камень желтой краской (или другой по выбору)
Краска, кисть, банка с водой

Подождать, пока высохнет

2
Разметить с помощью карандаша, где будут находиться глазки, ротик и т. д.
Карандаш простой

можно использовать тонкий фломастер, если карандашом плохо видны линии

3
Соответственно своей задумке, с помощью краски расписать смайлик

А) Нарисуем ротик красной краской
Краски, кисть тонкая, баночка с водой



4
Б) Розовой краской отметим щечки и носик




5
В) Черной краской тоненько обведем контур носа, нарисуем глазки и брови




6
Д) Нарисуем прическу – чубчик, у меня рыжий


Оставим подсушиться

7
Белой краской отметим белки глаз и блики на зрачках


Веселый смайлик готов, теперь его следует оставить сушиться. Примечание: если роспись выполнена гуашью, ее можно покрыть прозрачным лаком. НО, ЭТО МОЖЕТ ВЫПОЛНИТЬ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК!


Приятного творчества!

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Приложение № 5

Выполнение росписи по камню. Божья коровка

Технологическая карта
Для выполнения росписи годятся только гладкие камни. Камни с пористой структурой будут сильно впитывать краску. Прежде, чем начать работу, камни обязательно хорошо вымыть и просушить.
Оборудование: камушек для росписи, кисточки, карандаш простой, ластик, краски акриловые или гуашевые, клеенка, небольшая плотная картонка, баночка с водой, влажная и сухая салфетки. Плотная картонка нужна для того, чтобы во время работы не брать камень непосредственно в руки (можно размазать непросохшую краску). Картонку можно поворачивать, как нужно, приподнимать, но только осторожно, чтобы камешек не слетел с нее.
№ п.п.
Этап работы
Инструменты и материалы
Изображение
Примечание

1
Нанесение контуров рисунка: голова, крылья, подкрылья, брюшко
Простой карандаш, ластик

Так лучше, определить границы нанесения краски

2
Выполнение росписи:
А) Красной краской покрасить крылья

Картонка, акриловые или гуашевые краски, кисточка, баночка с водой.
Красная краска
А)
Если краска легла неравномерно, можно через некоторое время нанести следующий слой

3
Б) Белой краской выполнить подкрылья
Белая краска
Б)
Если через белую краску будет слегка просвечивать камень, то это еще даже и лучше, ведь подкрылья у этого жука - прозрачные

4
В) С помощью черной краски покрасить голову и брюшко между подкрыльями
Черная краска
В)
Теперь надо подождать, пока краска подсохнет

5
Г) С помощью карандаша отметить, где будут находиться точки
Карандаш простой
Г)


6
Д) Тонкой кисточкой нанести точки при помощи черной краски
Черная краска
Д)


7
Е) Тонкой кисточкой наносим ротик, глазки, и усики
Белая краска
Е)
Божья коровка готова, теперь ее следует оставить сушиться. Примечание: если роспись выполнена гуашью, ее можно покрыть прозрачным лаком. НО, ЭТО МОЖЕТ ВЫПОЛНИТЬ ТОЛЬКО ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК!



Приятного творчества!

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Приложение № 6

Выражение эмоций, мимика