Конспект совместной деятельности педагога с детьми в подготовительной к школе группе для детей с ОНР: «Почему птицы летают?»


Муниципальное образование
«Выборгский район» Ленинградской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гончаровская средняя общеобразовательная школа»
дошкольное отделение МБОУ «Гончаровская СОШ», расположенное по адресу:
Российская Федерация, 188901, Ленинградская область, Выборгский район,
поселок Перово, Проспект Молодежный, дом 16.
Конспект
совместной деятельности педагога с детьми в подготовительной к школе группе для детей с ОНР:
«Почему птицы летают?»

Проводила: Васильева Н.В.
Цель: Доказать, почему птицы летают?
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
-Закрепить знания детей о птицах.
- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприятие,
мелкую моторику рук, речевое дыхание.
- Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения, связную речь.
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам.
Предварительная работа:
 наблюдение за птицами;
 рассматривание иллюстраций;
 чтение художественной литературы;
 художественное творчество (лепка, аппликация, ручной труд);
 дидактическая игра: « Перелетные и зимующие птицы »). Материал: магнитофон, свеча, зажигалка, пух тополя, пластмассовые стаканчики, бумажные салфетки, тазы с водой, мыльные пузыри на всех детей, листы бумаги на всех детей по 2- шт., подносы, молнии, перья птиц (маховые, пуховые), лупы. Ход занятия: Дети сидят на диванчике и играют в пальчиковую игру.
Пальчиковая игра: « Эта птичка воробей,
Эта птичка соловей,
Эта птичка совушка – умная головушка».
Учитель-логопед:
- Сколько птичек назвали? (Ответы детей).
Учитель-логопед:
- На какие группы делятся птицы? ( Ответы детей: перелетные, зимующие, кочующие).
Учитель-логопед:
- Каких вы знаете перелетных птиц?
Учитель-логопед:
- Назовите зимующих птиц? (Ответы детей).
Учитель-логопед:
- Правильно, молодцы! Как человек помогает птицам? (Ответы детей: подкармливает птиц, вешает кормушки, строит весной скворечники).
Учитель-логопед:
- Чем питаются птицы? (Ответы детей: зерном, крошками, ягодами, насекомыми).
Учитель-логопед:
- Как птицы передвигаются? (Ответы детей: летают, прыгают, ходят).
Учитель-логопед:
- А человек тоже ходит и может прыгать, а может ли он летать?
(Ответы детей: нет, человек летать не может).
Учитель-логопед:
- Почему же тогда птицы могут летать, а человек нет? Хотите узнать? (Да!)
Учитель-логопед:
- Где летают птицы? (Ответы детей: по небу, по воздуху).
Учитель-логопед:
- Птицы летают по воздуху, а он есть?
Давайте попробуем с вами узнать есть ли воздух.
Пройдите в лабораторию. (Дети переходят к столам).
Опыт 1: (На столе пластмассовые стаканчики, бумажные салфетки, тазики с водой).
Учитель-логопед:
- Проверьте салфетку, какая у вас салфетка сухая или влажная? (Ответы детей: сухая).
Учитель-логопед:
- Сомните салфетку в кулаке и положите ее на дно стаканчика.
- Чтобы доказать есть ли воздух, переверните стаканчик вверх дном и быстро опустите его в воду. (Дети выполняют).
Учитель-логопед:
- А теперь выньте стаканчик из воды и проверьте салфетку?
- Какая у вас салфетка сухая или влажная? (Ответы детей: сухая).
Учитель-логопед:
- Почему у вас салфетка сухая? (Ответы детей: там оказался воздух, он не дал намокнуть салфетке).
ВЫВОД: воздух есть, птицы летают по воздуху.
Учитель-логопед:
- Вот мы и доказали, что воздух есть. А мы видим воздух? Можем ли мы его ощутить? ( Ответы детей: нет, не видим. Ощутить не можем ).
Опыт 2: ( На столе свеча, зажигалка. Учитель-логопед зажигает свечу ).
Учитель-логопед держит в руках зажженную свечу.
- Проведите ладошкой над свечой, под свечкой? (Дети выполняют указания).
- Какой воздух над свечкой? (Ответы детей: теплый).
Учитель-логопед:
- Какой воздух под свечкой? (Ответы детей: холодный).
Учитель-логопед:
- Скажите, какой воздух на улице? А в помещении?
Учитель-логопед:
- Можем ли мы ощутить воздух? (Да!)
ВЫВОД: Воздух можно ощутить. Воздух может быть теплым и холодным.
Физкультурная минутка.
(Под музыку, проводится подвижная игра: «Птички в гнездышках.)Учитель-логопед:
- Ребята, обратите внимание, мешает ли воздух нам делать движения? (Нет).
Учитель-логопед:
- Может он нам помогает? Давайте проверим.
Опыт 3:
Учитель-логопед:
Возьмите пушинки тополя и подуйте на них. Дети берут пушинки и дуют на них.
Учитель-логопед:
- Что с ней происходит? (Ответы детей: пушинка летает).
Учитель-логопед:
- Что мы делали? - Какая пушинка? (Ответы детей: Мы дули воздухом на пушинку, она легкая, может летать).Опыт 4:
Учитель-логопед:
- Возьмите мыльные пузыри и попускайте их. (Дети пускают мыльные пузыри).
Учитель-логопед:
-Что внутри пузыря?
- Какой пузырь? (Ответы детей: внутри пузыря воздух, пузырь легкий).
Учитель-логопед:
- Что происходит с пузырем? (Ответы детей: пузырь летает, потому что легкий).
Учитель-логопед:
-Каким предметам воздух помогает? (Ответы детей: воздух помогает легким предметам летать).
Учитель-логопед:
- Какой мы можем сделать вывод?
ВЫВОД: Воздух помогает летать легким предметам, значит птица легкая.
Опыт 5:
Учитель-логопед:
- Когда птичка летит, что она делает? (Ответы детей: она раскрывает крылья).
Представьте, что лист бумаги это раскрытые крылья, а смятый лист, сложенные крылья. (Учитель-логопед берет лист бумаги, сминает его и бросает смятый лист и не смятый, дети делают тоже самое).
Учитель-логопед:
- Какой лист бумаги летит дольше? Почему? (Ответы детей: не смятый лист бумаги летит дольше, а смятый сразу падает.Учитель-логопед:
- Какой мы можем сделать вывод?
ВЫВОД: Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень.
Учитель-логопед:
- Чем покрыто тело птиц? (Ответы детей: тело птиц покрыто перьями).
Учитель-логопед:
- Помогают ли они ей? Давайте убедимся.
Опыт 6: (Дети садятся за столы).
Учитель-логопед:
- У вас на подносах перья птиц. Возьмите большое перышко. Это перо называется маховое. Оно необходимо птице для полета.
Учитель-логопед:
-Помашите им. Что происходит с волосками на пере они расходятся или нет?
(Ответы детей: волоски на пере сомкнуты).
Учитель-логопед:
- Вы держите перо за стержень, стержень у пера полый, посмотрите (показывает) в нем находится воздух, а машет – опахало (сомкнутые волоски).
Опыт 7:
Учитель-логопед:
- Возьмите молнию, расстегните ее и застегните.
У птички все волоски пера соединяются, как зубчики на молнии.
Учитель-логопед:
- Возьмите лупу и рассмотрите перо под лупой. (Ответы детей: видно зубчики на волосках).
Учитель-логопед:
- Возьмите другое перышко. Чем оно отличается от махового? (Ответы детей: волоски не сомкнуты, оно пушистое, как пух).
Учитель-логопед:
- Возьмите лупу и рассмотрите перышко под лупой. Это перо называется пуховое. Оно необходимо птице для тепла.
Учитель-логопед:
- Есть ли зубчики на этом перышке? (Ответы детей: нет).
Учитель-логопед:
- Сравните перья. Какие они? (Ответы детей: маховое перо длинное, пуховое – короткое, они легкие, в стержне перьев - воздух).
ВЫВОД: Чем длиннее маховое перо, тем шире размах крыльев, птица дольше будет лететь. Стержень у перьев наполнен воздухом. Перья помогают птице быть легкой.
ИТОГ: Мы доказали почему птицы летают:
 помогает птице воздух,
 птица легкая,
 чем шире крылья, тем птица может дольше и выше лететь.
Дидактическая игра на классификацию, слуховое внимание: «Прилетели птички…»
Учитель-логопед произносит текст, в это время дети машут руками, как крыльями: «Прилетели птички: голуби, синички, воробьи, стрижи, вороны, зайцы …»
Как только называется не птица, а любой предмет, дети должны остановить учителя-логопеда и объяснить почему.