Конспект непосредственной образовательной деятельности по области познавательное развитие для детей старшей группы на тему : «Путешествие на дно Онежского озера»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа
«Детский сад №101 «Карусель»





Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по области познавательное развитие
для детей старшей группы
на тему :

«Путешествие на дно Онежского озера»







Воспитатель
Высшей категории
МДОУ «Детский сад№101»
Цупикова А.В.









г. Петрозаводск.
2017 год

Образовательная программа: «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Детский сад №101 «Карусель»
Раздел комплексно-тематического плана: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Участники мероприятия : дети 5-6 лет (подгруппа из 10 человек), воспитатель
Образовательные области : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: обобщение знаний детей о подводном мире Онежского озера.
Задачи:
Образовательные :
уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах Онежского озера;
учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами, путём   сравнения;
совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы, правильно строить предложения;
активировать и обогатить словарный запас (глобус, карта, батискаф, названия рыб Онежского озера);
Развивающие :
развивать воображение, устойчивое внимание, зрительную память, наглядно образное мышление, целостность восприятия;
Воспитательные :
воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту и многообразие подводного мира.
Актуальность :Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми .Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» дошкольника в интересную для них тему. В процессе общения с природой и окружающим миром ребёнок учится говорить, мыслить, общаться ,изучать нормы социальной и экологической культуры.
В настоящее время очень важно прививать детям любовь к родному краю, бережное отношение к природе. Ведь природа является источником материального и духовного состояния существования человека.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, картинок, чтение энциклопедий, дидактические игры («Парочки», «Обитатели морей, рек, озёр, океанов»), сюжетно-ролевая игра «Подводники», индивидуальное разучивание с детьми стихов и подготовка коротких рассказов о рыбах.


Методы и приёмы:
Словесные – чтение стихотворений и загадок, беседа, рассказы детей о рыбах;
Наглядные – глобус, презентация, картинки разрезные, иллюстрации;
Информационно-коммуникативный метод – диск с записью голоса Царицы Воды, диск с шумом воды, презентация;
Здоровье сберегающий метод – прослушивание звуков природы; разминка.
Оборудование и материалы: глобус, проектор, презентация, картинка с изображением подводной лодки (батискафа) разрезанная на 10 частей с цифрами от 1 до 10, разрезные картинки рыб (туловище, хвост, голова, плавники), ракушки, водоросли из цветной бумаги, музыкальный центр, диск с записью шума воды, диск с голосом Царицы Воды.


Ход непосредственно образовательной деятельности :

1.Вводная часть
Воспитатель загадывает загадку:
На ноге стоит одной Крутит, вертит головой Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (Глобус )
- Правильно, это глобус, а что такое глобус? (Глобус - это  модель Земли.)
- Ребята, а как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)
- Ребята, а что на глобусе обозначено синим цветом? (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
- А что обозначает зеленый цвет? (лес, трава – степи)
- А жёлтый и коричневый? (Песок - пустыни, горы)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля и что на ней находится. А находятся на ней водные просторы (океаны, моря) и материки (суша - земля).
- Посмотрите: этот материк называется Австралия, этот Африка, это Южная и Северная Америка. А это самый большой материк – Евразия.
- Ребята, а кто знает, на каком материке мы живём? (Евразия, на самом большом материке)
- Молодцы. Вы все отлично знаете.
- Кто мне скажет, как называется наша страна? (Россия) А как называется наш край, где мы живём? (Карелия)
2.Основная часть
- Ребята, давайте посмотрим на глобус и найдем наш край Карелию. (Воспитатель на глобусе показывает отметку г.Петрозаводска и обращает внимание детей на слайд, где территория Карелии показана более крупно)
Показ слайда №1-4
-В Карелии у нас тоже много озёр и рек. Какие самые большие озёра в Карелии вы знаете? (Ладожское озеро и Онежское озеро) показ слайда№5
Ребёнок 1 читает стихотворение:
Мне озёрная вода
Рада по утрам всегда
Я из озера ладошкой
Зачерпну воды немножко
Свежею своей водицей
Озеро всегда гордится
Приглашает понырять –
Невозможно отказать.

- Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, обнаружила на столе диск. Хотите его послушать? (Воспитатель вставляет диск с записью - музыка природы и голос царицы онежского озера):
«Дорогие, ребята, я Царица Воды Онежского озера, приглашаю, вас в своё царство, чтобы вы смогли увидеть многообразие и красоту подводного мира Онежского озера».
- Хотите отправиться в путешествие? (Да)   
- Ребята, а на чём можно туда добраться? (Подводная лодка, батискаф, комета, резиновая лодка)
- Верно, но лучше всего в такое путешествие отправится всем вместе в подводной лодке.
- Ой, подводная лодка то у меня разобрана. Поможете мне собрать её? (Дети собирают картинку подводной лодки с цифрами от 10 до 1)
- Устраивайтесь в лодке поудобнее по удобнее. (Дети выстраиваются друг за другом по номерам частей подводной лодки) Мы с вами отправляемся в подводное путешествие.
- Ребята, мы погружаемся всё ниже и ниже. Закройте глаза и послушайте звуки воды.    (Звучит плеск волн , шум прибоя) Показ слайда под водой №6, затем №7.
 

Показ слайда Царицы воды №8

Царица Воды - Ребята, я рада вас приветствовать в своём царстве. Я покажу вам свои богатства и познакомлю с подводными обитателями.
А для этого мы пройдём через волшебный тоннель. (Дети проходят через цветные обручи и идут на ковёр «подводное царство», на ковре ракушки, растения)
Царица Воды - Посмотрите, как красиво в нашем царстве. Показ слайда с рыбами.№9
- Что вы видите?
Воспитатель
- Здесь много рыб. А что общего у всех рыб? (Рыбы живут в воде, есть плавники, хвосты, чешуя)
- Чем отличаются рыбы между собой? (Окраской, размером ,формой тела и плавников)
- Как передвигаются рыбы? (Плывут с помощью плавников и хвоста).
-Да им помогают управлять движениями плавники и хвост.
- А почему рыбы могут жить только в воде? (Они не могут дышать обычным воздухом)
- Правильно, у рыб есть специальное приспособление для дыхания в воде - жабры.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, а каких рыб называют хищными? (Едят других рыб)
- Да, хищные рыбы питаются другими мелкими рыбками.
- А не хищные рыбы - чем питаются? (Водораслями, стеблями подводных растений)
- Каких только удивительных рыб не водится в озёрах. Недаром говорят «Рыбы-дети воды».

Дидактическая игра «Расскажи об обитателе озера»
Воспитатель
- Ребята вы наверное устали ходить по дну озера, давайте присядем на эти разноцветные камушки (Мягкие кубики или массажные коврики).
- Сейчас я вам загадаю загадки о рыбах, а некоторые ребята из вас расскажут вам о них.
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом – такая злюка!
Конечно, это .(Щука)
Показ слайда № 10
Рассказ ребёнка 2: У щуки огромная пасть и острые зубы. Они являются активными хищниками. Питаются не только рыбой, но и лягушками и головастиками, может даже напасть на уток и гусей.

Воспитатель
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак корней
Поймал трёх.(окуней)
Показ слайда№ 11
Рассказ ребёнка 3: Окуня ещё называют матросом, напоминающим тельняшку весь в тёмных полосках. Питается окунь только в тёмное время дня, он очень прожорлив.

Воспитатель
Колюч, да не ёж
Кто это.(Ёрш)
Показ слайда №12
Рассказ ребёнка 4: У ерша острые, колючие плавники, которые защищают его от врагов. Ерша ещё называют морским ежом.

Воспитатель
С серебристой чешуёй,
Не плотва. Какой большой
А копчёный – это вещь!
Догадались? Это... (Лещ)
Показ слайда №13
Рассказ ребёнка 5: У леща маленькая голова по сравнению с телом. Большую часть года лещ держится стаями, питается личинками насекомых, моллюсками, червями. Крупные лещи поедают и мелких рыбок.

Воспитатель
На рыбалку я пошёл
Место классное нашёл
Да, хороший я рыбак! Что в моём садке?
(Судак)
Показ слайда№14
Рассказ ребёнка 6: Судак – типичный хищник. Питается плотвой, окунями, ершами. В июле – августе ведёт ночной образ жизни. Судак проявляет заботу о своём потомстве, долго остаётся рядом с о своей икрой, отгоняя от неё рыбу.

Воспитатель
Эй, скорей сюда, братва,
Косяком прошла она.
Ловится на червяка,
Серебром горят бока. (Плотва)
Показ слайда №15
Рассказ ребёнка 7: Серебристые чешуйки украшают тельце этой рыбки. Обычно плавает косяками, питается водорослями. Из икринок появляются мальки – рыбёшки.

Воспитатель – Вот, умнички, так много онежских рыб знаете.
- Может вспомним, как рыбки в озере живут? Кто хочет провести разминку?

Физкультминутка «Рыбка в озере жила»
(Проводит ребёнок)
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла,
(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала.
(прыгаем ноги в стороны, вместе)
Возле берега червяк,
Извивается вот так,
(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)
Рыбка подплывает,
Червяка хватает.
(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))
Дернул леску рыбачек,
Да сорвался червячок,
(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)
Рыбка не попалась,
С червяком осталась.
(хлопаем в ладоши вверху)

Царица Воды - Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Собери рыбку».

Дидактическая игра «Собери рыбку».
Дети подходят к камушку. Ребёнок 7 раздаёт разрезные картинки из частей рыбы каждому ребёнку (хвост, плавники, голова, туловище). Дети собирают каждый свою рыбку и называют её. (Ёрш, плотва, лещ, окунь, судак, щука – картинки у некоторых детей повторяются)
Царица Воды - Молодцы, все справились с заданием и помогли рыбкам.
Воспитатель - Ребята, вам понравилось в рыбьем царстве?
- Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить это рыбье царство? (Не засорять реки, не бросать в них мусор, не мыть в реке машины, не срывать кувшинки) (Слайд №16)
Царица Воды - Ребята, мне я так рада, что вы много знаете об обитателях моего царства и знаете, как их защищать. Но вам наверное уже пора возвращаться в детский сад. Вернуться к вашей подводной лодке поможет волшебный туннель. До свидания.
Воспитатель - Прошу занять места в лодке. (Слайд №17)
Звучит сигнал с подводной лодки. Лодка всплывает, слышится шум озера. (Слайд №18)
Ребята садятся на стульчики.

3 .Заключительная часть

Воспитатель - Дети, вам понравилось путешествие? (Да)
- Что вы расскажете дома родителям?
- Каких мы сегодня видели рыб на дне Онежского озера?
- Как рыбы дышат в воде?
- Чем похожи между собой рыбы?
- А чем они отличаются?
- Пойдёмте теперь нарисуем рыб, которых мы сегодня видели.

И в заключении ребёнок 8 прочтёт нам стихотворение:
Жить в подводном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг!
Человек – природе друг!


Литература:
«Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология.». Волчкова В.Н., Степанова Н.В.-Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2008.
«Ознакомление с природой в детском саду». Соломенникова О.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2015.
«Природа Карелии: знай, люби, береги!». –Петрозаводск: Карелия,1992.
«Рыболовный спорт в Карелии». Васильев В.М.; - Карелия, Петрозаводск.1973.
«Сказы матушки Земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания». Лопатина А., Скребцова М.;-М.: (Серия «Образование и творчество»).2012.
«Сборник домашних заданий в помощь логопедам, воспитателям и родителям. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2006.
«Экологические занятия с детьми 5-6 лет». Бондаренко Т.М. – Воронеж.2009.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15