Конспек: непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Пять ключей».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 41

















Конспект
непосредственно образовательной деятельности по формированию
элементарных математических представлений в старшей группе
«Пять ключей».















Составила: воспитатель Чехова В.Е.





Иркутск, 2016 г.

Образовательная область: «Познавательное развитие» (ФЭМП)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» (музыка).
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции
образовательных областей: подгрупповая

Цель: Создать условия для развития у детей любознательности, познавательной активности.

Задачи:
Образовательная:
- Закреплять знания о цифрах от 1 до 5;
- Закреплять знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник);
- Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
- Закреплять знания о днях недели, времена года, месяцах.
Развивающая:
- Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, любознательность.
Воспитательная:
- Способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.
- Воспитывать интерес к занимательной деятельности

Активизация словаря: треугольник, прямоугольник, дикие животные, массаж

Оборудование и материалы: Сундучок, 5 ключей, три пластиковых бутылки 0.5л с прозрачной водой, голубая ткань натянута на три обруча (озера), мягкие подушки (кочки) по количеству детей, 15 объемных рыбок из бумаги с цифрами от 1 до 5 (3 набора), карточка с алгоритмом выполнения математического диктанта, мяч, мольберт.

Раздаточный материал: Наборы геометрических фигур по количеству детей (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), карточки А-4 для математического диктанта, карточки с цифрами от 1 до 5 (комплекты по количеству детей).

ТСО: Мультимедийный экран, ноутбук, телефон, флеш-накопитель с презентацией «Отгадай загадку», музыкальное сопровождение (звуки природы, музыка-релакс, телефонный звонок).

Предварительная работа: рассматривание картины «Среда обитания диких животных», д/и «Математический диктант», «Покажи, но не скажи»; конструирование «Дом», с/р игра «Архитекторы», чтение сказки К. Чуковского «Айболит», разгадывание загадок.



Форма проведения: игровая, проблемная ситуация
Возраст детей: старшая группа
Воспитатель: Чехова В.Е.

Формы организации образовательной деятельности:


Виды детской деятельности
Формы организации детской деятельности, в том числе совместно со взрослым.

1
Игровая
игра «Покажи, но не скажи»


2
Двигательная
физкультминутка массаж «»

3
Коммуникативная
постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, вопросы, слуховой диктант

4
Познавательно - исследовательская
Эксперимент (фокус) с водой (окрашивание)

5
Конструирование


6
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
-

7
Музыкальная
музыкальное сопровождение

8
Изобразительная
-

9
Восприятие художественной литературы и фольклора
загадывание загадок


Ход
Зал оформлен по сюжету «Озеро и полянка»: три озера, вокруг камыши, в каждом озере «плавают» по пять рыб с цифрами от 1 до 5, возле каждого озера лежат по пять кочек (подушки), справа мольберт с карточкой-алгоритмом, столы, установлено мультимедиа, на отдельном столике телефон и сундучок.
Дети находятся в группе вместе с воспитателем. Слышится стук в дверь, заходит доктор Айболит (взрослый в костюме и атрибутикой). Грустный, здоровается с детьми, дети тоже здороваются, приглашают его пройти в группу, воспитатель обращает внимание на то, что доктор Айболит почему-то грустный.
Д. Айболит: Ребята, у меня случилась беда, представляете, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро! Как мне быть? Я пришел к вам, попросить вашей помощи.
Воспитатель: Как мы можем помочь? Что нужно делать?






Айболит: Чтобы достать из озера ключ и открыть сундучок, вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть ларец с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут другие больные зверята.
Воспитатель: Поможем, ребята?
Дети: Да
Воспитатель: Надо отправляться в путь. Но сначала мы проверим, сможете ли вы помочь Айболиту. Я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Части суток». Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.
Игра «Части суток» («Закончи предложение»)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем (днём)
- Обедаем мы днём, а ужинаем (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)
- Сколько частей в сутках?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: (утро, день, вечер, ночь).
 Воспитатель: Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток?
Дети: (Утром.)
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Дети: (Осень)
Воспитатель: Назовите осенние месяцы
Дети: (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: Молодцы! Доктор Айболит, а еще есть задания для ребят перед тем, как мы отправимся в путь?
Игра «В какое время года?»
Айболит:
- В какое время года все купаются и загорают? (Летом).
- В какое время года птички улетают на юг? (Осенью).
- В какое время года расцветают подснежники? (Весной).
- В какое время года играют в снежки? (Зимой)
- В какое время года тает снег? (Весной)
- В какое время года с деревьев опадают листья? (Осенью)
- В какое время года появляются проталины? (Весной)
Айболит: Молодцы! Я думаю, что вы справитесь с моей просьбой и поможете достать нужный ключ из озера.
(Айболит уходит.)
Воспитатель: Ну что ж, ребята, мы тоже отправляемся в путь к озеру.
(Идут в оформленный музыкальный зал, где звучит музыка леса)
Ну вот, наконец то мы добрались до нужного места. Предлагаю вам расположиться там, где вам больше нравится. Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т.д., нам нужно рыбок расположить по порядку.
(Каждый ребёнок раскладывает в обруче рыбок с цифрами от 1 до 5).


Найдите рыбку с цифрой 1. Сейчас вы сядете на кочки, и мы посмотрим какое задание приготовила нам эта рыбка.
Воспитатель: Вы справились. Вот первая рыбка и задание 1.
1 ЗАДАНИЕ: Игра с мячом. «Скажи одним словом» (обобщение)
- Яблоко, груша, слива, лимон – (фрукты).
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – (мебель).
- Собака, кошка, корова, коза – (домашние животные).
- Папа, мама, бабушка, дедушка – (родственники - семья).
- Кубик, кукла, машина, мячик – (игрушки).
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – (обувь).
- Пчела, стрекоза, муха, жук – (насекомые).
- Самолёт, вертолёт, ракета – (воздушный транспорт).
Игра «Из чего сделаны предметы?»
- Мяч из резины – резиновый.
- Мяч из пластмассы – пластмассовый.
- Стакан из стекла – стеклянный.
- Матрёшка из дерева – деревянная.
- Утка из резины – резиновая.
- Игрушка из меха – меховая.
- Поделка из бумаги – бумажная.
- Гвоздь из железа – железный.
Воспитатель: Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Найдите рыбку с цифрой 2. Молодцы!
2 ЗАДАНИЕ: Игра «Загадки - отгадки».
Воспитатель: Если отгадаете, про какое животное я загадала загадку, то оно появится на экране.
1) «Летом бродит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос».
             (Медведь).
2) «Серый, зубастый, по угодьям рыщет. Кого съесть ищет».
               (Волк).
3) «Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета».
                     (Заяц).
4) «Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет».
                     (Лиса).
Воспитатель: Ребята, а как можно одним словом назвать этих животных? Правильно, дикие животные. За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ. А где третья рыбка?
(Дети находят рыбку с цифрой 3).
3 ЗАДАНИЕ: Она предлагает нам просто отдохнуть.
(Ребята встают в круг друг за другом по несколько человек и делают друг другу массаж на спине)
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)


Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями) выполняют 2-3 раза
Воспитатель: Молодцы!  От рыбки получаем ещё один ключ. Следующее задание 4. (Садятся за столы).
4 ЗАДАНИЕ: Игра «Что где находится?»
(слуховой математический диктант)
Воспитатель:
В середине – круг.
В правом верхнем углу – квадрат.
В левом нижнем углу – овал.
В правом нижнем углу – треугольник.
В левом верхнем углу – прямоугольник.
Воспитатель: Хорошо. А теперь давайте проверим, как мы справились с заданием (воспитатель выставляет карточку-алгоритм для проверки выполненного задания) Все правильно сделали?
Рыбка даёт нам четвёртый ключ. И посмотрим последнее задание. Осталась одна рыбка. Какая цифра?
Дети: Пять
Воспитатель: Правильно, 5.
5 ЗАДАНИЕ: Игра «Не скажи, а покажи»
Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы мне будете показывать карточку с нужной цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у двух собак? - Сколько ушей у двух мышей? - Сколько хвостов у двух котов? Воспитатель: Все верно, показали. Молодцы! Рыбка даёт нам ещё один ключ. Итак, сколько у нас ключей?
Дети: Пять.
Воспитатель: Пора звонить доктору Айболиту.
(Звонят доктору. Заходит Айболит).
Айболит: Какие у меня замечательные помощники. У вас 5 ключей. Только к сундучку может подойти и открыть его только один ключ. Сейчас вам предстоит подобрать ключ к сундуку, открыть его и достать волшебную воду.
(Дети с воспитателем подбирают ключ. Находят нужный, открывают сундук и достают волшебную воду, она просто прозрачная).
Воспитатель и дети: Она же прозрачная, это обыкновенная вода!
Айболит: Да это простая прозрачная вода. Но мы с вами сейчас будем делать из нее волшебную воду, которая вылечит бедных зверят в Африке.
(дети помогают накрыть бутылки с водой тканью, говорят волшебные слова, трясут бутылки и получается разноцветная вода: желтая-антикашлин, красная- антиангин, зеленая- антитемпературин).



Айболит: Самая настоящая волшебная вода! Спасибо за помощь! Скорее отправляюсь в Африку лечить зверей, и обязательно расскажу им, как вы помогли мне. А еще в сундучке лежит сюрприз и для вас- витамины, чтобы вы не болели. До свидания!
Дети: До свидания!
(Воспитатель и дети находят в ларце витамины.)
Воспитатель и дети: Спасибо! (возвращаются в группу, в группе на видном месте расположены книги про доктора Айболита, пластилин, игра «Зоопарк», д/и «Сделай как на картинке», «Найди такую же фигуру в группе», «Посчитай зверят»)


Ађ Заголовок 115